Данная работа посвящена изучению темы “Плакат”. Урок интегрированный: литературное и музыкальное сопровождения дополняют основные сведения и дают возможность учащимся глубже прочувствовать тему. При проведении урока используются инновационные методы: элементы проектной деятельности, групповая работа. Опережающие задания, постановка проблемы с последующим решение. Проблемная постановка урока побуждает учащихся к размышлениям и выводам. Проектная деятельность и групповая работа в практической части сплачивает детей, вырабатывает умение планировать работу и выполнять ее коллективно. Урок имеет триединый характер: познавательный, развивающий и воспитывающий, что является необходимым условием любого урока творчества. Объяснение материала сопровождается компьютерной презентацией, содержащей яркий наглядный материал, практическая работа выполняется под музыку (Приложение 1).
Ключевые понятия.
Плакат, композиция, тема, цвет, агитация, экология, политический, социальный.
Тема: Плакат.
(2 урока)
Задачи:
1) познакомить учащихся с понятием “плакат”, его назначением, средствами выразительности.
2) учить видеть красоту образного языка плаката.
3) учить использовать средства выразительности плаката для отражения идеи.
4) прививать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе.
5) развивать творческие способности детей.
6) вырабатывать аналитическое мышление в вопросах, относящихся к современной рекламе.
Задание: выполнить плакат на тему “Защита окружающей среды”.
Материалы: простой карандаш, резинка, линейки разных размеров, маркеры разных цветов, фломастеры, ватман, цветная бумага, клей, кисти, гуашь, ножницы, циркуль, бумага для эскизов.
Зрительный ряд:
1. Плакаты:
А. Куприн “Надо любить всё...”, “Спаси...”, “Береги лес от пожара”, В. Б Корецкий “Воин Красной Армии, спаси!”, В. С. Иванов “Пьем воду родного Днепра...”, “Святая кровь героев Крыма...”, Д. С. Моор (Орлов) “Помоги”, И. М. Тоидзе “Родина-мать зовет!”, “Беспощадно разгромим...”, М. Гордон “Его величество рабочий...”, М. Лукьянов “Вперед заре навстречу”, “А как же я?”, “Инвалиды больше не могут ждать”, “Одиночество – это гибель...”, “Лесов потеря невосполнима”, “Туристы, берегите птиц” (на компьютерной презентации).
2.Плакат, выполненный учителем “Идущему к знаниям – светлая дорога”.
3.Фотографии с изображением природы, людей, собирающих мусор (на компьютерной презентации).
4.Афиши,выполненные художником КБР Бгажноковым.
(Весь зрительный ряд продемонстрирован на компьютерной презентации.)
Литературный ряд: высказывание В. Н. Дени, письмо С. И. Танеева П. И. Чайковскому.
Музыкальный ряд: Ю. Темирканов “Сюита для симфонического оркестра”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
(На доске висит плакат под названием “Идущему к знаниям – светлая дорога”.
Сбоку написаны слова: станковый рисунок, графика, плакат, гравюра, рисунок.)
Учитель:
– Сегодня, ребята, нас ждет очень интересная тема. И мне хотелось бы, чтобы вы сами ее назвали. Посмотрите на это изображение и подумайте, каким из данных слов мы его можем назвать? (Плакат.)
– Верно. Это и есть наша сегодняшняя тема. Думаю, вы все слышали слово “плакат”. Скажите, почему вы решили, что это плакат, как вы понимаете это слово? (Высказывания детей.)
Учитель:
– Хорошо. Теперь будьте внимательны, чтобы хорошо справиться с заданием, которое я дам после нашей беседы.
Сначала посмотрим, какую формулировку этого понятия дает нам словарь. (На проекторе слайд с формулировкой.)
– Итак, плакат – настенный лист, крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.
– Посмотрите на мой плакат. Соответствует ли он данной формулировке? (Да.) Почему? (Есть рисунок и запись.) А как вы думаете, какую роль в данном случае выполняет плакат: агитационную, рекламную или учебную? (Ответы учащихся.)
Учитель:
– Плакат – это вид графики, самый массовый и общедоступный, то есть он предназначен для большой массы людей. Как уже было сказано, плакат обычно представляет собой изображение, рисунок, сопровождаемый текстом. В построении плаката не существует каких-то постоянных схем и приемов. Композиция, цвет и шрифт плаката тесно связаны с его содержанием, с его темой, и поэтому в выполнении каждого плаката находится свое особое решение. (Показ слайда.)
– Плакат выполняет задачи наглядной агитации, рекламы и обучения. (Показ слайда.) Как вы понимаете каждую из этих задач? (Высказывания ребят.)
– Раз плакат к чему-то призывает, что-то рекламирует или кого-то обучает, подумайте, какими свойствами, качествами должен обладать плакат, чтобы выполнить свои задачи? (Ответы детей.)
Сделаем из сказанного вывод. (Основные свойства плаката: максимальная доходчивость, четкость, эмоциональность, лаконичность.) (Показ слайда.)
– По назначению плакаты делятся на политические, социальные, производственно-технические, культурно-просветительские, учебные, экологические. (Название каждого вида плакатов сопровождается наглядными примерами. Рассматривая плакаты, дети раскрывают суть и назначение каждого вида, делают выводы.)
– По средствам исполнения плакаты бывают графические и живописные, чаще плоскостные, объемно-пространственные или комбинированные, одноцветные или многоцветные. (Показ слайда.) Кто внимательно рассматривал плакаты и может назвать, какие средства исполнения он увидел? (Ответы детей.)
Хотелось бы отметить, какие бывают плакаты по технике воспроизведения: печатные, трафаретно-шелкографические, световые. (Показ слайда и краткое пояснение по каждому пункту.)
– Теперь обобщим наши знания. Что вам запомнилось на уроке? Какие моменты показались наиболее интересными? (Мнения учащихся.)
Учитель:
– Молодцы, сделали хорошие выводы. А вот как говорил о плакате известный художник-плакатист В. Н. Денни: “Плакат не есть длинное чтиво; отнесись к зрителю бережно, учтиво. Плакат должен быть ясен и прост. Таков плаката пост. Плакат есть стрелка-молния к знанию зрителя, – будь зрителю вроде молниеносного учителя. Взглянул зритель – мыслью объят – вот это есть плакат!”
Вот как ярко Дени сумел донести до нас суть плаката. Хочу вам сказать, что плакат еще называют искусством сегодняшнего дня. Как вы думаете, почему? (Мнения ребят.)
– Верно. В отличие от шедевров великих художников, которые во все времена волнуют своих зрителей, плакат появляется к началу возникновения проблемы и исчезает тогда, когда он перестает быть нужным. И если шедевры изобразительного искусства могли рождаться годами, то плакат должен появиться быстро, как только возникнет проблема. Как вы думаете, ребята, какие из увиденных вами плакатов отражают наши сегодняшние проблемы, а какие не актуальны в современной жизни? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)
– Все верно. Но мне хотелось бы обратить внимание на плакаты времен Великой Отечественной войны. Они как бы вышли за пределы короткой жизни плакатов и во главе с плакатом “Родина-мать зовет!” увековечили память о себе. Я считаю, что эти плакаты достойны называться шедеврами во все века, так как они сопровождали наш народ в те страшные годы войны, давали силы, надежду и непоколебимую веру в победу над фашистами. Они вдохновляли людей на величайшие подвиги. Эти плакаты – хранители трагической и, в то же время, Великой истории Великой Отечественной войны, через ужасы которой пришлось пройти нашим дедам и прадедам. Помните, ребята, об этом!
– Теперь вернемся в настоящее. В наш век информационных технологий плакаты все чаще вытесняются. Подумайте, чем они вытесняются и что часто выполняет функции плакатов? (Рекламы радио и телевидения, рекламные щиты, неоновые рекламные вывески.)
– Совершенно верно. Но, к сожалению, сегодня реклама зачастую является не помощником в решении проблем, а, наоборот, становится антирекламой, то есть несет ложную информацию. Потому сегодня необходимо быть бдительными и проверять достоверность предлагаемой вам информации в рекламах.
– Говоря о плакатах, мы отметили, что они появляются тогда, когда возникает проблема. На сегодняшний день такой глобальной проблемой является проблема экологии. Она обрела мировые масштабы, но давайте сейчас поговорим о нашем крае. Ведь чистота на всей планете будет только тогда, когда каждый человек будет беречь край, в котором он живет, и так же относиться к любому уголку природы нашей земли.
Уникальная природа Кабардино-Балкарии, несравненная по своей красоте и первозданности, издавна привлекает многочисленных туристов со всего мира. Об этом свидетельствует письмо русского композитора С. И. Танеева своему учителю П. И. Чайковскому: “Милый друг мой, Петр Ильич!... Впереди Эльбрус, то скрывающийся за скалами, то вновь обнаруживающийся, принимающий все более и более чудовищные размеры. Мы едем то голыми скалами, то лесами, где деревья необычайного для нас роста, то пространствами, сплошь усеянными как бы драгоценными каменьями, самых ярких красок, усыпанными золотыми блестками и, как искры, рассыпающимися под ногами лошадей. Прибавь к этому горный воздух, который вбираешь в себя и не можешь им надышаться, ключевую воду, в обилии попадающуюся по дороге”. (Параллельно высказыванию показываются соответствующие слайды, когда проговариваются выделенные слова.)
– А сейчас наша сказочная великолепная природа терпит бедствие. Она засорена, испорчена людьми и просит о помощи. Посмотрите на этот слайд (показ слайда). Наш седой Эльбрус, такой величественный издалека, имеет вот такой плачевный вид вблизи (слайд). Склоны двуглавой горы усеяны мусором. Но, как вы видите, есть люди, которые не равнодушны к проблемам природы и которые пытаются помочь ей. К сожалению, очень много и бездушных, черствых людей. Ваша задача сегодня: сделать экологический плакат о природе нашего края, который заденет сердце каждого человека.
3.
Практическая работа.Ребята делятся на группы по 4 человека. Каждая группа выполняет работу в той технике, которая для нее наиболее приемлема.
Учитель дает 5 минут на обсуждение названия, композиции, средств исполнения плаката, консультирует учащихся. Потом раздает соответствующий материал для работы.
Учитель:
– Я уверена, что мелодия великолепия нашей природы, подаренная людям великим Юрием Темиркановым, вдохновит вас и поможет создать прекрасные работы.
(Практическая работа проходит с музыкальным сопровождением 30 минут.)
После завершения работы каждая группа защищает свой проект.
4.
Итог.Учитель: Вы очень постарались и проявили максимум фантазии, творчества, что очень меня радует. Все поработали на “отлично”. И в завершение я хочу вернуться к началу нашей встречи и сказать вам: будьте всегда любознательными, стремитесь к знаниям, любите и цените ту красоту, которая вас окружает. Берегите свою землю и цените жизнь!