Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, с основными дорожными знаками, с сигналами светофора.
- Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
- Закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы.
- Развивать умение использовать знания в повседневной жизни.
Оборудование: оформление группы: на центральной стене, полотно с изображением улицы, светофор, дорожный знак “Поворот” и другие знаки, проектор, экран, ноутбук, письмо.
Действующие лица:
ведущая (взрослый);
дорожный знак;
кот;
светофор.
(Дети сидят полукругом на стульчиках, на стене висит светофор и дорожные знаки. Звучит спокойная мелодия).
Ведущая: (читает стихотворение Я. Пишумов “Песенка о правилах”)
Везде и всюду правила
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Ведущая: Ребята, закон улиц и дорог, который называется “правила дорожного движения”, строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот знак и очень добрый: он охраняет людей, т.е. пешеходов от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.
- Ребята, как называют людей, идущих по улице? (пешеходами)
- Мы с вами тоже идем по улице, значит мы пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения.
- Какие они?
(Показ соответствующих картинок или слайдов на экране, сопровождающие правилами)
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару.
- Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора или по пешеходному переходу (на дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и пешеходам и водителям)
- Пешеходы идут по обочине (если нет тротуаров) навстречу транспорту. Они видят машины, которые идут навстречу на загородных дорогах.
Ребенок: (отрывок их стихотворения С. Михалкова “Скверная история”)
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
И там где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
- Если выходишь на улицу, посмотри сначала налево, потом направо.
- Когда идешь по улицам города, будьте осторожны! Не торопитесь.
- По обочине идти шагом, подальше от края дороги.
- Проходя мимо ворот, нужно быть особенно осторожными! Из ворот может выехать машина.
- Осторожно проходить мимо стоящего автомобиля. Пассажиры могут резко открыть дверь и ударить вас.
Подвижная игра “СТОП” (слова водящего: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!”)
Ведущая: Я совсем забыла к нам в детский сад пришло письмо, вот послушайте. (Читает)
“Мы жители страны Дорожных Знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-Неумехе. И теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!”
Ведущая: Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных знаков, светофора и четких строгих правил очень трудно и машинам и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных Знаков?
Дети: Да! Да!
Ведущая: Ну что же, тогда давайте не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней.
(Исполняется песня “Песенка веселых друзей”)
(Входит дорожный знак “Поворот”, на груди у него перевернутая обратной стороной табличка с изображением дорож. знака) (Он плачет)
Ведущая: Кто это?
Дорожный знак: (грустно) Я – Дорожный Знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. Какой именно я знак, вы узнаете только тогда, когда отгадаете эти загадки.
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.(АВТОМОБИЛЬ)
В два ряда дома стоят
10,20,100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.(УЛИЦА)
Дорожный знак: Загадки вы отгадали правильно. А теперь смотрите (переворачивает табличку) узнаете меня? Я знак “Поворот”, где вы меня можете встретить?
Дети: На дороге.
Ведущая: Правильно.
Ребенок:
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед
И вижу – скоро поворот!
Ведущая: Помните, ребята: выезжать на велосипеде на проезжую часть улицы, дороги разрешено лишь тем, кому 14 лет. А сейчас поиграем в музыкальную игру “Кто быстрей займет свое место”
(Выбегает кот в конце игры)
Ведущая: Кто это?
Кот: Я ученик светофоровых наук – Кот.
Ведущая: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Ведущая: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу.
Кот: Как? На четырех лапах.
Ведущая: Ребята, правильно он ответил?
Дети: Нет!
Ведущая: А как надо?
Ребенок:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Ведущая: Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос? Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот: Надо обойти автобус. А еще проще – пролезть между колесами.
Ведущая: Ребята, давайте поможем Коту, он совсем запутался.
Дети: Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. А если рядом есть обозначенный пешеходный переход, надо переходить только по нему.
Ведущая: А теперь, Кот, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущая: А почему?
Кот: Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как!
Ведущая: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет!
Ребенок:
Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу
Должны умножения.
Все дети:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Кот: Спасибо, вы многое знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения.
(Кот садится на стульчик к детям)
Ведущая: Ребята, посмотрите, что это такое?
(Показывает на светофор, читает стихотворение В. Кожевников “Светофор”)
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет: “Нет!”
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит –
Проходите – говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Всё, что хочет он сказать!...
(Звучит песня “Светофор”)
Ведущая: Сейчас мы проверим, умеете ли вы быть внимательными и знаете ли сигналы светофора.
Игра “Светофор”
(На зеленый свет дети легонько притопывают ногами, имитируя ходьбу, на желтый хлопают в ладоши, на красный соблюдают полную тишину).
Ребенок:
Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый – проходи!
Кот: Я открою вам одну тайну: я знаю, как спасти Дорожные Знаки.
(Дети встают со стульчиков с перевернутыми табличками – знаками полукругом)
Кот: Нужно сказать такие волшебные слова: “Знаки, знаки! Отзовись, к нам скорее возвратись!”
Ведущая: Осталось спасти светофор. Как же можно попасть к нему?
Дети: По пешеходному переходу.
(Появляется Светофор)
Светофор: Спасибо, друзья, что вы выручили меня. Кто я? Узнали?
Дети: Да, ты светофор.
Светофор: Если бы не было меня, руководителя движения, всё на дороге пошло бы кувырком: машины бы сигналили, мчались через дорогу взрослые и дети, совершались бы аварии. Но такого нет, потому что в жизни дороги есть Я - светофор. Взмах “дирижерской палочки”: красный – стой, ни шагу вперед: опасность! Светофор грозен, ослушаешься – попадешь в беду. Желтый – легкая тень улыбки: приготовься. Зеленый – засмеялся светофор: иди, путь открыт. Вот так каждый день вы, ребята, переходите улицу с помощью меня, вашего друга – светофора.
Ведущая: Молодцы, ребята, ваши правильные ответы и знания помогли одолеть Помеху – Неумеху, спасли от нее Дорожные Знаки и Светофор. На улицах страны Дорожных Знаков не будет больше беспорядка. Светофор и знаки дорожного движения – наши надежные друзья. В детском саду мы будем постепенно узнавать что-то новое, и, когда вы пойдете в первый класс, вы будете знать все главные правила дорожного движения.
(Под веселую музыку Дорожный Знак, Светофор и дети танцуют)
(Светофор раздает детям угощение, прощается и уходят)