Семинар-практикум для воспитателей "Мир народного творчества земли Орловской"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского края.

Участники семинара: воспитатели дошкольных групп; творческая группа педагогов – музыкальные руководители, хореограф, режиссер, преподаватель изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная техника (экран, ноутбук, видеопроектор);
  • диск с презентацией;
  • женский праздничный костюм;
  • изобразительные материалы: краски, кисти, клей-карандаш, баночки с водой, салфетки, бумажные полоски размером примерно 3 см х 30 см;
  • силуэты женской рубахи и сарафана, изображенные на листах ватмана;
  • мольберты 2 штуки.

План проведения семинара:

  1. Теоретическая часть:
    а) Вступительное слово о проблеме.
    б) Просмотр презентации «Народное творчество Орловского края».
  2. Практическая часть: «Педагогическая мастерская».
    а) Изготовление элементов праздничного Орловского костюма.
    б) Музыкально-двигательная пауза - игра «Бояре».
    в) Оформление коллективной работы «Праздничный наряд».
  3. Подведение итога семинара.

Размещение педагогов:

В – ведущая

Воспитатели сидят за столами, на которых приготовлены необходимые материалы.

Ход семинара

I. Теоретическая часть:

а) Вступительное слово.

Открыть семинар-практикум хочется словами академика Д.С. Лихачёва: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”.

Итак, в рамках семинара рассмотрим такие понятия, как народная культура, народное творчество, народное искусство и народные промыслы.

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно село принято считать создателем культуры народа, народных традиций.

С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, напр., вышивка на одежде или орнамент на жилище.

С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

Цель семинара - формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского края, чтобы использовать полученные знания в своей педагогической деятельности, приобщая детей к традициям народной культуры.

б) Просмотр презентации «Народное творчество Орловского края».

Текст презентации «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОРЛОВСКОГО КРАЯ» (20 слайдов)

№ слайда Содержание
1 Уважаемые педагоги, мы предлагаем вашему вниманию презентацию «Народное творчество Орловского края».
2 Народное искусство Орловского края – неотъемлемая часть общерусской национальной культуры. Его истоки идут из глубины веков. Древняя подоснова пластических и конструктивных форм различных видов народного творчества Орловщины обнаруживается уже в раннем средневековье, примерно в VI-VII веках: то есть в период формирования древнерусской народности.
На Орловщине самыми распространенными были такие промыслы, как гончарный, кузнечный, бондарный, изготовление обозных изделий, плотницкий, холстяной, резьба по дереву, плетение из лозы и лыка. Всероссийское значение имел кружевной промысел, главными центрами которого были города Елец и Мценск.
А также Орловский край был знаменит прекрасным звучанием ливенской гармошки.
3 Живших до нас мы знаем по сказаниям, песням, легендам, а также благодаря множеству полезных и красивых вещей. Рассматривая старинную праздничную одежду крестьян, не перестаёшь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способностей не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей. Он представляется образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает многие сокровенные тайны и законы совершенства народного искусства.
Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блёсток и кружев.
4 Русский женский костюм обладал мягким, лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял плавность, текучесть линий.
Основной Орловский крестьянский костюм состоял из рубахи, поневы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана.
Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Она защищала людей от зноя, на неё надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами. Достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы запустить на него порчу. Уберечь же свою рубашку и себя вместе с ней от «сглаза» необходимо было более надежно. Так появляются некие символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, на подоле, касающимся ног, и самое главное – на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.
5 Важное место в женском одеянии занимал головной убор. Достаточно сложный, состоящий из множества деталей, он завершал определенный образ. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». Поверх «сороки» надевался снизанный из бисера «позатылень». Такие головные уборы украшались золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что их называли златоглавыми.
Кичка и позатыльник должны были закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода и чтобы не принести несчастье родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», т.е. показаться на людях с простой – непокрытой головой.
6 В Орловской губернии в оформлении праздничного наряда мастерицы достигали максимума декоративных эффектов. Для украшения открытых частей рубахи – ворота, рукавов и подола – использовались «красное тканьё» и вышивка в технике «роспись», «настил», «крест». Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Самую красивую, тонкую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Затем носила его по праздникам, очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать его дочери.
Предметом особой гордости крестьянки была понёва. Чем богаче был украшен подол понёвы, тем наряднее считалась хозяйка.
7 Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины. Позже использовался ситец, сатин, кумач, дешевые шерстяные ткани.
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Верхняя одежда подпоясывалась широкими шерстяными домоткаными кушаками.
8 Непременным атрибутом обрядов и праздников, элементом украшения жилища было полотенце. В нем мы видим цветочные и растительные мотивы, гуляния и хороводы, изображения животных, птиц и зверей.
9 Чаще всего полотенца вышивают крестом, но не забывают мастерицы и гладь, и Орловский спис.
10 Списовое шитьё появилось на Орловщине в XVIII веке в седее крепостных крестьян. Схемы списовых рисунков облачены причудливо стилизованными животно-растительными формами. Излюбленные мотивы Орловского списа – древо жизни и птица-пава. Они красовались на праздничных полотенцах как знаки пожелания родового и семейного счастья, благополучия. Классическое для Орловского списа сочетание красного и синего с преобладанием красного. Обилие красного цвета придает узорам жизнеутверждающее настроение. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный – цвет жизни, «праздника жизни»; синий – цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь.
11 В начале XX века цветовая гамма становится разнообразнее, вводится желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный – цвет земли-кормилицы.
12 Первое место среди других промыслов губернии занимал кружевной промысел. Плели кружева преимущественно женщины, девочки с 7-ми лет, реже мальчики с 9-10 лет, кое-где работали и мужчины. Кружевные промыслы давние, существовали более 100 лет.
13 Наши Орловские кружевницы всегда на Руси славились. Мценские и Елецкие кружева поставлялись к царскому двору и вывозились за границу.
14 В каждодневном обиходе постоянно требовались изделия из лыка или лозы. Мастера Орловской губернии плели лапти и чуни. Считалось, что такая обувь обладает целебными свойствами, лечит ноги от ревматизма.
В России во все времена была нужда в емкостях для зерна, грибов, ягод. Эти столь необходимые предметы: плетушки, севалки плели из прутьев ивы, соломы либо бересты.
15 Их мог сделать любой крестьянин, однако сподручнее было купить их на ярмарках. Там же очень быстро раскупались «горшки» (так в народе обобщенно называли гончарные емкости). Эти два вида промысла считались одними из наиболее ходовых в Орловской губернии.
Особо популярными за пределами губернии были изделия плешковских горшечников, что в деревне Плешково, недалеко от города Ливны. Глина там особенная: сверху желтая, поглубже серая, а еще глубже белая, мягкая, легкая в работе. Плешковцы посуду делали «что звон» – черепок тонкий, упругий.
16 Делали из этой глины не только посуду, но для веселья и для детей лепили забавные игрушки – свистульки.
Загадочна сама природа художественного примитива глиняной игрушки. По форме свистульки были разные: соловьи, уточки, барашки, барышни. Для пластики плешковских игрушек характерно: у животных шея поставлена строго перпендикулярно к туловищу, а в женской и мужской фигурках вместо другой руки смонтирован свисток.
Специфично само и украшение фигурок – посредством защипов, углублений. Роспись плешковских игрушек считается производной от русских набивных тканей.
17 Старейшие мастера чернышинской игрушки оставались верны древним приемам лепки: вытяжке формы из единого куска глины, как это было принято и в деревне Плешково. Позднее мастерицы «ладили» игрушечную форму посредством специальной палочки – стержня и ножа, которым в процессе лепки удаляется лишняя глина. У чернышинских кукол крупно обозначенная грудь; у животных и птиц – наклонная постановка шеи и удлиненное туловище. В современной росписи преобладают горизонтальные полосы и ряды точек (пятнышек).
18 В Орле сохранились старые дома с прорезной резьбой. Мастера искусно сочетали в узорах мотивы рисунков, известные по различным праздникам народной культуры. Наблюдается определенное стилистическое родство всех сохранившихся памятников надомной резьбы. Однако, мастера стремились угодить вкусу и эстетическим пристрастиям заказчиков.
В различных уездах Орловской губернии работали краснодеревщики. Особенно славилось ремесло мастеров г. Болхова. Кроме мебели, они создавали пряничные доски, охотно брались также за резное украшение церковных иконостасов. Предполагается, что местными мастерами были созданы и деревянные культовые скульптуры конца XVIII века, сохранявшиеся в Болховских церквях.
19 В праздники и будни равно веселила улицы заливистая ливенская гармошка. А создававшим её умельцам всегда были почет и уважение. Встречались эти умельцы одиночками в некоторых селениях. В большинстве случаев это самоучки, обладающие хорошим слухом. Гармонии делались русские (ливенские), немецкие и итальянские. Известно также, что в Ливенском уезде изготавливались балалайки и гитары.
20 Богатый внутренний мир русского человека, талантливого и в деле, и в веселье нашел отражение в старинных праздниках и обрядовом фольклоре. Наши предки стремились передать накопленный опыт от одного поколения к другому.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней,
Стороны своей не помним
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну
Не забывайте русские обычаи,
Ценить умейте старину!

II. Практическая часть: «Педагогическая мастерская».

а) Изготовление элементов праздничного Орловского костюма:

  • Рассматривание женского праздничного костюма, обращая внимание на содержание орнамента вышивки, состоящей из знаков-символов.
  • Рисование красками элементов узора на бумажных полосках.

б) Музыкально-двигательная пауза – игра «Бояре».

Может быть использована любая малоподвижная народная игра.

в) Оформление коллективной работы «Праздничный наряд».

Наклеивание полосок с узорами на силуэты рубахи и сарафана.

III. Подведение итога семинара.

Важным средством формирования нравственности является народная культура. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.

С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Русские народные потешки и сказки, русские народные песни, народные праздники и игры, одним словом народное творчество – всё это пришло к нам из глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот светлый и добрый мир.

Чтобы ребенок понимал смысл добра, совести, познавал мир, задумывался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – надо открыть ему глаза и сердце на прошлое своего народа.

Весь художественный материал (элементы вышивки, игра, песня, содержание презентации), который мы использовали на семинаре отражает народное творчество Орловского края. Все это можно использовать в работе с дошкольниками, приобщая их к традициям народной культуры.