Программное содержание: закрепить знания детей о цветах, их роли в нашей жизни, их красоте и разнообразии; совершенствовать умение детей формулировать ответы, правильно отвечать на поставленные вопросы; закрепить навыки звуко-буквенного анализа, знание слоговой структуры, пополнять активный словарь; совершенствовать развитие грамматического строя речи; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к цветам, желание о них заботиться, воспитывать желание доставить радость.
Методические приемы:
1.Словесные: беседа, вопросы, напоминание, поощрение, анализ.
2. Наглядные: работа у доски.
3. Игровые: игровой момент, приход Феи цветов, сценка “Береги цветы”.
4. Практические: работа с кассами, звуковыми символами, выполнение аппликации “Нарциссы”.
5. Предварительная работа: разучивание стихотворений о цветах, сценки, занятие фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Наглядный материал и оборудование:
1.Полянка. На полянке “растут” мак, одуванчик, ромашка (дети).
2.Лисенок и Ежонок (дети).
3.Иллюстрации с изображением цветов.
4. Буквы, звуковые символы.
5. Наборное полотно.
6. Указка.
Раздаточный материал:
1.Материал для аппликации (манка, пшено, клей), листочки с изображением контура нарцисса, предварительно наклеенными лепестками.
2.Кассы, пеналы.
Ход занятия.
Под музыку Чайковского “Вальс цветов” дети заходят в группу. Их встречает Фея цветов.
Фея: - Ребята, я Фея цветов, приглашаю вас на цветочную полянку в страну цветов.
На полянке “растут” цветы. Выходят Ежик и Лисенок, замечают клумбу с цветами.
Лисенок: - Давайте нарвем цветов.
Ежик: - Не вздумай этого делать.
Лисенок: - Почему?
Ежик: - Если ты сорвешь их, никто уже не сможет любоваться их красотой.
Лисенок: - А я все-таки сорву.
Цветы: - Осторожно, не повредите нас .
Мак: - Мы такие нежные.
Ромашка: - Мы такие хрупкие.
Ежик и Лисенок: - Кто это с нами разговаривает?
Цветы: - Это мы – цветы.
Аня (мак), Карина (ромашка), Алена (одуванчик) читают стихотворения.
Дети нюхают цветы (делают дыхательную гимнастику).
Фея: - Для чего нужны цветы? Почему их нельзя рвать? Ответы детей.
Затем логопед предлагает Фее и детям вернуться в детский сад и побеседовать о цветах.
Организационный момент.
1.Логопед : “Сядет тот, кто назовет любой цветок”.
Дети называют цветы и садятся за столы.
2.На наборном полотне иллюстрации цветов. Логопед предлагает детям сказать название цветка с числительными 1, 2, 5. Например: одна ромашка, две ромашки, пять ромашек и т.д.
3.Логопед предлагает детям слова, которые надо сказать с признаком: цветочный, -ая. Например: Логопед: - Клумба.
Ребенок: - Цветочная клумба.
Логопед: - Магазин.
Ребенок: - Цветочный магазин.
Слова: запах, выставка, витрина, мед, улица, город.
4.Работа над образованием относительных прилагательных. В цветочном городе название улиц необычные.
Логопед: - Если на улице растут ромашки, как будет называться наша улица?
Дети: - Ромашковая.
Логопед: - А если много васильков?
Дети: - Васильковая.
Еще в нашем необычном городе есть улицы: розовая, пионовая, фиалковая, колокольчиковая.
5.Работа над слоговой структурой. Логопед называет цветок, дети показывают карточку с определенной слоговой структурой.
6.Д/и: Скажи какой?
Логопед предлагает детям придумать красивые слова, признаки для цветов.
Какие цветы?
Ответы детей: хрупкие, нежные, ароматные, мелкие, яркие, весенние, летние, зимние, луговые, полевые, садовые, бархатные, тенелюбивые, светолюбивые, лечебные и т.д.
7.Пальчиковая гимнастика.
Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Сладко засыпают.
8. Логопед предлагает детям послушать слово МАК.
- Назовите 1-й звук.
- М
- Второй?
- А
- Третий?
- К
- Дайте характеристику звука М.
- Согласный, твердый, звонкий.
Логопед предлагает положить соответствующий звуковой символ:
- Звук А какой?
- Гласный.
Кладем (красный квадрат)
- Звук К ?
- Согласный, твердый, глухой.
Кладем (синий квадрат)
На наборном полотне тоже соответствующие символы. Дети сверяют результат выполнения задания.
9. Логопед предлагает детям порадовать Фею цветов и своих мам сюрпризом – нарциссом, который они сделают аппликативно. Детям раздаются листочки бумаги с предварительно наклеенными стебельками, листочками и контуром нарцисса. Логопед предлагает детям сердцевинку цветка сделать из пшена, а лепестки из манки. Дети выполняют задание под музыку Чайковского “Вальс цветов”. Фея благодарит детей за занятие, за подарок и дарит детям “сладкие ромашки”. Логопед отмечает хорошие ответы детей, благодарит за старание, усердие. Общий положительный итог.