Цели:
- Воспитание любознательности, наблюдательности, интереса к чтению и русскому языку.
- Ознакомление с употреблением заглавной буквы "В", с корнями слов под ударением и без ударения, с суффиксами –ушк-, -ок-, -ик-.
- Развитие фонематического слуха, внимания, воображения, плавного слогового чтения и умения работать над текстом.
Тип: изложение нового материала.
Вид: комбинированный.
Оборудование: предметные рисунки со звуком [в], рисунки дерева, суффиксы -ок-, -ик-, опоры, карточки со словами, игрушка Винни-Пух, грамзапись мелодии песни Винни-Пуха.
Ход урока
І. Организационный момент.
Доброе утро,
Птицы запели.
Добрые люди
Вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и пойдет по домам.
ІІ. Актуализация знаний.
1) Работа по алфавиту
– Ребята, давайте, чтобы хорошо, красиво читать повторим буквы. Найдите букву, угадайте последнюю букву и доскажите слово.
(Опора) Слышу звук …
Пишу букву …
Проверочное слово … (Слайд)
- с, к, л, а, д
Слышу звук [т]
Пишу букву д
Проверочное слово склады. -
т, р, а, в
Слышу звук [ф]
Пишу букву в
Проверочное слово травы.
Вывод. Правильно, молодцы! Справились с заданием. В слове склад, на конце пишется буква "д", а в слове трав, на конце пишется буква "в".
– А какой это звук [д]? (Звонкий, согласный, парный, может быть твердым и мягким).
– А звук [в]? (Звонкий, согласный, парный, может быть твердым и мягким).(Слайд)2) Задание для развития фонематического слуха и развития памяти.
– Ребята, проверим свою память? (Да)
Я буду показывать предметные рисунки, а вы запоминайте что это.
(корова, совок, варежки, весы, сова, ведро)
– Какие предметные картинки запомнили? (по цепочке называют рисунки)
– А что объединяет все эти слова? (Во всех словах слышим звук [в], пишем букву «в»).
– А какая это буква "в"? (Буква "в"– строчная).
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
– Ребята, к нам кто-то спешит. (Играет музыка « Песенка Винни-Пуха») (Слайд)
– Кто может быть? (Винни-Пух)
– А может кто-то знает, почему он к нам спешит? (Слово Винни-Пух пишется с заглавной буквы).
– А почему? (Потому что это кличка медвежонка).
Вывод. Да, правильно. Значит, какая сегодняшняя тема урока?
(Тема сегодняшнего урока заглавная буква "В"). (Слайд)
– А зачем нам нужна заглавная буква "В"? (Чтобы писать начало предложений, имена, фамилии, отчества людей, клички животных и географические названия).
– Пожалуйста, назовите слова, в которых пишется заглавная буква "В".
(Дети по очереди называют по одному примеру).
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику с. 100.
– Прочитайте шёпотом слова с заглавной буквы "В". (Читают).
Проверка:
- прочитайте имена мальчиков;
- прочитайте имена девочек.
Вывод: С какой буквы написаны имена мальчиков и девочек?
(Имена мальчиков и девочек написаны с заглавной буквы "В").
– Ребята в своих тетрадях напишите одно их этих слов. (На доске 1 ученик)
Задание:
- разделите слово на слоги
- поставьте ударение
- красным цветом зажгите под гласными буквами огоньки
- звукобуквенный анализ слова
- проверка выполненных заданий.
V. Физминутка.
– Ребята, вы, наверное, устали. Закройте глазки и представьте, что вы очутились в загадочном лесу. (На доске 2 рисунка – дерева)
Послушайте интересную сказку:- Это было давно. На одной волшебной поляне росли деревья с интересными корнями словами. Они обладали удивительной способностью - разрастаться. Когда корни разрастались, у них появлялись новые слова-веточки, а какие, хотите знать? (Да)
– Надо найти слово и прикрепить к нужному дереву. (Учащиеся по - одному выходят к доске, прикрепляют слова – веточки к нужному дереву с этим же корнем и выделяют корень).
– Ребята, какие у нас получились слова? (Однокоренные слова)(Слайд) – Давайте сначала за диктором прочитаем все слова красиво и позовем слова к себе в гости, поставив ударение. (Один ученик читает, а затем за ним повторяют)– Что вы заметили? (Ударение в однокоренных словах падает на разные слоги)
– А как пишутся корни? (Одинаково)Вывод: (корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково)
– Для чего нам нужны эти знания?
(Чтобы правильно писать однокоренные слова)– Ребята, а какие слова произносятся уменьшительно-ласкательной интонацией?
(травушка, совушка)– А что сделал эти слова ласковыми? (суффикс -ушк)
– Ударение куда падает? (На корень)
– Значит, это какие слова? (проверочные)
– Как пишутся корни однокоренных слов?
Вывод: (корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково)
– Кроме суффикса -ушк-, какие ещё суффиксы вы знаете? (Называют суффиксы).– Ответьте пожалуйста на такой вопрос. Как большой дом превратить в маленький? (домик)
– Как ласково назвать сына? (сынок)
– А что вам помогло ответить на эти вопросы? (суффиксы -ок-, -ик)
– Давайте слова на карточках распределим в 2 группы. с – ок, -ик
– Что вы заметили в словах с суффиксами -ок-, -ик- (слово становится больше, а предмет меньше)
– Как произносятся эти слова? (Уменьшительно-ласкательно).
– Значит, ещё какие суффиксы делают слова ласковыми? (суффиксы -ок-, -ик)
VI. Физминутка. «Мишка». Построим мишке домик
VII. Работа над юмористическим рассказом «Наша выставка». (стр. 100).
1) Прогнозирование содержания текста:
– Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрации и определите, о чем будет этот текст? (Предположения детей)
2) Проверка гипотез:
(Чтение вслух по предложениям и сразу же вопросы по прочитанному и словарная работа . (Слайд)
1-е предложение. Вот наша выставка.
Где наша выставка? (В классе, это видно из иллюстрации)
2-е предложение. Кто нарисовал водопад? Что такое водопад? (Водопад – это когда вода падает вниз с большой высоты).
3-е предложение. Кто вышила коврик с вигвамом. (Вигвам – жилище индейцев).
4-е предложение. Что сделал Иван? (полку)
5-е предложение. Кто приготовил пироги и торт?
6-е предложение. Что сделал Павлик? (написал, нарисовал книгу)
Какое это предложение (восклицательное)
Как его надо читать?
7-е предложение. Кто еще участвовал на выставке? (Вова)
Почему Вова так сделал?
8-е предложение. Кто пришел в класс смотреть выставку? (Мамы и папы)
– Почему в конце текста автор поставил многоточие? (Автор как бы задумался или предлагал нам догадываться, что будет дальше)3) Творческое задание.
– Придумайте продолжение этого рассказа.
– Останутся ли довольными папы и мамы? А родители Вовы? (Ответы учащихся)
Вывод. На выставку надо приносить вещи, сделанные своими руками).
– С какими именами мальчиков и девочек мы встретились? С какой буквы они написаны? (Ответы)
– Вам понравился рассказ? Почему?
VIII. Подведение итогов.
– Что вы узнали из сегодняшнего урока?
– Что вы уже умеете?
– Что больше всего понравилось?
Поблагодарим друг друга за работу.