Тема урока: "Древняя Индия"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

Задачи урока:

  • Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию; восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
  • Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
  • Развитие интереса к истории мотивации к учению.
  • Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Форма урока: Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.

Структура урока:

1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
3. Изучение новой темы (план урока):
Местоположение Древней Индии.
Природные условия и животный мир Древней Индии.
Занятия жителей Древней Индии.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов.
6.Объяснение домашнего задания.

Методические приемы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический

Оборудование:

1. Учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «История Древнего мира». М., «Просвещение», 2008 г.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Презентация.
5. Отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека», схема «Индия» для каждого ученика ( формат А 4).
6. Историческая карта «Древняя Индия и Древний Китай».
7. Схема по заполнению животных.
8. Кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. Попробуйте узнать о какой стране идёт речь. (Звучит индийская музыка).

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: Это Индия. 1-й слайд (тема урока с картинками)

– Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой компас и карту. Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос. 2-й слайд (логическое задание).

– Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: Местоположение Древней Индии.
– Природные условия и животный мир Древней Индии.
– Занятия жителей Древней Индии. 3-й слайд (план урока)

2. Изучение новой темы

– Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

Работа с картой (4-й слайд ).

Ученики получают схематическую карту «Древняя Индия», на которой нанесены одни контуры, (можно взять и обычную контурную карту). Я рассказываю, они пишут на карте. Затем проверяем по вопросам. (Приложение 1).

Вопросы и задания по работе с картой:

1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: На полуострове Индостан.

2. Какой океан омывает этот полуостров?

Ответ: Это Индийский океан

3. Каким морем омывается Индия?

Ответ: Аравийское море.

4. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире. 5-й слайд (Гималаи)

5. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: Это реки Инд и Ганг. 6-й слайд (Инд и Ганг).

6. Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?

Ответ:

1) Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2) Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;
3) Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

7. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. На пути у нас непроходимые леса.

8. Как называются эти леса?

Ответ: Эти леса называются джунгли. 7-й слайд (Джунгли).

– Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.

Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
В джунглях обитало большое количество разных животных. 8-й слайд («Махабхарата»).

– Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата». На основе этого отрывка должны вставить пропущенные буквы: «Животный мир Индии». (Приложение 2)

В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …

– Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. 9-й слайд (Ганеша)

«Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте». 10-й слайд (Змеи)

– Шли мы по джунглям и вышли к поселку. 11-й слайд (Деревня среди джунглей).

Вопрос: Чем занимались жители Древней Индии?
Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и назовите их устно

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда». (Приложение 3).

Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур. 12-й слайд (Земледелие).
В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.

Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство. 13-й слайд (Скотоводство).
Выходя из деревни, дорогу нам преградила корова.
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. 14-й слайд (Корова).

3. Закрепление

– А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). Нужно передать свою работу для проверки соседу по парте. (Приложение 4)

Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда?

Ответ: Индия. 15-й слайд (Кроссворд).

(Дети решают на карточках).

4. Итог

– Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

Заключительное слово

– Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, природные условия. Но на этом наше путешествие по Индии ещё не заканчивается. Мы продолжим на следующем уроке. Познакомимся с памятниками культуры Древней Индиии и религиозными верованиями.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

16-й слайд

– Прочитать параграф 20, раб. тетр. стр. 71 №85