Внеклассное занятие по окружающему миру "Маленькие непоседы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели: познакомить детей с многообразием насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки; воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете; развивать творческие способности.

Задачи:

  1. Формирование чувства ответственности за сохранение природы родного края.
  2. Развитие творческого потенциала учащихся и познавательной активности.
  3. Формирование эмоционального опыта детей.

Ход занятия

I. Формирование на группы.

(Детям раздаются части картинок разные по цвету с изображением насекомых. Дети распределяются на группы по одному цвету. Ученики собирают картинку.)

II. Определение темы занятия.

Загадываются загадки, ученики отгадывают.

А) У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют её … (стрекоза)
Б) Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)
В) Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Г) Всех жучков она милей, спинка алая у ней. А на ней – кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка)
Д) Те, с кем рядом я жужжала, помнят – у меня есть жало и на брюшке полоса, потому что я … (оса).

– Вы уже догадались о ком пойдёт речь?

– Конечно, о насекомых.

III. Постановка проблемы. (Кейс метод)

– Мой сосед Дима, ученик 2 класса, написал своему деду такое письмо:

Здравствуй, дорогой дед Коля.
Вот уже наступила весна. Скоро уже и лето. У нас в школе будут каникулы, и я приеду к тебе в деревню. Мы будем с тобой ходить на речку и гулять по лесу.
Только одно меня огорчает. Насекомые – всякие жучки, паучки, червячки, не будут давать нам покоя. Если ходить по цветочной поляне, могут ужалить пчёлы или осы. Пауки расставляют свои липкие паутины так, что можно в них запутаться.
А по вечерам много комаров. Они так и норовят попить моей крови.
В комнату часто залетают мухи. От них столько неприятностей!
До чего же вредные эти насекомые! Как было бы хорошо без них.
До свидания, дедушка. Твой внук Дима.

– В конце нашего занятия, мы должны сказать, прав ли Дима, что нашей природе лучше было бы без насекомых. Кроме того в тексте письма есть фактические ошибки.

IV. Итак, приоткроем дверь в мир насекомых.

– Сейчас мы послушаем аудиозапись и проверим ваше внимание. (Дети слушают аудиозапись про насекомых, после прослушивания вопросы:

– Кто такой энтомолог?

– Какую часть от остальных животных составляют насекомые?

– Где живут насекомые? (в холодных местах, в пустынях, повсюду)

– Что является пищей для насекомых (твёрдая древесина, кровь, органические остатки)

– Особые признаки (6 ног, тело покрыто твёрдым веществом – хитином, тело состоит из множества частей – члеников)

– Откуда произошло название «насекомые»?

– Почему паучки и червячки не относятся к насекомым?

– Так какая ошибка была у Димы в письме?

V. Сейчас мы поработаем с текстом, и поподробнее узнаем о насекомых, которые представляют ваши группы. (В каждой группе текст о насекомых, дети знакомятся с содержанием)

Осы

  1. Некоторые насекомые, например осы, живут большими колониями. Осы - это жалящие насекомые, но они никогда просто так не нападают на человека. Поэтому нужно стараться их не тревожить.
  2. В одном гнезде может быть до восьми тысяч ос. Весной осиная матка строит гнездо. Она соскребает кусочки дерева, пережёвывает их, смешивает со своей слюной и строит из них соты.
  3. Оса всегда может найти своё гнездо, даже если в поисках добычи улетит далеко от него. Однако оса обычно бывает сбита с толку, если гнездо перенести хотя бы на незначительное расстояние.
  4. Осиная матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Вырастая, осы покидают соты.

Муравьи

  1. Муравьи также ведут общественный образ жизни. Они строят гнёзда-муравейники высотой до 1 метра. Среди муравьёв есть и хищники и поедатели семян, и грибоводы. Они уничтожают многих лесных вредителей, которыми выкармливают личинок, а сами питаются выделениями тли.
  2. Муравьи содержат стада тли! Они пасут тлю так же, как люди коров, и защищают её от хищников. А тля даёт им сладкое молочко.
  3. Ещё муравьи выращивают деревья и цветы! Например, акацию. Они защищают своё растение от гусениц, уничтожают вокруг него траву и нападают на любые чужие листья или ветви, которые касаются кроны муравьиного дерева. В награду муравьи могут наслаждаться нектаром своего цветка и мякотью его плодов.
  4. Обычно муравьи бескрылы, лишь самцов и самок природа одарила крыльями, с помощью которых в середине лета они отправляются в брачный полёт. Однако, опустившись на землю, самка сбрасывает крылья, чтобы они не мешали при строительстве нового гнезда.

Стрекозы

  1. Стрекозы – хищники, они едят других животных. У стрекоз 6 ног, и на каждой - острые шипы. Такие ноги позволяют стоять на ветке или на листе, а вот для ходьбы они не годятся.
  2. Жизнь стрекозы начинается под водой. Из яйца вылупляется плавающая личинка, а через год она выползает на сушу, где и превращается во взрослую стрекозу.
  3. Известно, что стрекозы жили на земле ещё в доисторические времена. Некоторые виды стрекоз, обитавших на планете в ту эпоху, были невероятно крупные.
  4. В наше время самая маленькая в мире стрекоза обитает в Бирме. Размах крыльев и длина тела не превышает длины вашего ногтя.

Бабочка

  1. Бабочки одни из самых красивых насекомых. Их крылья покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают им такую яркую окраску.
  2. Бабочки, как и многие насекомые, проходят несколько стадий развития, прежде чем станут взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом.
  3. Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест и быстро растёт. Гусеница превращается в куколку. А из неё потом выходит красивая бабочка.
  4. Индейцы Южной Америки верят, что если на ночь в изголовье повесить изображение бабочки, то ночью приснится что нибудь хорошее.

Божья коровка

  1. Это хищный, но полезный жук. За день съедает от 50 до 250 тлей.
  2. Для полного развития личинке божьей коровки нужно съесть около тысячи тлей.
  3. Красная окраска с чёрными точками является предупреждающей – ведь их кровь ядовита.
  4. Обычно божьи коровки живут поодиночке, однако осенью они собираются в стаи, чтобы впасть в спячку «большой компанией»

После самостоятельного чтения текста, каждая группа рассказывает, что они запомнили о своём насекомом.

VI. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся – туловище вправо, влево
Больше спать не захотел – туловище вперёд, назад
Шевельнулся, потянулся – руки вверх, потянуться
Взвился вверх и полетел – руки вверх, влево, вправо
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся – покружиться.

VII. Познавательные игры.

«Узнай насекомое»

А) Этих насекомых любят разводить люди. Они имеют яркую полосатую окраску, и больно жалят. (пчелы)
Б) Эти насекомые размножаются у водоемов, либо во влажных местах. Особенно много этих насекомых бывает в лесу. Когда мы ходим в лес мы мажемся специальным кремом или брызгаемся аэрозолью, чтобы эти насекомые нас не кусали. (комары)
В) Эти насекомые встречаются только летом, а на зиму они впадают в спячку. Люди очень не любят, когда они залетают в квартиру и жужжат, жужжат, жужжат…(мухи)
Г) Эти насекомые обычно появляются в мае, от этого идет и их название. (майские жуки)
Д) Этих насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят. (тлей)

«Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • заяц, еж, лиса, шмель;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • таракан, муха, пчела, майский жук;
  • стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

VIII. Насекомые в литературных произведениях.

(В каждую группу даётся листок с изображением фрагмента из какого то произведения, с участием насекомых. Ученики отгадывают название произведения и автора)

IX. Насекомые Красной Книги России (показ слайдов)

X. Насекомое – оригами.

Кто над нами вверх ногами ходит – не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?

Делаем муху по инструкциям.

           

XI. Подведение итогов, обращаемся к письму, делаем выводы:

– Можем ли мы обойтись без насекомых?

  1. Опыляют растения.
  2. Пчела – мёд, воск, лекарственные препараты.
  3. Натуральный шёлк.
  4. Перерабатывают отходы.
  5. Служат пищей для многих других групп животных (рыб, птиц).

XII. Рефлексия.

Если довольны своей работой, раскрасьте бабочку в красный цвет, если не довольны – то в синий.