Цель занятия: формирование грамматически правильной речи, расширение словарного запаса дошкольников.
Задачи:
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук посредством игрового самомассажа;
- развитие артикуляционной моторики с приёмами биоэнергопластики;
- актуализация словаря по лексической теме «Животные жарких стран»;
- совершенствование грамматического строя речи, процессов словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи на материале описательных загадок;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие общей моторики;
- формирование речевого дыхания;
- развитие внимания, воображения, памяти, мышления;
- воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран;
- воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Оборудование: дидактическая кукла «Квака» (мягкая, объёмная кукла размером 50 см. с открывающимся ртом (языком управляет рука логопеда) и лапками-перчатками для проведения пальчиковых игр), набор карточек для артикуляционной гимнастики, подставка для книг, набор предметных картинок с изображением животных жарких стран и их детенышей, настольно-печатная игра «Зоопарк» с набором пластмассовых фигурок животных, карточки для игры «Чей хвост, чья голова?», плакат «Зоопарк» на мольберте, индивидуальный коврик, магнитофон, кассета с записью голосов животных, наборное полотно.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед приглашает детей на занятие, предлагает им поприветствовать гостей и пожелать всем доброго утра.
Логопед: Сегодня к нам пришел лягушонок Квака. Поздороваемся с ним.
Каждое утро он очень любит делать упражнения с пальчиками. Давайте вместе с Квакой сделаем самомассаж пальчиков.
II. Игровой самомассаж
Дети садятся полукругом на стульчики, а логопед с Квакой перед ними напротив.
Логопед показывает движения «лапками» Кваки, сопровождая стихотворными строчками. Дети повторяют за педагогом движения и стихи.
-
«Солнышко проснулось» – ладони рук вертикально, пальцы врозь. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей одной кисти руки подушечками выпрямленных пяти пальцев другой руки.
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама.
Лишь одно бывает. (Г. Виеру) -
«Пила» – суставами сложенных пальцев одной руки выполнять продольное и поперечное «пиление» другой по тыльной поверхности ладони.
Пилит, пилит пила
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поёт,
Соням спать не даёт. (В. Сокал) -
«Тесто» – основанием кисти одной руки делать вращательные движения по тыльной стороне другой руки (по направлению к мизинцу).
Тесто месим, тесто мнём,
Пирогов мы напечём.
И с капустой, и с грибами.
– Угостить Вас пирогами? -
«Терка» – костяшками сжатых в кулак пальцев одной руки двигать вверх-вниз и справа налево по ладони другой руки («прямолинейное» движение).
Дружно маме помогаем,
Тёркой свеклу натираем.
Вместе с мамой варим щи.
– Ты вкуснее поищи! -
«Надеваем перчатки» – поглаживание двумя пальцами одной руки каждого пальца другой. Направление – от ногтевой фаланги к ладони. Проговариваем название каждого пальца: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
-
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев обеих рук.
-
«Барашки» – массировать «спиралевидными» движениями каждый палец. Подушечкой большого пальца растирать нижнюю поверхность пальца, а остальные четыре поддерживают палец с тыльной стороны.
На лугах пасутся «бяшки»
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: «Бе-е да, бе-е»,
Носят шубы на себе. -
«Кулачки» – энергичное сжатие в кулачки и разжимание, напрягая пальцы. Руки опущены вниз. Выполнять под счет «раз-два», сначала медленно, затем ускоряя темп.
-
«Расслабление» – руки опущены вниз, встряхивать кисти рук. Затем выполнить легкое поглаживание кистей по тыльной и ладонной поверхностям.
III. Артикуляционная гимнастика с приёмами биоэнергопластики (содружественные движения руки и языка)
Логопед: А ещё Квака с удовольствием делает гимнастику язычком и ручками. Он приготовил для нас интересную зарядку. Дети вместе с Квакой выполняют артикуляционные упражнения. Логопед одной рукой управляет языком куклы, а другой – ставит на подставку карточки с рисунками и показывает движения.
- В зоопарк пойдём теперь. Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его. Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. При открывании рта большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.)
- Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы хоботком. Ладонь собрана в щепоть и направлена вперёд, большой палец прижат к среднему.)
- Если очень захотеть, можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами и ладонью в щепоти по кругу.)
- Улыбнулись нам подружки – большеротые лягушки. (Широко улыбнуться, растягивая губы. Пальцы руки расставлены в стороны, как лучики солнца.)
- Жираф вытянул вверх шею, очень он гордится ею. (Тянуться высунутым языком к носу. Сомкнутая ладонь поднята вверх.)
- Зебры – резвые лошадки – бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. Движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх – вниз в одном ритме с языком.)
- Потянула зебра ножку, постояла так немножко. (Присосать язык к нёбу и удерживать 10 сек. Ладонь с сомкнутыми пальцами поднять вверх и подержать одновременно с языком.)
- А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть. Проводить широким языком по нёбу вперёд – назад. Сомкнутая ладонь поднята вверх и развёрнута к себе, четыре пальца сгибаются и разгибаются в одном ритме с языком.)
Логопед: Про каких животных говорится в зарядке для язычка?
Дети: В зарядке говорится про слона, жирафа, зебру.
Логопед: Где в дикой природе живут эти животные?
Дети: Эти животные живут в жарких странах, в Африке.
Логопед: Правильно, это животные жарких стран.
IV. Объявление темы занятия
Логопед: Лягушонок Квака очень любознательный и сейчас он приглашает нас на экскурсию в зоопарк. Дети подходят к плакату «Зоопарк», который прикреплён к мольберту – это символический вход в зоопарк. Дети рассматривают изображение на плакате.
Квака предлагает детям пройти в ворота зоопарка. Логопед отодвигает в сторону мольберт.
Дети подходят к макету зоопарка, который расположен на двух детских столиках, и встают вокруг. Логопед усаживает куклу на стульчик около макета, при выполнении всех последующих заданий и игр обращает внимание детей на то, что Квака тоже многому учится вместе с детьми и помогает исправлять ошибки в речи детей.
V. Развитие слухового внимания
Звучит запись на магнитофоне «Голоса джунглей».
Логопед: Голоса каких животных вы услышали?
Дети: Это голоса тигра, слона, обезьяны, попугая.
VI. Дидактическая игра «Продолжи предложение». (Формирование фразы, употребление существительных во множественном числе, в родительном падеже.)
Логопед: Каких животных много в зоопарке?
Дети: В зоопарке много львов. (Слонов, тигров, обезьян, носорогов, бегемотов, крокодилов, черепах, жирафов, кенгуру, верблюдов.)
VII. Дидактическая игра «У кого?». (Уточнение и обогащение словаря существительных, закрепление названий частей тела животных. Употребление существительных в единственном числе, в родительном падеже.)
Логопед: Посмотрите внимательно на животных, обратите внимание на их части тела. У кого грива? (Хобот, сумка, бивни, панцирь, горбы)
Дети: Грива у льва, зебры. (Хобот у слона; и т.д.)
VIII. Дидактическая игра «Расскажи, какой? какая?». (Уточнение и обогащение словаря признаков предмета.)
Логопед дает по очереди каждому ребенку фигурку животного.
Логопед: Расскажи, какой слон?
Ребенок: Слон большой, сильный, выносливый, огромный, умный.
Логопед: Какой крокодил?
Ребенок: Крокодил злой, зубастый, хищный, зелёный.
Логопед: Какая обезьяна?
Ребенок: Обезьяна ловкая, проворная, всеядная.
Логопед: Какой жираф?
Ребенок: Жираф выносливый, длинноногий, пятнистый, длинношеий.
Логопед: Какой тигр?
Ребенок: Тигр полосатый, хищный, опасный.
Логопед: Какая черепаха?
Ребенок: Черепаха маленькая, медлительная, травоядная.
IX. Дидактическая игра «Найди детеныша». (Уточнение и обогащение словаря существительных. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.)
Логопед: Дети, а вы не знаете, почему так громко кричали звери?
Дети: Нет, не знаем.
Логопед: Квака мне подсказал, что в зоопарке потерялись детёныши животных. Давайте поможем найти всем мамам их малышей.
(Дети подходят к стульчикам, на которых лежат перевёрнутые карточки с изображением детенышей. Каждый ребёнок берёт свою карточку и садится на стульчик. Логопед вешает на доску наборное полотно с картинками взрослых животных).
Логопед: Дети, вы догадались, чей у вас детёныш?
Дети: Да.
Логопед: Сейчас каждый из вас отведет малыша к его маме и назовёт, у какой мамы этот малыш.
Дети по очереди выходят к наборному полотну, подставляют свою карточку с изображением детёныша к карточке с изображением взрослого животного.
Ребенок: У слонихи – слонёнок.
Ребенок: У верблюдицы – верблюжонок.
Ребенок: У мамы кенгуру – кенгурёнок.
Ребенок: У львицы – львёнок.
Ребенок: У мамы жирафа –жирафёнок.
Ребенок: У тигрицы – тигрёнок.
Ребенок: У черепахи – черепашонок.
X. Физминутка. (Психогимнастика и пластические этюды. Дыхательные упражнения.)
Логопед: А знаете ли вы повадки этих животных? Пофантазируем, что мы превратились в этих животных. Все вместе изобразим, как:
- Жираф-великан достаёт листья высокого дерева. (Поднять голову, вдох ртом. Опустить голову вниз, выдох носом.)
- Слон машет хоботом и раздувает песок. (Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом. При возвращении в исходное положение – выдох ртом «х-х-х».)
- Мартышки-кривляки. (Показать, как обезьяны прыгают с дерева на дерево, кривляются, делают смешные рожицы.)
- Бегемоты идут на водопой. (Медленно шагать друг за другом, тяжело наступая на всю ступню ноги. Ладонями рук изображать передние конечности животных.)
- Тигр подкрадывается к добыче. (Изобразить вкрадчивую походку тигра, грозный взгляд, затем нападение – движение рук вперед и рычание «р-р-р».)
- Крокодилы лежат на берегу реки. (Лечь на ковер, вытянуть вперед руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.)
XI. Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?» (Образование притяжательных прилагательных от существительных.)
Логопед предлагает детям пойти на полянку и сесть на большой ковёр вокруг индивидуального коврика.
Логопед: Наш Квака учится быть фотографом. Он принёс фотографии животных, но на каждой карточке получилась только часть животного. Давайте поможем Кваке. Нам нужно составить целое животное и сказать, чья это голова и чей это хвост.
У логопеда половина карточек с головами и хвостами животных, а остальные карточки раздаёт детям. Он начинает игру, выкладывает на индивидуальный коврик по одной карточке и даёт образец ответа.
Логопед: У меня львиная голова.
Ребенок: А у меня львиный хвост.
(Тигриная голова и тигриный хвост, обезьянья голова и обезьяний хвост, крокодилья голова и крокодилий хвост, верблюжья голова и верблюжий хвост, слоновья голова и слоновий хвост, черепашья голова и черепаший хвост.)
XII. Работа с загадками. (Развитие связной речи, мышления)
Логопед предлагает детям встать с ковра и подойти к макету.
Логопед: Дети, вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да, умеем.
Логопед: Квака приготовил вам интересные загадки.
Отгадайте, кто это
Ходит в костяном пальто? (Черепаха)
Какое животное очень красивое,
Самое высокое, самое длинношее? (Жираф)
Логопед: А вы знаете загадки про животных?
Дети загадывают загадки друг другу.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто тысячу лет рос. (Слон)
– Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка,
– Словно большая
Тетрадка в линейку. (Зебра)
Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна)
Спит зелёное бревно,
В ил запуталось оно,
У бревна большая пасть,
Зубы в пасти – просто страсть. (Крокодил)
Хищник полосатый,
Рыжий и усатый,
На кота похож немножко и
Мяукает как кошка. (Тигр)
На носу он носит рог
И зовётся …(Носорог)
К жаркой Африке живёт,
Отрастил большой живот,
Чтобы от жары укрыться,
Забирается в водицу. (Бегемот)
Логопед: Зоопарк закрывается, а нам надо возвращаться домой.
XIII. Итог занятия
Логопед: Наша экскурсия в зоопарк закончилась. Дети, что вам понравилось? Что нового вы узнали о животных?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Логопед: Ребята, посмотрите, а Квака принёс для вас посылку от животных, угощайтесь.
(В посылке бананы и конфеты «Тимбукту» и «Лёвушка» с изображением животных жарких стран на фантиках.)
Домашнее задание. Нарисовать животных, которые вам понравились в зоопарке.