Пояснительная записка
Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии детей особыми образовательными потребностями, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы. С каждым годом увеличивается число поступающих детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей с особыми образовательными потребностями, у них наиболее уязвима по отношению к несбалансированным условиям именно эмоционально-волевая сфера. Статус эмоционально-волевой сферы, как первичной формы «психической жизни», предполагает выполнение охранной функции. Однако, эмоционально-волевая сфера детей с особыми образовательными потребностями подобно радару, который, четко улавливая и оперативно реагируя на всевозможные неблагополучия, не имеет достаточно сил им противостоять. Это в свою очередь влечет за собой искаженное развитие некоторых других сфер психики и личности в целом. За последние пять лет резко увеличилось поступление в коррекционные школы детей, имеющих сложные психические и неврологические расстройства. По существу эти дети составляют 70% от общего количества учащихся.
Программа кружка “Затейники” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника с особыми образовательными потребностями. Данная программа может быть применена в коррекционных школах. Материалы программы могут быть использованы на уроках чтения и развития речи, на внеклассном чтении во внеурочное время и на внеклассных занятиях в начальной школе. Изучение художественных произведений способствует воспитанию положительных качеств у учащихся, снятии агрессии, тревожности и умением управлять своими эмоциями, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.
Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие эмоционально-волевой сферы ребенка посредством художественных произведений.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитию эмоционально-волевой сферы, снятию эмоционального напряжения, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.
Целью программы является развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с особыми образовательными потребностями через беседы и драматизацию художественных произведений.
Задачи программы:
- образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с художественными произведениями известных авторов; научить детей снимать психоэмоциональное напряжение через драматизацию художественных произведений.
- развивающие: развивать в детях доброту, отзывчивость, заботу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
- воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру общения; воспитывать дружеские отношения.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из художественных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни ребёнка, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, рисование иллюстраций.
- практические методы: изготовление рисунков, декораций, подбор сценических костюмов, через драматургию художественных произведений. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
- метод игровой коррекции.
Занятия кружка проходят 2 раз в месяц в течение 1 академического часа, 18 часов (1 час – теоретический, 1 час – практический).
Принципы программы:
Научность
Основа работы программы – драматизация художественного произведения.
Доступность
Каждый желающий может принимать участие, найти применение своим возможностям.
Системность
Занятия строятся от простого к сложному, вначале изучаем художественное произведение, затем обыгрываем его.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на развитие эмоционально-волевой сферы, умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни.
Обеспечение мотивации
Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно художественная литература, которая помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие эмоционально-волевой сферы поможет учащимся с особыми образовательными потребностями через художественные произведения, расширить кругозор, дать им возможность эмоционально переживать судьбы героев, что позволит развить у учащихся эмоционально-волевую сферу. Это и будет основной мотивацией участия детей в работе кружка.
Занятия кружка носят ориентационный характер.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство как с программными произведениями; удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам героев, расширяет кругозор. Детям во время обыгрывании художественного произведения предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность его труда
Предполагаемые результаты
Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся развить эмоционально-волевую сферу у детей с особыми образовательными потребностями.
Алгоритма работы с литературным произведением
Разрабатывая программу мы учитывали, что дети с особыми образовательными потребностями не владеют, в силу возрастных и психофизических особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовали следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.
- Чтение произведения.
- Беседа о прочитанном.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры-беседы детей с персонажами.
- Этюды на выражение эмоций у детей .
- Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
- Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей .
Рассмотрим условия реализации данного алгоритма.
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт ребёнка с особыми образовательными потребностями, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
№ | Тема | Программное содержание | Кол-во часов |
1 | Беседа о настроении. | Дать детям понятие о настроении, оно бывает хорошее или плохое, учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия, познакомить с понятием пиктограмма. | 1 |
2 | Сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» | Знать содержание сказки, Учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло, стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, учить пользоваться "лесенкой нравственности". | 2 |
3 | Беседа по произведению В.Катаева «Цветик-семицветик» (последнее желание) | Через идею произведения воспитывать у детей такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям, воспитывать уважение к старшим, ответственность за свои поступки, учить понимать настроение героев, обосновывать свое мнение, развивать монологические и диалогические формы речи. | 2 |
4 | Беседа по произведению П.П. Бажова «Серебряное копытце» | Провести углубленную беседу по произведению, учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев, обратить внимание на отношения между героями (дружба, взаимопонимание, сопереживание), продолжать совершенствовать умение обыгрывать отдельные эпизоды на выражение эмоций сочувствия, сопереживания. | 2 |
5 | Беседа по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» | Совершенствовать диалогические и монологические формы речи, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, самостоятельно характеризовать поступки героев, находить доброе и злое, эмоционально откликаться на происходящие события, уметь находить смысловое значение сказки, определять его пословицей | 2 |
6 | Беседа по произведению С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Через восприятие художественного произведения влиять на формирование личности ребёнка. Воспитывать новое эмоциональное отношение к окружающим, к людям, воспитывать чувства долга, желание помочь чужому горю, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. | 2 |
7 | Беседа по произведению «Кукушка» (ненецкая сказка) | Работать с детьми над умением эмоционально выражать свое отношение к разным эпизодам по произведению, учить рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю, развивать умение работать с эмоциональными шаблонами. | 2 |
8 | Беседа по произведению Л.Н. Толстого «Лев и собачка» | Развивать внутреннюю деятельность детей во время восприятия художественного произведения, в которой участвуют: внимание, мышление, память, эмоции, воля, помочь детям понять идею произведения, развивать умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделять особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание, продолжать работать над миниатюрами-драматизациями; разобрать понятие – настоящий друг, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. | 2 |
9 | Игры-драматизация по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» | Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. | 2 |
10 | Игры-драматизации по сказке «Кукушка» | Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. | 2 |
Список литературы:
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина; – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав; – М., 2004. – 544 с.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин//Вопросы психологии.-2000.-№5.-С.38-48.
- Введение в психодиагностику. / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой; – М., 1997. – 102 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман; М., 2001. – 160 с.
- Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас; – СПб. Питер, 2004. – 496 с.
- Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике/ Н.А. Деревянкина//Дошкольное образование.-2004.-№14.-С. 5.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании./Сост Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова; – М., 2001. – 448 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова; М., 2004. – 288 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева; – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 192 с.
- Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лендрет; – М., 1994. – 365 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков; – СПб.: Питер, 2000.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук; – СПб. Речь, 2006. – 400с.
- Основы специальной психологии./Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой; – М., 2002. – 480 с.
- Психология мотивации эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. [Текст]: учеб. Пособие для студ.-М.: ЧеРо, 2006.
- Психология развития./Под ред. Т.Д. Марцинковской; – М., 2005.
- Психология эмоций: учеб.пособие/Авт-сост. Витис Вилюнас: Питер,2004 (хрестоматия по психологии)
- Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии./В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; Под научной редакцией Л.М. Шипициной; – СПб.: Речь, 2003. – 119 с.
- Специальная педагогика./Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.: Под ред. Н.М.Назаровой; – М., 2005. – 400 с.
- Специальная психология./ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского; – М., 2002. – 480 с.
- Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями./О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под общей ред. Кумариной С.; – М., 2003. – 270 с.
- Степина Н.М., Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я. Зедгенидзе; – М., 2004.
- Стожарова М.Ю. Школа эмоций/ М.Ю. Стожарова//Ребенок в детском саду.-2006.-№2.
- Эмоции и чувства/Е.П. Ильин; СПб.: Питер, 2002.-752с.:ил.- (Серия «Мастера психологии»).
Список детской литературы
- Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.
- Андерсен Г-Х. Дюймовочка.
- Бажов. П. П. Серебряное копытце.
- Благинина.Е. Посидим в тишине.
- Катаев В. Цветик-семицветик.
- Кукушка. Ненецкая сказка.
- Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
- Маршак С. Двенадцать месяцев.
- Осеева В. На катке.
- Осеева В. Отомстила.
- Толстой Л. Лев и собачка.
- Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.