Занятие по визуологии для детей с нарушением зрения в подготовительной группе "Чтобы глаза лучше видели"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с элементарным строением глаза и его функциональной значимостью для состояния здоровья, зрения.
  2. Познакомить детей с разновидностями глаз; учить выделять и описывать цвет, форму, величину, пространственное расположение глаз.
  3. Способствовать формированию навыков ухода за глазами – обливание, снятие зрительного утомления, самомассаж, формировать потребность в здоровом образе жизни, психологическом и визуальном саморазвитии.
  4. Развивать внимание, воображение, фантазию.

Ход занятия

Педагог: Сегодня я расскажу вам о глазах.

На потолке появляется игрушка – Знайка в корзине на воздушном шаре, пересекая комнату по диагонали. Дети прослеживают взором его путь. Раздается громкий звук в конце пути – шар упал, из-за ширмы появляется Знайка.

Знайка: Куда я попал? В детский сад? А почему вы все в очках? Наверное, не бережете зрение, а зря... Глаз – очень сложный орган.

Педагог: Подожди, Знайка! Я сейчас как раз и хотела рассказать ребятам про глаза, послушай и ты. Может, узнаешь много нового и интересного. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел; он не так хорошо видит в темноте, как сова. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему, человеку. Посмотрите, как сложно устроен наш с вами глаз.

Рассматриваем схемы строения глаза, сопровождение речью:

- Лучи света проходят через зрачок, хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервным пучкам сигналы передаются в мозг. Человек видит и осознает то, на что он смотрит.

Знайка: Очень интересно! Я хочу загадать вам загадку: «Живет мой братец за горой, ему не встретиться со мной».

Дети отгадывают.

Педагог: А вы знаете, что глаза у людей разные? Внимательно посмотрите в глаза друг другу.

Знайка: И, правда! Глаза у вас голубые, карие, зеленые серые!

Педагог: Хотите поиграть в игру «Узнай, чьи глаза?» Посмотрите, вот эта карточка поможет нам это сделать (показывает карточку-алгоритм).

Сначала педагог описывает глаза ребенка, затем дети делают это поочередно, а остальные отгадывают, про чьи глаза шла речь.

Знайка: Да, глаза у детей разные! А вот правила ухода за ними одинаковы для всех. Только многие люди ценят свои глаза недостаточно, не всегда хорошо о них заботятся. Знаете, почему я хожу в очках?

Педагог показывает детям альбом с картинками о том, что вредно для глаз. Дети указывают, что в детстве Знайка делал неправильно, приходят к выводу о том, почему у него стало плохое зрение.

Знайка: Как только вы почувствуете, что глаза устали...

Педагог: Мы начнем тогда тренаж...

Дети:

Сделай сам себе массаж!
Ставим палец между глаз
И вращаем влево.
Повторяем еще раз все движенья смело!
В другую сторону массаж...
Вращаем палец еще раз!

После этого дети выполняют упражнение «Прищепочки».

Знайка: А можно, я покажу вам интересное упражнение? Показывает массаж пальцев рук «Петушок»

Педагог: Сейчас я расскажу вам, как ухаживают за глазами дельфины. «В глубоком соленом море жил-был дельфин. Каждое утро он выглядывал из воды, приветствуя теплое солнышко. Нырнет с открытыми глазами в соленую прохладную воду, вынырнет – на теплом воздухе подсушит их. И так несколько раз (рассказ сопровождается театрализованным показом за ширмой). Вода в море соленая и лечебная. Глаза дельфина солнышком любуются и так закаляются. Когда они устанут, дельфинчик дает глазам отдохнуть: расслабляется, раскачиваясь на волнах, закрывает глаза, ему приятно и хорошо. Дельфинчик отдыхает, а глаза его набираются сил».

Знайка: Хорошо дельфинчику! У нас-то нет такой лечебной воды, как в море. Ой, а ведь у нас много лечебных трав. Значит, простую воду мы можем сделать лечебной. Я знаю, что настой трав для глаз можно приготовить из цветов ромашки, календулы, зверобоя.

Педагог: Именно такую лечебную воду я и приготовила утром. Сделаем из ладошек чашечки, заполним их лечебной водой, опустим глаза в воду, поморгаем, повращаем ими. Кто хочет – может это сделать в тазике, не пользуясь ладошками.

Дети осуществляют эту процедуру.

Знайка: А если нет лечебной воды, можно плескать в глаза воду прямо из-под крана, это тоже полезно! А как глаза отдыхают?

Педагог: Надо разогреть ладони, прикрыть глаза, закрыть их ладонями, легко поморгать глазами, как бабочка крылышками машет. Или сделать такое упражнение: разогретыми ладонями в форме чашечек закрыть глаза так, чтобы не проникал свет, ладони плотно прижать к переносице, нос дышит свободно. Пальцы одной руки на уровне лба должны перекрыть пальцы другой. Они становятся теплыми, легкими, блестящими. Я сейчас улыбнусь и все четко и ясно увижу».

Дети выполняют этот аутотренинг.

Педагог: А теперь откройте глаза, возьмите фломастеры и бумагу. Вспомните мелодию, которая вам очень нравится. Закройте глаза и в ритме мелодии ведите фломастером по листу бумаги.

Дети располагаются по своему усмотрению за мольбертом – лежа, сидя, за столами.

Педагог: Выключите вашу мелодию, остановите фломастер, посмотрите, что получилось. Предложите угадать своим друзьям, какая мелодия звучала – быстрая, медленная, веселая, грустная.

Знайка: Вы носите очки, а, знаете ли как за ними правильно ухаживать?

Дети рассказывают о правилах ухода за очками.

Знайка: Мы сегодня много говорили о глазах, о том, что нужно делать, чтобы их сберечь, ведь без зрения мир будет черным.

Дети, каждому из вас
нужна пара зорких глаз.
И чтобы зрение, дружок,
могло надолго сохраняться –
Запомни правила ты впрок,
советы эти пригодятся.
Знают взрослые и дети,
Что читают лишь при свете!
В темноте нельзя читать –
Зренье будет уставать!
Зренье лучше, если будешь
Бегать, прыгать и нырять,
Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать!
Чтобы каждый мог учиться,
Быть здоровым, не болеть,
Надо этого, ребята,
Просто очень захотеть!
Помни, вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок!
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу!
Все лесные витамины,
От брусники до малины
Пригодятся вам, друзья!
Ведь зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья!
Я хочу предостеречь –
Нужно всем глаза беречь!

Знайка: На улице зима, зеленая аптека не работает, поэтому на прощанье я подарю вам эти витамины. Берегите глаза, не болейте! До свидания.