Цели: познакомить детей с многообразием насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки; воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете; развивать творческие способности.
Задачи:
- Формирование чувства ответственности за сохранение природы родного края.
- Развитие творческого потенциала учащихся и познавательной активности.
- Формирование эмоционального опыта детей.
Ход занятия
I. Формирование на группы.
(Детям раздаются части картинок разные по цвету с изображением насекомых. Дети распределяются на группы по одному цвету. Ученики собирают картинку.)
II. Определение темы занятия.
Загадываются загадки, ученики отгадывают.
А) У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют её … (стрекоза)
Б) Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)
В) Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Г) Всех жучков она милей, спинка алая у ней. А на ней – кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка)
Д) Те, с кем рядом я жужжала, помнят – у меня есть жало и на брюшке полоса, потому что я … (оса).
– Вы уже догадались о ком пойдёт речь?
– Конечно, о насекомых.
III. Постановка проблемы. (Кейс метод)
– Мой сосед Дима, ученик 2 класса, написал своему деду такое письмо:
Здравствуй, дорогой дед Коля.
Вот уже наступила весна. Скоро уже и лето. У нас в школе будут каникулы, и я приеду к тебе в деревню. Мы будем с тобой ходить на речку и гулять по лесу.
Только одно меня огорчает. Насекомые – всякие жучки, паучки, червячки, не будут давать нам покоя. Если ходить по цветочной поляне, могут ужалить пчёлы или осы. Пауки расставляют свои липкие паутины так, что можно в них запутаться.
А по вечерам много комаров. Они так и норовят попить моей крови.
В комнату часто залетают мухи. От них столько неприятностей!
До чего же вредные эти насекомые! Как было бы хорошо без них.
До свидания, дедушка. Твой внук Дима.
– В конце нашего занятия, мы должны сказать, прав ли Дима, что нашей природе лучше было бы без насекомых. Кроме того в тексте письма есть фактические ошибки.
IV. Итак, приоткроем дверь в мир насекомых.
– Сейчас мы послушаем аудиозапись и проверим ваше внимание. (Дети слушают аудиозапись про насекомых, после прослушивания вопросы:
– Кто такой энтомолог?
– Какую часть от остальных животных составляют насекомые?
– Где живут насекомые? (в холодных местах, в пустынях, повсюду)
– Что является пищей для насекомых (твёрдая древесина, кровь, органические остатки)
– Особые признаки (6 ног, тело покрыто твёрдым веществом – хитином, тело состоит из множества частей – члеников)
– Откуда произошло название «насекомые»?
– Почему паучки и червячки не относятся к насекомым?
– Так какая ошибка была у Димы в письме?
V. Сейчас мы поработаем с текстом, и поподробнее узнаем о насекомых, которые представляют ваши группы. (В каждой группе текст о насекомых, дети знакомятся с содержанием)
Осы
- Некоторые насекомые, например осы, живут большими колониями. Осы - это жалящие насекомые, но они никогда просто так не нападают на человека. Поэтому нужно стараться их не тревожить.
- В одном гнезде может быть до восьми тысяч ос. Весной осиная матка строит гнездо. Она соскребает кусочки дерева, пережёвывает их, смешивает со своей слюной и строит из них соты.
- Оса всегда может найти своё гнездо, даже если в поисках добычи улетит далеко от него. Однако оса обычно бывает сбита с толку, если гнездо перенести хотя бы на незначительное расстояние.
- Осиная матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Вырастая, осы покидают соты.
Муравьи
- Муравьи также ведут общественный образ жизни. Они строят гнёзда-муравейники высотой до 1 метра. Среди муравьёв есть и хищники и поедатели семян, и грибоводы. Они уничтожают многих лесных вредителей, которыми выкармливают личинок, а сами питаются выделениями тли.
- Муравьи содержат стада тли! Они пасут тлю так же, как люди коров, и защищают её от хищников. А тля даёт им сладкое молочко.
- Ещё муравьи выращивают деревья и цветы! Например, акацию. Они защищают своё растение от гусениц, уничтожают вокруг него траву и нападают на любые чужие листья или ветви, которые касаются кроны муравьиного дерева. В награду муравьи могут наслаждаться нектаром своего цветка и мякотью его плодов.
- Обычно муравьи бескрылы, лишь самцов и самок природа одарила крыльями, с помощью которых в середине лета они отправляются в брачный полёт. Однако, опустившись на землю, самка сбрасывает крылья, чтобы они не мешали при строительстве нового гнезда.
Стрекозы
- Стрекозы – хищники, они едят других животных. У стрекоз 6 ног, и на каждой - острые шипы. Такие ноги позволяют стоять на ветке или на листе, а вот для ходьбы они не годятся.
- Жизнь стрекозы начинается под водой. Из яйца вылупляется плавающая личинка, а через год она выползает на сушу, где и превращается во взрослую стрекозу.
- Известно, что стрекозы жили на земле ещё в доисторические времена. Некоторые виды стрекоз, обитавших на планете в ту эпоху, были невероятно крупные.
- В наше время самая маленькая в мире стрекоза обитает в Бирме. Размах крыльев и длина тела не превышает длины вашего ногтя.
Бабочка
- Бабочки одни из самых красивых насекомых. Их крылья покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают им такую яркую окраску.
- Бабочки, как и многие насекомые, проходят несколько стадий развития, прежде чем станут взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом.
- Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест и быстро растёт. Гусеница превращается в куколку. А из неё потом выходит красивая бабочка.
- Индейцы Южной Америки верят, что если на ночь в изголовье повесить изображение бабочки, то ночью приснится что нибудь хорошее.
Божья коровка
- Это хищный, но полезный жук. За день съедает от 50 до 250 тлей.
- Для полного развития личинке божьей коровки нужно съесть около тысячи тлей.
- Красная окраска с чёрными точками является предупреждающей – ведь их кровь ядовита.
- Обычно божьи коровки живут поодиночке, однако осенью они собираются в стаи, чтобы впасть в спячку «большой компанией»
После самостоятельного чтения текста, каждая группа рассказывает, что они запомнили о своём насекомом.
VI. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся – туловище вправо, влево
Больше спать не захотел – туловище вперёд, назад
Шевельнулся, потянулся – руки вверх, потянуться
Взвился вверх и полетел – руки вверх, влево, вправо
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся – покружиться.
VII. Познавательные игры.
«Узнай насекомое»
А) Этих насекомых любят разводить люди. Они имеют яркую полосатую окраску, и больно жалят. (пчелы)
Б) Эти насекомые размножаются у водоемов, либо во влажных местах. Особенно много этих насекомых бывает в лесу. Когда мы ходим в лес мы мажемся специальным кремом или брызгаемся аэрозолью, чтобы эти насекомые нас не кусали. (комары)
В) Эти насекомые встречаются только летом, а на зиму они впадают в спячку. Люди очень не любят, когда они залетают в квартиру и жужжат, жужжат, жужжат…(мухи)
Г) Эти насекомые обычно появляются в мае, от этого идет и их название. (майские жуки)
Д) Этих насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят. (тлей)
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
- заяц, еж, лиса, шмель;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
VIII. Насекомые в литературных произведениях.
(В каждую группу даётся листок с изображением фрагмента из какого то произведения, с участием насекомых. Ученики отгадывают название произведения и автора)
IX. Насекомые Красной Книги России (показ слайдов)
X. Насекомое – оригами.
Кто над нами вверх ногами ходит – не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?
Делаем муху по инструкциям.
XI. Подведение итогов, обращаемся к письму, делаем выводы:
– Можем ли мы обойтись без насекомых?
- Опыляют растения.
- Пчела – мёд, воск, лекарственные препараты.
- Натуральный шёлк.
- Перерабатывают отходы.
- Служат пищей для многих других групп животных (рыб, птиц).
XII. Рефлексия.
Если довольны своей работой, раскрасьте бабочку в красный цвет, если не довольны – то в синий.