Цели урока.
1. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
2. Дать представление о народных промыслах населения Центральной России и Воронежской области.
3. Воспитание патриотических и гражданских чувств к своей малой родине, гордость за свое Отечество.
Первый этап. Подготовка к уроку
Примерно за месяц до проведения урока необходимо познакомить учащихся с темой и целью урока, предложить темы сообщений и план изложения материала, источники получения информации. Ребята объединяются в группы по 2-3 человека. Из тем, предложным учителем, ребята выбирают те, которые их заинтересовали больше всего.
Трудность работы в том, что надо найти и показать продукцию данного промысла (хотя бы в виде иллюстраций) и дать рекламу этой продукции. Время выступления не более 7 минут.
Примерные темы:
1. Жестовские подносы.
2. Вологодское кружево.
3. Поэтический мир Гжели.
4. Хохломское искусство.
5. Павловские шали.
6. Русская игрушка.
7. Сказочный мир Палеха.
8. Русская финифть.
Второй этап. Проведение урока
Ход урока
1. Слово учителя (на фоне народной музыки)
Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок, цель которого познакомиться с народными промыслами России, побывать на ярмарке в Россошанском районе, который тоже славится своими достижениями в этой области.
Этот вид искусства непосредственно связан с географическими особенностями района. Они имеют народнохозяйственное значение и занимают значительное место в экспорте страны.
Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйства и культурой развития района, и в большинстве своем они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы – важнейший элемент культуры и быта населения.
Народные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, использованному материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная вышивка, кружевоплетение, ковроткачество, роспись по дереву, резьба по кости, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и другие. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр – наиболее известный и характеризующийся большими размерами производства, и большим числом занятых в нем. К таким районам, прежде всего, можно отнести Центральную Россию.
Вы в течение месяца готовили материал по этой теме. Я предоставляю слово 1 группе ребят, другие слушают выступления и заполняют таблицу (Приложение №1).
2. Слово учащимся.
3. Между докладами учащиеся показывают рекламу своей продукции.
Реклама (например):
А. Жестовский поднос
Просто сказать и показать несколько)
Поднести, угостить и подать,
В будний день людям праздник создать,
Он красив, в обращении прост
Этот жестовский русский поднос.
Радость Вашего дома – жестовские подносы фабрики деревни Жестово!
Б. Хохлома.
(Пропеть, миниинсцинировка)
День рождения был скучным безрадостным,
Совсем непохожий на праздник семьи,
Пока не появилась хох – ло – ма!
Хохлома – это золота цвет,
Хохлома – ярких красок букет,
Это лака мягкий взор,
И причудливый узор,
Это настроенье всех,
Это радость и успех!
Хохлома!
Украсьте свой дом русской хохломой!
В. Павловские шали.
(Поется на мотив песни “Напилася я пьяна…) – “Золотое кольцо”, во время хоровода шали на плечах)
В этих шалях любая
Станет краше и строже,
В этих Павловских шалях женщина
На богиню похожа.
В этих Павловских шалях женщина
На богиню похожа.
Девочка – Павловские шали для любой женщины!
Мальчик – Павловские шали для любой девушки!
4. Мы с Вами послушали выступления всех групп. Через 2 мин. проверим заполнение таблицы.
Третий этап. Ярмарка
(Надо подготовить товар и трех коробейников( два мальчика и одна девочка, одеть их в русские костюмы)
Цель: Показать, что в нашей Воронежской области есть мастера и умельцы, чьи руки способны творить чудеса. И пусть единого известного всем промысла нет, все же руки золотые для наших земляков не в диковинку.
1 коробейник:
(несет плетеные корзины, изготовленные учителем музыки г.Россошь - Журавлевым А.Н.)
Подходите! Подходите!
На товары посмотрите!
Я привез товар для Вас,
Но, простите, на показ.
Его сделал наш земляк.
Его руки золотые
Это чудо сотворили.
А зовут его – Журавлев А.Н.
2 коробейник:
(несет деревянные ложки, половники, ковши)
Ложки, ложки, есть и поварешки!
Не заморские мадонны, а девицы из Мамона
Изготовили товар,
Вот на ярмарке продам!
Сами ложки вырезали,
Сами лаком покрывали,
И людишек удивляли.
За работу бью поклоны
Мастерицам из Мамона!
3 коробейник:
(несет кружева: овальные, круглые, воротнички)
Мы, друзья, не вологдчане,
Но плетем умеючи
Кружева из легкой ткани
Сидя на скамеечке.
Белые, изящные – чудо настоящее!
Это – Оленька сплела,
Это – Тани кружева,
Ну, а вот воротник,
Сплел Алешка озорник!
1 коробейник. Разве можно промолчать?
2 коробейник. Разве можно не сказать?
3 коробейник. В этот подходящий час
Хором: Что таланты есть у нас!!!
Учитель:
Да! Товары у гостей
Из различных областей!
Из Казани и Рязани,
Костромы и Хохломы,
Полетела слава эта о чудесных мастерах
По всему по белу свету через горы и моря
Ну-ка, глядя на витрину,
Проведем - ка викторину:
(Можно взять любые вопросы по этой теме)
Звучит музыка (на фоне музыки читает чтец)
Промыслы России – руки золотые,
То поля и небо, то луга в цветах,
То моя Отчизна, то - частица жизни,
То глаза и сердце, и тепло в руках
От отца к сынишке, от сынишке к внуку
Со талантом вместе переходит свет,
Нет прекрасней доли, чем в любимом доме
Для людей хороших посылать привет:
Вот поднос из жести, весь в цветах и свете,
Шали для любимых – лучше нет на свете,
Русская игрушка Темочке с Василием,
Дай Вам бог здоровья, мастера Российские!
Подведение итогов.
Итоги подводит учитель, анализируя сообщения по темам, проводя беседу с учащимися по таблице. Оценки по итогам урока выставляются всем членам группы, т.е. всему классу.
Рекомендации по подготовке урока (для учащихся)
1. Выбери тему по интересу, подбери необходимую литературу.
2. Отбери наиболее интересный материал и кратко изложи его в тетради по плану:
А) место и время зарождения промысла;
Б) история развития промысла;
В) художественные особенности промысла, сюжеты и продукция;
Г) реклама продукции;
3. Подбери готовую продукцию.
4. Подготовь рассказ по тексту, постарайся излагать его кратко и красочно.