Цели:
- ознакомление младших школьников с основами здорового образа жизни;
- применение на практике знаний и представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
- развитие основных навыков здорового образа жизни;
- обучение основам правильного питания;
- воспитание полезных привычек;
- формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни.
Метод работы: игра «квест».
Форма работы: групповая.
Оборудование: иллюстрации с изображением поезда, ватман, карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, дидактические карточки, наглядные пособия, маршрутные листы (Приложение), оформление станций.
Участники: учащиеся всех классов начальной школы.
Место проведения: учебные кабинеты начальной школы, рекреация и коридор 2-го этажа.
Время в пути: 40-50 минут. Примерно по 5–7 минут на каждую станцию.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться путешествовать в страну «Здоровье». Эта страна очень важна для нас всех. И взрослых, и детей. Для успешного путешествия вам понадобятся ваши знания и умения, которые вы приобрели на уроках физической культуры и ознакомления с окружающим миром.
Ведущий:
Мы откроем семь секретов
Как здоровье сохранить
Выполняя все советы
Без болезней будем жить.
Ведущий: А сейчас мы раздадим вам маршрутные листы с подробным указанием станций, по которым в определенном порядке вы должны следовать. Выберите капитана и придумайте название вашей команды.
I. Станция «Физкультура»
На этой станции детей встречает учитель физической культуры, который преподает в начальной школе.
Учитель: Ребята, вы прибыли на мою стацию, которая называется «Физкультура». Для начала я попрошу вас вспомнить, о чем мы беседовали с вами на уроках физкультуры и составить мне небольшой рассказ.
Вопросы для всех:
- Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы: почему нужно много двигаться? Чем полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе?
- Объясните, что, по-вашему, значит выражение «вести активный образ жизни»?
- Покажите варианты дыхательной гимнастики.
- Покажите варианты утренней гимнастики.
Учитель: А теперь я вас попрошу ответить мне на вопросы и показать ответы.
Вопросы для 1 класса:
- Какие вы знаете пальчиковые игры?
- Какие вы знаете подвижные игры?
Вопросы для 2–3 класса:
- Кого называют здоровым человеком?
- Какие есть упражнения для органов дыхания?
- Какие вы игры знаете с мячом?
Вопросы для 4 класса:
- Какие вы знаете упражнения для накачивания мышц пресса?
- Какие вы знаете упражнения для накачивания мышц ног?
- Какие вы знаете упражнения для накачивания мышц рук?
II. Станция «Здоровое питание»
На станции детей встречает детей, учитель, переодетый в костюм повара. На столе у него заготовлены красиво оформленные листы для меню, памятки о правилах поведения за столом (Приложение 2), которые раздаются каждой команде для размещения в классном «Уголке здоровья».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы попали на станцию «Здоровое питание» и догадываетесь, о чем мы с вами будем вспоминать сейчас. Все вы знаете, как важно для организма рационально и правильно питаться. Вам предлагается самим составить меню здорового завтрака, обеда, полдника или ужина.
Учитель: Расскажите мне о правилах питания, опираясь на вопросы:
- Как вы думаете, зачем человек питается?
- Назовите органы пищеварения.
- Какое питание можно считать здоровым?
- Объясните, чем полезно разнообразное и регулярное питание?
- Почему неправильное питание приводит к болезням?
Учитель: Ребята, сейчас я попрошу вас отгадать загадки. За каждую отгадку вы получаете 1 балл.
Загадки для 1 класса:
-
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) -
Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста) -
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные до крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры) -
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох) -
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы) -
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)
Вопросы для 2-3 класса:
- Нужен ли организму сахар?
- Как правильно питаться?
- Что нужно есть больше, а чего меньше?
Вопросы для 4 класса:
- Зачем на упаковке продуктов указывают дату изготовления и срок годности?
- Почему при отравлении нужно пить много воды?
- Почему можно отравиться полезными витаминами?
- Почему нельзя собирать грибы вдоль обочин дорог?
III. Станция «Эмоции»
На станции «Эмоции» детей встречает психолог, который и проводит с детьми нижеперечисленные игры.
1 класс: Игра «Изобрази эмоцию».
Детям предлагаются карточки: грусть, обида, злость, радость, удивление, безразличие. Команда должна изобразить каждую эмоцию.
2-3 класс: игра «Театр эмоций». Карточки и изображением эмоций (радость, ярость, страх, нежность).
Ведущий: Передаем эмоцию по кругу. Потом обсудим, что было и чего не было. Повтори предыдущую эмоцию. Как можно заразить эмоцией?
4 класс: игра «Шар радости и шар грусти». Какие эмоции помогают нам сохранить здоровье?
IV. Станция «Речь»
На этой станции с командами учащихся работает логопед, который сначала задает общие вопросы для каждой команды.
Учитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о чистоте и здоровье. (считаем и прибавляем по 1 баллу команде за каждую пословицу). Предлагаю вам задание- я буду начинать пословицу, а вы должны вспомнить ее окончание:
- Чистота – залог … (здоровья)
- Чисто жить – здоровым … (быть)
- Кто аккуратен – тот людям … (приятен)
- Грязь и неряшливость – путь к … (болезням)
- Чистая вода – для хворобы … (беда)
Вопросы для 1 класса: как называется профессия человека, который строит дома, шьет одежду, учит детей, проектирует здания, пишет картины, готовит пищу, управляет самолетом, охраняет границы государства, играет в театре, ухаживает за больными, работает в магазине, делает прически.
Вопросы для 2–3 класса: как называется спортсмен, который бегает, плавает, играет в баскетбол, бегает на лыжах, играет в теннис, дерется на ринге, играет в футбол, играет в шахматы, ездит верхом, участвует в ралли, прыгает в высоту.
Вопросы для 4 класса: подберите антонимы (противоположные по значению слова) к прилагательным: громкий, горький, яркий, хороший, сильный, белый, быстрый, слабый, сладкий, веселый, холодный, душистый, резкий, добрый, блеклый, приятный, тихий, горячий, зеленый, соленый, колючий, ароматный, неприятный, грустный, кислый, пушистый, злой, липкий, вкусный.
Учитель: Хочу дать вам последнее задание перед тем, как вы отправитесь дальше по маршруту. Назовите мне как можно больше слов, связанных со здоровьем. Я их посчитаю и запишу вам в маршрутный лист.
V. Станция «Органы человека»
На станции детей встречает медицинский работник школы.
Вопросы для 1 класса:
- Ребята, организм человека состоит из частей – органов. Назовите мне основные. (Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания).
- Какую роль они играют в организме человека?
- Зачем человеку зубы?
Загадки:
-
Оля весело бежит
К речке по дорожке
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки). -
Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы) -
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши) -
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот) -
Не часы, а тикает. (Сердце)
Вопросы для 2–3 класса:
- Сколько органов чувств у человека?
- Приведите примеры органов человека. (Например, глаза, сердце, легкие, желудок)
- Какую работу выполняют названные вами органы? (Например, глаз имеет определенное строение и выполняет какую-то функцию).
Вопросы для 4 класса:
- Какой орган защищает наше тело от жары, холода, повреждений? (Кожа.)
- Для чего человеку нужен скелет? (Обеспечивает опору и движение организма).
- Что приводит скелет человека в движение? (Мышцы).
- Сколько мышц в организме человека? (650 мышц).
- Сколько мышц используется при ходьбе? (200 мышц.)
VI. Станция «Полезные привычки»
На этой станции детям задает вопросы учитель в костюме Знайки.
Загадки для 1 класса:
-
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку). -
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне –
Пусть помоет руки мне. (Мыло) -
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки) -
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Вопросы для 1 класса:
- Какими болезнями можно заболеть от грязных рук?
- Какой орган нельзя заменить? (Глаз.)
- Как беречь глаза?
- Как сохранить хороший слух?
- Зачем нужно чистить зубы?
Загадки для 2–3 класса:
-
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки) -
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи) -
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)
Вопросы для 2–3 класса:
- То, что нужно беречь, но нельзя купить. (Здоровье).
- С чего нужно начинать каждое утро? (С зарядки).
- Занятие, которое помогает стать здоровым и сильным. (Спорт).
- Что помогает быстро кататься по льду? (Коньки).
- Предмет колёсный для езды летом. (Велосипед).
- Очень мелкий распространитель болезни. (Микроб).
- Главный помощник человека – орган зрения. (Глаз).
- Вспомни о значении чистоты и вреде грязи.
Загадки для 4 класса:
-
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух) -
Жесткая щетинка,
Гладенькая спинка.
Кто со мной не знается,
Тот от боли мается. (Зубная щетка) -
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый. (Расческа, гребешок) -
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Вопросы для 4 класса:
- Почему одни люди болеют тяжело и долго, а другие совсем редко?
- Почему после просмотра телевизора или работы на компьютере ты быстро устаешь и хуже работаешь на уроках?
- Назовите 2 блока, которые являются полезными для организма привычками? (Закаливание и физкультура).
- Как развивается сутулость?
VII. Вредные привычки
На станции участникам команд задает вопросы учитель в костюме Незнайки.
Учитель: Дорогие ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы попали на последнюю станцию. Это станция вредных привычек. Они есть у всех, но не все понимают, чем они вредны. И я, Незнайка, не догадываюсь, какие вредные привычки, а какие полезные. Рассчитываю на вашу помощь в том, чтобы разобраться. Предлагаю ответить на мои вопросы.
Вопросы для 1 класса:
- Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы: чем опасно курение для молодого организма?
- Объясните, чем вреден долговременный просмотр телевизора и работа на компьютере?
- Расскажите о правилах личной гигиены.
- Что вы знаете о гигиене жилища?
Вопросы для 2–3 класса:
- Чем опасно курение для молодого организма?
- Что такое никотин?
- Как он влияет на молодой организм?
- Чем опасен алкоголь для детского организма?
- Как происходит отравление мозга никотином и алкоголем?
Вопросы для 4 класса:
- Чем опасно курение для молодого организма?
- Чем опасен алкоголь для детского организма?
- Выполните задание. Придумайте и нарисуйте знаки, запрещающие курение и употребление алкоголя.
- Расскажите, с чего начинается здоровый образ жизни?
- Для чего нужно чередовать труд с отдыхом?
- Какие виды отдыха вы предпочитаете? Есть ли среди них вредные привычки?
- Какой орган человека больше всех страдает от просмотра телевизора и работе на компьютере?
VIII. Подведение итогов
После завершения игры, подводятся итоги. Для начала подсчитываются баллы, набранные командами. Учитываются примечания и штрафные санкции за неудовлетворительное поведение. Таким образом, выявляются победители. На иллюстрации с изображением поезда в вагончики вписываются победители, размещаются фотографии команд и станций, сделанные во время игры. Помимо победившей команды, отмечаются и те учащиеся, которые проявили активное участие в мероприятии. Такие участники отмечаются в маршрутном листе, с которым команда двигается по станциям.