Цели:
Оснащение: мультимедийный проектор, выставка книг Шукшина В.М.
Ход занятия
У подножья могучих вершин,
Там, где осень грустит золотая,
Лучезарное слово “Шукшин”
Я услышал – как шёпот Алтая.
Это слово в смяньи зари
На деревьях грустят снегири,
Что в родные края прилетели.
Это слово в кипеньи реки
И людской суете у причала.
Непогодам любым вопреки
Это слово струной зазвучало.
На калину гляжу не дыша,
Очарован волшебным нарядом,
Мир прекрасен
И кажется, рядом
Шукшина золотая душа.
Слайд 1
Тема нашего занятия творчество Василия Макаровича Шукшина. Писатель, режиссёр, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. Пережитое, выстраданное стало основой его творчества.
Слайд 3 (Видеозаставка)
Слайд 4
В.М. Шукшин наш земляк, родился в с.Сростки Алтайского края 25 июля 1929 года.
Слайд 5
Отец его Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933г., вовремя коллективизации. Мать Мария Сергеевна взяла на себя все заботы о семье, о детях – Василии и Наталье.
Чтец в роли Шукшина.
“Мне шёл семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому как стёклышко ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село… села и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть… на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл”.
Слайд 6
Когда летом 1954 года Шукшин приехал поступать во ВГИК, ему было уже 25 лет. До этого он успел побывать и слесарем такелажником, и разнорабочим, и отслужить на флоте, потом директор школы молодёжи, инструктор партии. Всё это время он писал рассказы и поаести мелким почерком в толстую амбарную тетрадь. Её то, он и представил на суд приёмной комиссии при поступлении. И, в результате поступил на режиссёрский факультет. Учиться было не просто, ведь знания у него были “относительные”. “Я должен был узнавать то, что знают все, из-за того, что пропустил в жизни”.
Слайд 7
Вскоре у него состоялся дебют в фильме Марлена Хуциева “Два Фёдора”, в качестве актёра. А в 1964 году, уже как режиссёр, он выпускает свой первый художественный фильм “Живёт такой парень”, который удостаивается главной премии на фестивале в Венеции.
Слайд 8
Действие картины происходит в наших родных местах, на Алтае. Деревня стала колыбелью его творческой деятельности. Самобытность и колорит деревенской жизни оставили неизгладимый след на творчестве Шукшина. Для своих работ автор брал материал везде, где живут люди. Это те герои, которые раньше редко попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы появился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью рассказал о своих земляках простую, строгую правду.
Слайд 9
Шукшин снимает фильм в Горно-Алтайске,
Снимает он на фоне вечных гор
И колышки в таловой опояске,
И этот покосившийся забор.
Он знал, какой людей рисует краской, -
Её из жизни черпать тяжело.
Как пятистенок тот, на Партизанской,
Дарил он людям радость и тепло.
Шукшин снимает фильм в Горно-Алтайске,
И крупным планом взят Майминский взвоз.
Не входят в кадр берёзы на лужайке,
Но входит в кадр горящий бензовоз.
…Одетым по рабочему, уставшим,
Нет не писатель и не режиссёр, -
По улицам идёт горно-алтайским
Из рейса возвратившийся шофёр.
Большинство произведений Шукшина имеют подлинное место действия. Географическая точность описаний существует, и этого не замечать нельзя.
Отрывки из фильма “Живёт такой парень”. (Приложение 1)
Текст читается на фоне видео.
“Есть на Алтае – Чуйский тракт. Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам… И ещё есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости, прыгает по камням, бьёт их в холодную грудь крутой яростной волной, ревёр – рвётся с гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как утка в затоне пьёт за островом. Отдыхает река. Чистая, светлая – каждую песчинку на дне видно, каждыйкамешек. И тоже стоит только разок посидеть на берегу, когда солнце всходит… Красиво, очень красиво! Не расскажешь словами”.
Слайд 10
“Живёт такой парень”.
Знакомьтесь! Вот он Колокольников Павел Сергеевич, шофёр-механик второго класса, водит машину ГАЗ-51. Симпатичный, простодушный, с лукавинкой в глазах. Его рабочая одежда старая ковбойка, пиджачок с пятном бензина на плече. Пашка легко сходится с людьми. В общении с ним раскрываются характеры разных героев повести. Раскрывается и характер Пашки. Характер неоднозначный. Шукшин избегал идеальных героев. Он старался показать человека в разных его проявлениях. Вот и Пашка, балагур с набором пошловатых, провинциальных присказок и выраженьиц, он любит розыгрыш, любит “распустить хвост”, приврать, пошутить, но может и подвиг совершить. Он смешной и трогательный одновременно. Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма. (Приложение 2)
Слайд 11
Тоскуя по Сросткам, Василий макарович постоянно стремился вырваться из круговорота шумной столичной жизни на родину, повидать мать. Её слова, исконно русская родниковая речь, рассказы и песни часто служили источником вдохновения и зарождения новых идей Василия Макаровича а родная земля как будто помогала осуществить творческие замыслы. Не случайно три из пяти своих картин В.М. Шукшин снял на Алтае. “И какая то огромная мощь чудится мне там, на Родине,- писал он,- какая то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор крови… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…”.
Слайд 12
Картина “Печки-лавочки” вышла на экран в 1973 году. Шукшин любил этот фильм и считал своей лучшей работой. Сюжет картины прост. Из глухой алтайской деревни по красивой алтайской реке уезжают на курорт муж с женой по одной путёвке. Деревня, быт, люди, песни сняты в практически документальной манере. Само путешествие насыщено анекдотически смешными, но в то же время вызывающими симпатию, сочувствие и даже лёгкую грусть ситуациями, увиденными человеком из деревни. В поезде состоялось знакомство и с обаятельнейшим вором и с учёным-лингвистом. Автор как будто специально организует эту встречу с профессором, чтобы показать “живое общение”. Иван выступает в роли языкотворца, хранителя языка. Шукшин на примере одного глагола показывает насколько богат и разнообразен русский язык: ударил – взломил, жогнул, хряпнул, ломанул, врезал, смазал, пнул, взял на калган.“Житейский язык” на котором говорят жители алтайской деревни Сростки. Он сохранил в себе все разговорные особенности, все интонации этих мест, всегда при этом оставаясь гармоничным и музыкальным, живым и художественно ёмким. В нём выражена та самая мера красоты и поэзии русского языка, которая ведь даже неизвестно чем мерится. (Приложение 3)
Слайд 13
Вспоминаются финальные кадры фильма. Прекрасна земля. Прекрасна Россия. Прекрасна Сибирь, Иваном и всеми бесчисленными его родичами, всеми его земляками, короче всем народом здешним. Иван смотрит - и словно не может наглядеться на эту землю, как будто видит её впервые, удивляется её красоте, необъятности, величию… Герой бодро и решительно заканчивает свою историю фразой: “Всё, ребята, конец…” Фильм закончился, а раздумья о нём остались.
Слайд 14
В фильме “Печки-лавочки” есть кадры, запечатлевшие Марию Сергеевну, маму Шукшина. Так случилось, что во время съёмок “Печек-лавочек” Мария Сергеевна видела сына в последний раз. Расставаясь, Василий Макарович сказал ей: “Поаккуратней будь, мама! Береги себя!”. Подошёл, обнял и расцеловал в обе щёки. Так и расстались.
Слайд 15
В трудную минуту жизни герои, которые по разным причинам покинули свою “малую родину”, всегда вспоминают свою деревеньку, берёзовый лес на берегу реки, саму реку…Такой и Егор Прокудин в повести “Калина Красная”. По киноповести “Калина красная” Шукшин снял свой лучший фильм, получивший всенародное признание и главный приз кинофестиваля в Баку за самобытный, яркий талант писателя, режиссёра и актёра.
Эта повесть и фильм о ценности человеческой жизни, о попытке человека, нарушившего нравственный закон, расстаться со своим прошлым. “Тема эта, когда жизнь человеческая разменивается на пятаки, прожигается просто так, меня волнует необычайно”, - говори В. Шукшин. Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин решает податься в деревню, где живёт синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался – ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа, любимая жена (Люба). Однако бывшие друзья – преступники не собираются мириться с успокоенностью …
В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим все нормы человеческой морали. В исповеди матери не актриса, а реальная бабушка, с похожей историей. ЕфимиюЕфимьевну снимали сидящую в своей светёлке кухне. Здесь во всём душа бабушки неповторимая, в иконах с окладами и без, и даже в засиженной мухами лампочке и патроне рядом с серебрянным окладом центральной иконы. Тронь – всё развалиться. Банка с молоком на фоне наклеенных репродукций из “Огонька” - во всём своя гармония. Никакой декоратор не повторит его и художник не придумает лучше этого живого угла. Бабушка наговорила свою судьбу, отвечая на вопросы Любы, заготовленные режиссёром. Эта сцена с матерью мловно переворачивает всю жизнь главного героя. Судьба даёт Егору второй шанс, но ничего не проходит бесследно. Есть дороги, которые лучше не выбирать… Прошлое настигает его в живописной берёзовой рощи, на фоне полей. Герой уходит, но уже не на зоне или воровском притоне, а в красивом, живом мире, рядом с любимой женщиной, любовь которой в полной мере так не удалось познать. Это трагично, но вместе с тем прекрасно. (Приложение 4)
Фильмы Василия Макаровича Шукшина утверждают, как одно из самых важных человеческих качеств, доброту. И грошцена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не “распахнут” навстречу людям, не готов прийти к ним на помощь. Герои Шукшина живут сердцем, а не разумом.
Слайд 16
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том какой ценой оплачено его искусство. Он умер 2 октября 1974 года в 45 лет. На творчество жизнь отвела ему всего 15 лет. Нужно было немало моральных и физических сил, чтобы столько написать и наснимать за это время и войти в историю кинематограф замечательным актёром и режиссёром, в литературу народным писателем.