Урок "Понятие о местоимении. Местоимения и другие части речи. Роль местоимений в речи"

Разделы: Русский язык


Цель урока: раскрыть особенности значения и употребления местоимений в речи, показать их соотнесённость с существительными, прилагательными, числительными, наречиями.

Ход урока

I. Актуализация знаний о местоимении.

- Какая часть речи называется местоимением?

- Какие разряды местоимений вы знаете с начальной школы?

II. Роль местоимений в речи.

Обдумывание речевых ситуаций, в которых употребляются местоимения. Упр. 622 (4, 227).

- Почему возможны разные варианты ответа на каждый вопрос? (Возможны разные варианты ответа на каждый вопрос, т.к. местоимения не называют предметы, признаки, а указывают на них. Следовательно, одно и то же местоимение может указывать на самые разные признаки, предметы.)

Об этой особенности местоимений сочинил стихотворение П. Чесноков:

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значения всегда мне надо указать.

1. Эту особенность местоимений, использованных в начале рассказа, предпочитают писатели, чтобы вызвать интерес к дальнейшему повествованию. (Можно предложить выполнить упражнения на выбор или все)

1) Упражнение 627 (4, 229).

2) Упражнение 231 (2) представлено рассказом А. П. Чехова “ Моя она”.

3) Упражнение 284 (1, 160-161).

2. На каком свойстве местоимений основаны загадки? Какие слова скрываются за местоимениями? Найдёте эти слова - разгадаете загадки!

1) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчёлы)

2) Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя. (Комар)

3) Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю. (Тесто)

3. Определите роль местоимений в тексте. Сделайте вывод.

I группа. Упражнение 146, 148 (3, 114-115). Местоимения выступают в качестве морфологического средства связи предложений в тексте.

II группа. Упражнение 157 (3, 119). Местоимения могут заменять в тесте несколько предложений.

III группа. Счастье иметь друга, который не отречётся от тебя в трудную минуту. Местоимение который – средство связи простых предложений в составе сложного.

IV группа. Как вы понимаете смысл слов Д. Розенталя: “ Осторожно, местоимения!” Какие особенности местоимений могли стать причиной предупреждения Розенталя?

4. Работа по исправлению речевых ошибок.

1) Упражнение 626 (4, 229).

2) Прочитайте предложения. Что нужно учесть, чтобы предложение имело правильный смысл?

- Крокодила хотел снять кинооператор. Он медленно полз к нему на брюхе, открыв огромную зубастую пасть.

- Я взял из книжного шкафа словарь и оставил его открытым.

(Чтобы не возникло путаницы, обязательно следите за тем, чтобы местоимение оказалось недалеко от того существительного, которое оно заменяет)

3) Перестройте предложения так, чтобы не было смешной путаницы, и запишите их.

- Около клетки с павлинами толпились любопытные, которые распустили свои пышные хвосты.

- Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали.

5. Сообщение ученика о частотности употребления местоимений в речи.

Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов. В общем списке частотных слов из 50 слов 22 местоимения.

III. Соотнесённость местоимений с другими частями речи.

1. Послушайте текст. Какие местоимения встретились в тексте? Кто больше назовёт местоимений?

Текст на доске.

Будьте любезны, - обратилось Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило.

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, именные части речи вместо себя оставляют своих заместителей – местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников.

- О какой особенности местоимений говорится в тексте? (Местоимения заменяют самостоятельные части речи, которые в тексте названы именными. Это существительные, прилагательные, наречия, числительные)

Об этой особенности местоимений говорил учёный-лингвист А. Реформатский.

Местоимения “как запасные игроки на футбольном поле или “дублёры” в театре выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно “ освобождают игру” знаменательные слова”.

2. Запишите слова Реформатского в виде предложения с прямой речью. Обратите внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.

- Какие самостоятельные слова могут заменять местоимения?

3. Упражнение 624 (4, 228). Распределительный диктант. Ключ к выполнению задания находится в вопросах в опорной записи на странице 228.

4. Найдите местоимения в тексте. Укажите, с какой частью речи соотносится каждое из них?

Он раздвинул кусты жимолости сирени и скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним. Между стволами черёмухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня за собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. (Короленко)

1) - Из какого произведения взят отрывок?

- На кого указывают местоимения в I предложении?

- Почему важно вспомнить, из какого произведения взят отрывок?

2) - Можно ли, не выполнив I часть дополнительного задания , ответить на следующий вопрос? Почему? Как это связано с особенностями значения местоимений?

Комментарий учителя. Так учащиеся подводятся к одному из основных правил использования местоимений: с них, как правило (особенно местоимений 3 лица) не начинают высказывание. Надо сначала назвать предмет (лицо), а уже затем обозначать его местоимением. Отступления от этого правила возможны только тогда, когда писатель хочет заинтересовать читателя.

IV. Итоги.

- Что называется местоимением?

- Какую роль местоимения выполняют в речи?

- С какими частями речи соотносится местоимение?

- Если местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них, если одно и то же местоимение может обозначать разные предметы, признаки, количество, как же мы понимаем, что обозначает местоимение в каждом случае его употребления в речи?

V. Домашнее задание.

Параграф 121, 122. Упражнение 628 (устно) , 629 (письменно). (4, 230).

Используемая литература:

1. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Т. М. Пахнова, Т. А. Костяева, А. Ю. Купалова; Сост. Т. М. Пахнова. – М.: Просвещение, 1997, - 192 с.

2. Нечаева Н. В., Петрова Е. И. Русский язык. 6 класс. Учебник. -2008.

3. Никитина Е. И. Русский язык: Русская речь. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: 2009. - 156.

4. Русский язык. Практика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. Г. К. Лидман-Орловой. -М.: Дрофа, 2008. - 318.