Урок музыки в 1-м классе. III-я четверть "Весенние мелодии"

Разделы: Музыка


Мы живем в России, где традиционной формой  музыкального воспитания в школе считалось  хоровое пение. Пение – предмет особенный. Уже  одно то, что пение – дело коллективное, ставит его в положение отличное от других. Пение развивает и пробуждает чувство изящного, укрепляет творческие силы, дисциплинирует.

Пение и детская игра – союзник учителя музыки в начальной школе. Уроки музыки превращаются в уроки-путешествия в страну музыки с использованием технологии театрализации. Главное – заинтересовать детей, создать ситуацию успеха.

На данном уроке мы встречаем приход весны, слушая и исполняя весенние мелодии.  Урок разработан  с учетом возрастных особенностей детей 1 класса и проходит в игровой форме, эмоционально, динамично, быстро сменяя виды деятельности. Ко всем этапам урока даны фотографии первоклассников, где можно видеть, с каким удовольствием ребята поют и занимаются.

Урок начинается со слушания звуков весеннего леса и ребята легко представляют, что они оказались в весеннем лесу. (Дыхательная гимнастика).

Романс «Подснежник» П.И.Чайковского в исполнении учителя помогает ребятам вообразить, как пробивается первый цветок из-под снега (Пластическое интонирование). А далее помогаем солнышку быстрее растопить снега (Музыкальная игра «Солнце на ладошках»). Дети с радостью разучивают русскую народную песню «Веснянка».

Шагая по весеннему лесу, мы попадаем в лесную школу, где учатся птицы премудростям пения: «Чтоб выучиться пению, имеем мы терпение» (система Г.Струве). В лесной школе вместе с птицами дети  учатся петь по болгарской столбице, играть в дирижера. Отвечая на главный вопрос урока: зачем птицы возвращаются из теплых стран весной, ребята  разучивают и поют  новую песню: «Лучше нет родного края».  

А в конце урока ребята с удовольствием  играют в шумовой оркестр на музыку М.Глинки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Художественно-педагогическая идея:

Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагу шумят

Никитин А.С.

Цели и задачи урока:

  • Образовательнаые:
    • знакомство с народными песнями «веснянками»;
    • воспитание представлений о связи музыки  и жизни;
    • знакомство с музыкой и стихами П.И.Чайковского.
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства любви к родной природе и родной стране;
    • прочувствовать наполнение светлого отношения к образам Родины.
  • Развивающие:
    • развитие творческого мышления и воображения;
    • работа над вокально-хоровыми навыками: дыхание, чистая интонация, дикция;
    • привитие навыка: дирижерский жест;
    • закрепление музыкальных понятий: мелодия, динамика;
    • игра на шумовых инструментах.

Тип урока: урок-путешествие с использованием технологии театрализации.

Зрительный ряд: Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март», портрет П.И.Чайковского.

Музыкальный ряд: cлушание звуков весеннего леса, А.Островский «Чтоб выучиться пению», П.Чайковский «Подснежник», р.н.п. Веснянка, М. Кожухин «Лучше нет родного края», М.Глинка «Марш Черномора»из оперы «Руслан и Людмила»

План урока:

1. Введение (8 мин.)
               – дыхательная гимнастика
               – пластическое интонирование «корни – вершина»
               – разучивание народной детской « веснянки»
2. Основная часть (17 мин.)
               – песня А.Островского « Чтоб выучиться пению»;
               – игра «угадай мелодию»;
               – игра в дирижера;
               – работа по болгарской столбице;
               – разучивание новой песни «Лучше нет родного края»
               – игра на шумовых инструментах (7 мин.)
4. Заключение (3 мин.)

Конспект  урока

Номер слайда (Презентация) Деятельность учителя Деятельность ученика
Слайд 5 Прислушайтесь внимательно, как вы думаете, куда мы сегодня будем  путешествовать на  уроке? В весенний лес.
Дети прослушивают запись звуков весеннего леса.
Вдохнем весенний, чистый, свежий воздух (дыхательная гимнастика). Дети под музыку выполняют дыхательную гимнастику.
Слайд 6. А сейчас послушаем, как  чувствовал весну великий русский композитор П.И.Чайковский.
В исполнении учителя звучит  романс «Подснежник» (на слова Майкова «Голубенький, чистый подснежник – цветок. А подле сквозистый последний снежок и т.д.»).
Слушают романс в исполнении педагога.
Какая мелодия у этой песни? Нежная  ласковая,  плавная.
А теперь представим, как же этот подснежник растет? Дети выполняют пластическое интонирование «Корни – вершина».
Слайд 7. Солнце еще слабое, чтоб растопить весь снег. Давайте поможем солнышку. Дети участвуют в музыкальной игре  «Солнышко на ладошках».
Слайд 8. Молодцы!
На Руси очень любили петь, песня была царицей быта: и  на работе  и во время отдыха  слышна песня. А весной пели особенные «песни-веснянки».
Разучивание  веснянки – «стало ясно солнышко припекать» (ребята должны  показать рукой высоту звука).
Слайд 9. Мы идем по весеннему лесу и что это? (Дети читают на плакате): Лесная школа.
Слайд 10. А кто учится в этой школе? Послушайте и угадайте. Дети участвуют в игре «Угадай мелодию» по выученным ранее распевкам: в них ребята с 3 нот узнали пение знакомых птиц и пропели  про кукушку, сороку, филина, дроздка.
А разве птицам нужно учиться? Все  должны учиться.
Представьте себя на уроке в этой школе.
Звенит звонок.
Давайте войдем в класс.
Тише, начался урок музыки.
Слайд 11. Учитель поет песню «Чтоб выучиться пению – имейте вы терпение».  Дети в Лесной школе с удовольствием подпевают  гамму по руке. (Система Г.Струве)
Слайд 12. Здорово поете!
А теперь, кто хочет  подирижировать нашим хором?
(Море рук, вызываю по одному.)
С детьми идет игра в дирижера: ребенок-дирижер показывает жестом как надо петь: тихо, громко, резко или плавно.
Задание остальным – внимательно реагировать на жест маленького дирижера.
Слайд 13. Молодцы! А вот новое задание – лесенка, по ней надо дойти до вершины –   от «до» до «до». Вокальная работа детей  на чистое интонирование по болгарской столбице в игровой форме.
Слайд 14. Как дружно вы поете!
Выглянем в окно, полюбуйтесь, весна наступает, журавли  летят, возвращаясь в родные края.
Послушайте новую песню и скажите, какая мелодия у этой песенки?
Ласковая, плавная, негромкая.
Почему журавли возвращаются на родину? Потому что здесь они  родились, здесь их дом и мама.
Разучивание новой песни «Лучше нет родного края».
Слайд 15. Мы сегодня слушали музыку П.И.Чайковского, а сейчас послушайте, какие стихи о родине сочинил Петя Чайковский, когда был маленький как вы:
«О Родина, как я тебя люблю,
Я не могу покидать тебя
Я живу здесь, здесь и умру
О, Родина – моя дорогая земля!».
(Демонстрируется портрет П.И.Чайковского)
Дети внимательно слушают стихотворение.
А какие стихи о родине и родной природе вы знаете Ответы по желанию детей.
Все дети любят сказки, это правда? Да. (Хором)
Слайд 16 и
слайд 17.
А в конце нашего весеннего урока, мы попадаем в сказку русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила». Мы попадаем в царство коварного колдуна – карлика Черномора. Послушайте – как вышагивает этот злой волшебник. Музыка рисует два образа: коварный Черномор – форте, и хрустальный замок – пиано. Дети слушают «Марш Черномора» на рояле.
Учитель раздает шумовые инструменты.
Как вы думаете, какими инструментами надо играть вначале?
Громкая музыка – играем все вместе.
А какой инструмент изобразит хрустальный замок? Треугольник.
Пробуем играть с шумовыми инструментами. Педагог подбадривает детей. Дети играют на шумовых инструментах, аккомпанируя музыке.
А теперь послушаем, как эта музыка звучит в опере. Дети внимательно слушают, потом высказывают мнения о прослушанной музыке.
Слайд 18 и слайд 19. Заканчивается наше путешествие, ответьте, пожалуйста, где же мы сегодня побывали, с кем встречались? Мы побывали в весеннем лесу, услышали пение птиц, журчание ручья, побывали в лесной школе, играли в дирижера, в оркестр, разучили добрую песню о родной земле.
Какие  мелодии слышали и пели? Нежные, плавные, добрые. О Родине поем с любовью.
Правильно. И когда вырастите, станете взрослыми – не забывайте: «Лучше нет родного края». В конце урока повторяем новую песню ««Лучше нет родного края».