Финикийские мореплаватели

Разделы: История и обществознание


УРОК №17/3

Цели урока:

  • Знакомство с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей.
  • Развитие речи, памяти, логического мышления, умения отбирать нужную информацию и кратко ее записывать.
  • Воспитание интереса к истории этой страны, как части всемирной истории.

Оборудование: Карта, компьютерная презентация (Приложение 2), листы для проверки д/з (Приложение 1).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. работа с картой:

Показать реки, на берегах которых возникли государства.

Какие моря омывают эти страны.

Покажите плодородные долины рек.

Столицы государств, образованных на берегах Нила, Евфрата и Тигра.

2. работа с рабочим листом (приложение 1).

Проверка работ:

Взять в руки ручку другого цвета, обменяться работами с соседями. Один человек читает остальные ставят либо «+», либо «-».

Изучение новой темы:

II. Актуализация новой темы

Что особенного на нашем уроке?

– да, тема записана странно. Это одна из загадок, ответ на которую мы найдем на нашем уроке.

1. Беседа:

Как мы можем узнать об истории той или иной страны?

Какие науки помогают нам в этом?

Письмо фараона.

«Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!
Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной.
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли там самые лучшие на всей великой воде, а одежды ярки как закат, что придумали они, как быстро записать то, что храниться в хранилище вельможи.
Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются там свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем?
Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можете, и сообщите мне. И тогда лучшие мои художники и каменотесы будут трудиться над украшением вашей новой школы.
Царь Верхнего и Нижнего Египта.»

Продолжение беседы:

Какие вопросы поставил перед нами фараон? (ученики выделяют основную группу вопросов)

Что мы можем использовать, чтобы найти ответы на данные вопросы?

2. Работа с картой:

– покажите и расскажите, где находится Финикия? Можно ли было попасть в Финикию из Мемфиса? Покажите как? А в Красное море из Финикии?

3. Работа с учебником:

На доске не заполненная схема. Сейчас мы попробуем ее заполнить, а для удобства разделимся на 3 группы.

  • 1 группа – Что продавала Финикия?
  • 2 группа – Что покупала Финикия?
  • 3 группа – Чем прославилась Финикия?

4. Схема заполняется учащимися самостоятельно.

5. рассказ учителя.

Купцам, войнам, ремесленникам часто приходилось делать записи или что-то читать. Пользоваться иероглифами было нелегко, и постепенно письменность стала упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для изображения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы. Они были просты, писать их было легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные пропускали. Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что им стали пользоваться почти все страны Средиземноморья.

На его основе скоро возникли еще 2 алфавита: арамейский и греческий. Первым стали пользоваться народы Востока. От него произошли еврейский, иранский, арабский алфавиты . У них буквами обозначаются согласные, а специальными значками гласные. Греческий алфавит похож на финикийский, но скоро греки придумали буквы для гласных и слово теперь записывалось целиком. Сначала они писали одну строку справа налево, вторую слева направо. Но очень быстро перешли к письму слева направо. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, на основе которой возник русский алфавит. Названия букв греки взяли у финикийцев.

  • «альф» – «альфа» – «а»
  • «бет» – «бета» – «б»

Так почему тема урока написана справа налево?

III. Закрепление пройденного материала

Экспресс-ответ фараону: начиная со слов «я написал бы фараону, что…» каждый ученик поочередно сообщают информацию по изученной теме.

Домашнее задание №15, прочитать, пересказать.