Мы живем в России, где традиционной формой музыкального воспитания в школе считалось хоровое пение. Пение – предмет особенный. Уже одно то, что пение – дело коллективное, ставит его в положение отличное от других. Пение развивает и пробуждает чувство изящного, укрепляет творческие силы, дисциплинирует.
Пение и детская игра – союзник учителя музыки в начальной школе. Уроки музыки превращаются в уроки-путешествия в страну музыки с использованием технологии театрализации. Главное – заинтересовать детей, создать ситуацию успеха.
На данном уроке мы встречаем приход весны, слушая и исполняя весенние мелодии. Урок разработан с учетом возрастных особенностей детей 1 класса и проходит в игровой форме, эмоционально, динамично, быстро сменяя виды деятельности. Ко всем этапам урока даны фотографии первоклассников, где можно видеть, с каким удовольствием ребята поют и занимаются.
Урок начинается со слушания звуков весеннего леса и ребята легко представляют, что они оказались в весеннем лесу. (Дыхательная гимнастика).
Романс «Подснежник» П.И.Чайковского в исполнении учителя помогает ребятам вообразить, как пробивается первый цветок из-под снега (Пластическое интонирование). А далее помогаем солнышку быстрее растопить снега (Музыкальная игра «Солнце на ладошках»). Дети с радостью разучивают русскую народную песню «Веснянка».
Шагая по весеннему лесу, мы попадаем в лесную школу, где учатся птицы премудростям пения: «Чтоб выучиться пению, имеем мы терпение» (система Г.Струве). В лесной школе вместе с птицами дети учатся петь по болгарской столбице, играть в дирижера. Отвечая на главный вопрос урока: зачем птицы возвращаются из теплых стран весной, ребята разучивают и поют новую песню: «Лучше нет родного края».
А в конце урока ребята с удовольствием играют в шумовой оркестр на музыку М.Глинки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Художественно-педагогическая идея:
Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагу шумятНикитин А.С.
Цели и задачи урока:
- Образовательнаые:
- знакомство с народными песнями «веснянками»;
- воспитание представлений о связи музыки и жизни;
- знакомство с музыкой и стихами П.И.Чайковского.
- Воспитательные:
- воспитание чувства любви к родной природе и родной стране;
- прочувствовать наполнение светлого отношения к образам Родины.
- Развивающие:
- развитие творческого мышления и воображения;
- работа над вокально-хоровыми навыками: дыхание, чистая интонация, дикция;
- привитие навыка: дирижерский жест;
- закрепление музыкальных понятий: мелодия, динамика;
- игра на шумовых инструментах.
Тип урока: урок-путешествие с использованием технологии театрализации.
Зрительный ряд: Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март», портрет П.И.Чайковского.
Музыкальный ряд: cлушание звуков весеннего леса, А.Островский «Чтоб выучиться пению», П.Чайковский «Подснежник», р.н.п. Веснянка, М. Кожухин «Лучше нет родного края», М.Глинка «Марш Черномора»из оперы «Руслан и Людмила»
План урока:
1. Введение (8 мин.)
–
дыхательная гимнастика
–
пластическое интонирование «корни – вершина»
–
разучивание народной детской « веснянки»
2. Основная часть (17 мин.)
–
песня А.Островского « Чтоб выучиться пению»;
–
игра «угадай мелодию»;
–
игра в дирижера;
–
работа по болгарской столбице;
–
разучивание новой песни «Лучше нет родного края»
–
игра на шумовых инструментах (7 мин.)
4. Заключение (3 мин.)
Конспект урока
Номер слайда (Презентация) | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд 5 | Прислушайтесь внимательно, как вы думаете, куда мы сегодня будем путешествовать на уроке? | В весенний лес. Дети прослушивают запись звуков весеннего леса. |
Вдохнем весенний, чистый, свежий воздух (дыхательная гимнастика). | Дети под музыку выполняют дыхательную гимнастику. | |
Слайд 6. | А сейчас послушаем, как чувствовал
весну великий русский композитор П.И.Чайковский. В исполнении учителя звучит романс «Подснежник» (на слова Майкова «Голубенький, чистый подснежник – цветок. А подле сквозистый последний снежок и т.д.»). |
Слушают романс в исполнении педагога. |
Какая мелодия у этой песни? | Нежная ласковая, плавная. | |
А теперь представим, как же этот подснежник растет? | Дети выполняют пластическое интонирование «Корни – вершина». | |
Слайд 7. | Солнце еще слабое, чтоб растопить весь снег. Давайте поможем солнышку. | Дети участвуют в музыкальной игре «Солнышко на ладошках». |
Слайд 8. | Молодцы! На Руси очень любили петь, песня была царицей быта: и на работе и во время отдыха слышна песня. А весной пели особенные «песни-веснянки». |
Разучивание веснянки – «стало ясно солнышко припекать» (ребята должны показать рукой высоту звука). |
Слайд 9. | Мы идем по весеннему лесу и что это? | (Дети читают на плакате): Лесная школа. |
Слайд 10. | А кто учится в этой школе? Послушайте и угадайте. | Дети участвуют в игре «Угадай мелодию» по выученным ранее распевкам: в них ребята с 3 нот узнали пение знакомых птиц и пропели про кукушку, сороку, филина, дроздка. |
А разве птицам нужно учиться? | Все должны учиться. | |
Представьте себя на уроке в этой школе. Звенит звонок. |
Давайте войдем в класс. Тише, начался урок музыки. |
|
Слайд 11. | Учитель поет песню «Чтоб выучиться пению – имейте вы терпение». | Дети в Лесной школе с удовольствием подпевают гамму по руке. (Система Г.Струве) |
Слайд 12. | Здорово поете! А теперь, кто хочет подирижировать нашим хором? (Море рук, вызываю по одному.) |
С детьми идет игра в дирижера:
ребенок-дирижер показывает жестом как надо петь:
тихо, громко, резко или плавно. Задание остальным – внимательно реагировать на жест маленького дирижера. |
Слайд 13. | Молодцы! А вот новое задание – лесенка, по ней надо дойти до вершины – от «до» до «до». | Вокальная работа детей на чистое интонирование по болгарской столбице в игровой форме. |
Слайд 14. | Как дружно вы поете! Выглянем в окно, полюбуйтесь, весна наступает, журавли летят, возвращаясь в родные края. Послушайте новую песню и скажите, какая мелодия у этой песенки? |
Ласковая, плавная, негромкая. |
Почему журавли возвращаются на родину? | Потому что здесь они родились, здесь
их дом и мама. Разучивание новой песни «Лучше нет родного края». |
|
Слайд 15. | Мы сегодня слушали музыку
П.И.Чайковского, а сейчас послушайте, какие стихи
о родине сочинил Петя Чайковский, когда был
маленький как вы: «О Родина, как я тебя люблю, Я не могу покидать тебя Я живу здесь, здесь и умру О, Родина – моя дорогая земля!». (Демонстрируется портрет П.И.Чайковского) |
Дети внимательно слушают стихотворение. |
А какие стихи о родине и родной природе вы знаете | Ответы по желанию детей. | |
Все дети любят сказки, это правда? | Да. (Хором) | |
Слайд 16 и слайд 17. |
А в конце нашего весеннего урока, мы попадаем в сказку русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила». Мы попадаем в царство коварного колдуна – карлика Черномора. Послушайте – как вышагивает этот злой волшебник. Музыка рисует два образа: коварный Черномор – форте, и хрустальный замок – пиано. | Дети слушают «Марш Черномора» на рояле. |
Учитель раздает шумовые инструменты. Как вы думаете, какими инструментами надо играть вначале? |
Громкая музыка – играем все вместе. | |
А какой инструмент изобразит хрустальный замок? | Треугольник. | |
Пробуем играть с шумовыми инструментами. Педагог подбадривает детей. | Дети играют на шумовых инструментах, аккомпанируя музыке. | |
А теперь послушаем, как эта музыка звучит в опере. | Дети внимательно слушают, потом высказывают мнения о прослушанной музыке. | |
Слайд 18 и слайд 19. | Заканчивается наше путешествие, ответьте, пожалуйста, где же мы сегодня побывали, с кем встречались? | Мы побывали в весеннем лесу, услышали пение птиц, журчание ручья, побывали в лесной школе, играли в дирижера, в оркестр, разучили добрую песню о родной земле. |
Какие мелодии слышали и пели? | Нежные, плавные, добрые. О Родине поем с любовью. | |
Правильно. И когда вырастите, станете взрослыми – не забывайте: «Лучше нет родного края». | В конце урока повторяем новую песню ««Лучше нет родного края». |