Пояснительная записка
В условиях социально-экономических перемен важное значение для будущей успешной профессиональной деятельности учащихся и молодежи имеют не только знания в выбранной области, но и умения применять эти знания на практике, в реальной деятельности, а также умения разрешать нестандартные ситуации, работать творчески.
Городская открытая научно-практическая конференция «Природу Старооскольского края сохранят дети» проводится ежегодно для подведения итогов работы по научно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений города и Детского эколого-биологического центра.
Конференция проводится по семи номинациям. Участниками конференции могут быть обучающиеся с 5-го по 11-й классы.
Цель: формирование экологической культуры обучающихся через организацию и проведение учебно-исследовательской, опытнической деятельности и пропаганду высокого уровня исследовательской культуры членов научного общества учащихся «БиоТОП».
Задачи:
- активировать творческую, познавательную, интеллектуальную инициативу обучающихся;
- вовлекать обучающихся в исследовательскую, проектную и иную творческую деятельность в различных областях науки;
- осветить все формы научно-практической работы по НОУ «БиоТОП» МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»;
- повысить образовательный уровень и практическую направленность обучающихся в опытнической и исследовательской работе;
- продолжить установление творческого контакта между педагогами и обучающимися школ, общественными организациями, учебными заведениями в решении проблем изучения и сохранения окружающей среды;
- осуществить отбор лучших работ для участия в областных, всероссийских конкурсах.
Научно-методический подход к организации и проведению конференции
Научно-практическая конференция обучающихся может выступать в качестве формы подведения итогов деятельности дополнительного образования детей. Для определения эффективности такой формы мы используем модульно-уровневый принцип построения и диагностики образовательных систем. Взяв за основу концептуальную модель структуры содержания, способов и результатов педагогического процесса в системе дополнительного образования, составленную В.А. Горским в русле идей И.Я. Лернера, М.И. Скаткина на основе различного содержания социального опыта и результатов его освоения, выделим составляющие образовательного процесса:
- опыт освоения знаний, результат освоения – опыта – новые знания;
- опыт практической деятельности, опыт освоения предметного содержания самодеятельности, результат освоения – мастерство и опыт эмоционально-ценностных отношений в этой практической деятельности, в неформальном коллективе (объединении) детей и взрослых, результат освоения – ценностный;
- опыт развивающий, творческой деятельности, результат освоения опыта – способности.
Исходя из этой модели, один из образовательных компонентов (модулей) формируется на основе опыта углубленного освоения заинтересовавших обучающего знаний – обучающий модель (или учебный).
Другой образовательный модуль охватывает опыт освоения предметного содержания деятельности обучающихся (практическую деятельность, самостоятельность детей). Назовем его практический модуль (или деятельносто-практический).
Следующий – общеразвивающий модуль – включает занятия, развивающие способности обучающегося. Это надпредметный, метапредметный модуль.
Условия проведения конференции
Конференция проводится в марте–апреле месяце ежегодно с целью анализа научно-исследовательской деятельности.
Для проведения конференции рекомендовано применение следующего оборудования и наглядности:
- мультимедийное сопровождение, представление докладов на секциях научного общества обучающихся;
- плакат НОУ «БиоТОП», плакат «Природу Старооскольского края сохранят дети»;
- музыкальный центр, диски, музыкальное сопровождение.
Методические советы подготовительного периода проведения конференции.
Научно-практическая конференция НОУ «БиоТОП» проводится на базе городской общеобразовательной школы в актовом зале, так как она предполагает большое количество участников и гостей.
Оформление зала должно отвечать современным требованиям: качественным музыкальным сопровождением и мультимедийным оборудованием.
Научно-практическая конференция состоит из трех частей:
- пленарное заседание, где идет знакомство с участниками и гостями конференции, подводятся итоги работы за год, награждаются победители и призеры областных и всероссийских конкурсов.
- работа по секциям. Каждый участник должен представить свой доклад на секции, сопроводить его наглядным материалом.
В работе секции принимают участие в качестве жюри представители общественных организации, высших и средних учебных заведений.
Сценарный план
- 1.Открытие конференции в 13,00.
- Пленарное заседание.
- Представление кураторов и гостей.
- Выступление гостей.
- Работа секций научного общества учащихся НОУ «БиоТОП» 14:00 – 15:00.
- Экологов;
- Ботаников;
- Медиков;
- Зоологов;
- Лесоводов;
- Растениеводов;
- Краеведов.
- Закрытие конференции (актовый зал) в 15:00. Награждение участников конференции.
Сценарий научно-практической конференции
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Мы рады приветствовать в нашем зале вас, наши юные исследователи.
Ведущий 3: Вас, наши уважаемые коллеги.
Ведущий 1:
Почему так много света,
И улыбок и гостей?
Здесь конечно, нет секрета
В нашем центре – юбилей.
Ведущий 2: Да, 30 лет прошло с тех пор, как в нашем городе было создано первое в Белгородской области научное общество учащихся – «БиоТОП».
Ведущий 3: За это мы выросли. Сотни ребят побывали на наших конференциях, почувствовали вкус к исследовательской и творческой деятельности, ощутили радость побед. Многие ребята поступили в престижные вузы и продолжают заниматься любимым делом уже в профессиональной деятельности. Они никогда не забудут то волнение, которое испытали, когда впервые докладывали о своих исследованиях на городских конференциях, ту радость, когда их работы на Всероссийских конкурсах действительно оказались настоящими научными работами и светила науки пожимали им руки принимая как коллег.
Ведущий 2: Дорогие друзья, на нашем празднике много гостей. И мы с удовольствием представляем их (представление гостей)
Ведущий 3: Слово для приветствия предоставляется Шабановой Натальи Васильевне – начальнику отдела воспитания и дополнительного образования управления образования.
Ведущий 3: Дорогие друзья сегодня поздравить нас с юбилеем приехали представители учреждений высшего профессионального образования. С приветственным словом к вам обращается кандидат сельскохозяйственных наук доцент кафедры селекции и семеноводства, растениеводства Белгородская сельскохозяйственная академия – Коцарева Надежда Викторовна.
Ведущий 1: НОУ – эти три буквы, слившиеся в название целого явления, широко известны во многих городах России.
Ведущий 2: НОУ – научное общество учащихся. Это явление уникальное и в нашей юннатской жизни.
Ведущий 1: У этого движения, как и у любого дела, было свое начало, свои истоки. Давайте заглянем в те далекие годы и дни, когда это движение только зарождалось.
Ведущий 2: Год 1981 организатором и вдохновителем этого замечательного движения стала Нина Яковлевна Рыльцына – бывший директор «Станции юных натуралистов».
Ведущий 1: Работа велась по шести направлениям: ботаника, зоология, лесоводство, цветоводство, медицина, растениеводство.
Ведущий 2: И первая сессия научного общества учащихся состоялась в 1982 году. За участие в областном слете «Станция юных натуралистов» была награждена Дипломом I степени. Это был первый результат деятельности юннатов, который, приумножаясь, привел к победам во Всероссийских конкурсах, конференциях и смотрах.
Ведущий 1: Год 1991. Была проведена 10 юбилейная сессия. За это время 58 учащихся занимающихся в секциях, были награждены медалями и ценными подарками.
Ведущий 3: Дорогие друзья сегодня у нас в гостях юннаты тех далеких лет: Ананьевская Надежда, Шурыгина Лидия, Пеннер Алена.
Ведущий 3: А сегодня это уважаемые люди:
- Менякина Надежда Александровна – методист новатор «Детского эколого-биологического центра».
- Пивоварова Лидия Николаевна – преподаватель Старооскольскго института «Стали и сплавов», кандидат исторических наук.
- Мороз Алена Александровна – врач-эксперт эпидемиологического филиала Федерального государственного учреждения, здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии».
Ведущий 2: Выступление бывших юннатов.
Ведущий 1:
Год юбилейный – это итог,
Пройденных нами больших дорог
Это и труд и мечты полет
Наших сердец горенье,
Федеральному центру, ученым отчет
И рапорт о наших достижениях.
Ведущий 2: Дорогие друзья, а сейчас на эту сцену выйдут победители и призеры Всероссийских и областных конкурсов. Эти те ребята, которые приносят славу своей школе, своему городу и своей малой родине. (ведущий называет обущающихся и их научных руководителей).
Ведущий 3: Багринцева Вера – воспитанница «Детского эколого-биологического центра, призер 11 Всероссийской телеконференции исследовательских работ «Экологическое содружество», победитель регионального конкурса подрост, призер детского экологического форума «Зеленая планета», участник IX международной научно практической конференции школьников.
Научный руководитель – Чепрасова Ольга Ивановна – педагог-организатор Детского эколого-биологического центра. Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Колпакова Ирина – обучающаяся школы 11 – победитель муниципальных и областных олимпиад школьников по биологии и призер научно практической конференции проходившей в рамках региональной заочной школы.
Пожидаев Петр – обучающаяся школы 11 – лауреат VII Всероссийского конкурса по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива», лауреат X Всероссийской конференции учащихся – «Первые шаги в науку».
Научный руководитель – Пожидаева Светлана Анатольевна – учитель биологии школы №11, победитель областного конкурса Подрост в номинации «Формы и методы экологического образования». Участник ярмарки педагогических идей. Награждена грамотой – гордость Старого Оскола.
Баркова Анастасия – обучающаяся школы 14 – призер областного этапа Всероссийского конкурса «Моя малая Родина».
Научный руководитель – Малыковцева Ирина Викторовна – учитель русского языка и литературы, почетный работник общего образования Российской Федерации.
Баркалова Анастасия и Самко Кристина – обучающаяся Лицея №3 – призеры Регионального этапа Всероссийской конференции «Открытие».
Научный руководитель – Шенцевыа Нина Николаевна – учитель биологии Лицей №3. награждена почетной грамотой министерства образования.
Федюшкина Екатерина – обучающаяся школы 34 – победитель областного детского экологического форума «Зеленая планета» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
Научный руководитель – Павлова Нина Михайловна – учитель начальных классов школы №34.
Ларина Евгения – воспитанница «Детского эколого-биологического центра», лауреат Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
Теплова Дарья и Сиротова Дарья – воспитанники «Детского эколого-биологического центра», призеры областной выставки выгоночных цветочных декоративных растений «Приближая дыхание весны». Номинация «опытническая работа».
Научный руководитель: Теплова Ирина Васильевна – педагог дополнительного образования Детского эколого-биологического центра.
(чтение стихов)
Багринцева Вера:
Мы нашего центра всего лишь частица,
Но общие планы и мысли у нас
Здесь учат нас думать, мечтать и трудиться
Здесь любят, здесь ценят и верят в нас!
Пожидаев Петр:
Научному обществу учащихся – 30 лет
Какая замечательная дата
И, как души взволнованный привет,
Слова звучат и звонко и крылато!
Менякина Надежда Александровна:-
Научному обществу учащихся – 30 лет
В его судьбе и наши судьбы слиты
Как из цветов слагается букет
Из атомов слагаются граниты!
Чепрасова Ольга Ивановна:
Научному обществу учащихся – 30 лет,
Мы знаем сами, что еще не стары
Ведь это наша молодость, рассвет,
И все же, мы сегодня юбиляры!
Ведущий 2: Сегодня надежда России – эти те мальчишки и девчонки, которые в 12–16 лет делают свои, небольшие пока научные открытия, находят новый, нетрадиционный подход в научной проблеме в самых разных направлениях.
Ведущий 3: 30 лет, каждый день мы вместе с ними радуемся солнцу и свежему ветру, открываем новые звезды, познаем мир, который отражается в чистых глазах детей.
Ведущий 1: А сейчас для вас прозвучит песня «Родина».
Ведущий 1: Невозможно понять, что такое лес, не выходя из класса. Невозможно обрадоваться жуку, белке или синице, сидящей на руке, разглядывая рисунки в учебнике и изучая внутреннее строение.
Ведущий 2: Только на природе в непосредственном контакте с животными и растениями, мы можем открыть для себя – другой мир. Мир огромный, необычайно многообразный и прекрасный.
Ведущий 3: Наша конференция называется «Природу Старооскольского края сохранят дети» – это не просто название. Мы верим, что будущее нашего края принадлежит детям. Судьба уникальной планеты в их руках…
Ведущий 2: На конференцию поступило 65-и заявок от учащихся школ города. Сегодня их доклады мы с удовольствием заслушаем. На этом пленарное заседание прерывается на 1 час. Свою работу мы продолжим по секциям.
Ведущий 3: Прослушайте порядок работы секций (знакомство с программой конференции).
Ведущий 2: Я желаю всем на нашей конференции здоровой конкуренции. Через час мы снова встретимся в этом зале.
2 отделение
Ведущий 2: Завершилась работа по секциям. В целом жюри отмечает высокое качество представленных работ. Школьники продемонстрировали достойный уровень владения теоретико-методическими основами современных наук. И сейчас я приглашаю на сцену наших кураторов, консультантов. (выступление консультантов и кураторов).
Ведущий 3: Поздравляю всех ребят с заслуженными победами. Спасибо Вам за творческий исследовательский труд, за Ваш энтузиазм.
Ведущий 2: Мы выражаем огромную благодарность нашим кураторам, консультантом.
Ведущий 3: Мы благодарим всех гостей и участников нашей конференции и бесконечно будем рады тем открытиям, которые они еще сделают.
Ведущий 2: Особую благодарность выражаем администрации и коллективу МОУ «СОШ №40» за помощь и теплый прием.
Ведущий 3: Большую поддержку нашей конференции оказали администрация города и УО г. Старый Оскол и Старооскольского района.
Ведущий 2: До свидания, до новых встреч. (звучит музыка).
Методические советы на период подведения итогов.
С анализом работы секции выступают представители от каждой секции; называются лучшие работы и награждаются лауреаты и участники конференции.
По результатам городской научно-практической конференции выпускается сборник лучших работ обучающихся.
Литература:
- Экологическое образование в интересах устойчивого развития (попытка социологического исследования) / Н.Ф. Церцек, М.В. Рыбакова, Н.А. Шапошникова и др. //География и экология в школе XXI века). 2004. №6. С. 48-52, 57.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 196.
- Рыков Н.А. Охрана природы и школа. – Л.: Лениздат, 1961.
- Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. – М.: Прогресс, 1983.