Формирование у учащихся мировозренческой самостоятельности при изучении истории

Разделы: История и обществознание


Знание возникает на основе не заучивания,
а самостоятельного размышления над фактами,
                            а мышление развивается в результате
               систематической переработки  
        конкретных фактов и идей.
                                                                            Н.Г. Дайри

Главный вопрос для учителя сегодня: как работать, чтобы выпускник мог чувствовать себя уверенно в современном, быстро меняющемся мире?

Чтобы решить эту проблему, на мой взгляд, необходимо усилить практическую направленность содержания курса истории: изучать явления общественной жизни, увеличивать долю заданий, позволяющих применять полученную информацию для объяснения окружающей действительности, учитывать знания, полученные из разнообразных источников. При этом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся будет определяться характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Предметное содержание курса истории для обучающихся 10-11-х классов охватывает весь период истории России с древности по настоящее время с включением курса всеобщей истории. Среди предметных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования ФГОС выделяет сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности; сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов (См.: “Федеральный государственный стандарт общего образования” (проект) под ред. Кезиной Л.П., Кондакова А.М. М., 2010.)

Для реализации данных задач было составлено новое тематическое планирование для профильного 10 гуманитарного класса, в котором использована концепция синхронизации программного материала по истории России и всеобщей истории. Подобное изучение истории дало возможность развивать у обучающихся аналитические и информационно-коммуникативные умения: проводить систематизацию исторических фактов, устанавливать причинно - следственные и структурные связи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории России для 10-го (гуманитарного) класса

Методическое обеспечение: Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).

Учебные пособия:

  1. Сахаров А.Н., В.И. Буганов “История России. С древнеших времен до конца XVII века” (профильный уровень), 2006 г.
  2. Буганов В.И., Зырянов П.Н.“История России. Конец XVII-XIX вв.” (профильный уровень),2006 г.
  3. Ионов И.Н. “Российская цивилизация”, 1997 г.
  4. “История России (1682-1861)” под редакцией Волобуева О.В.,1996 г.
  5. Хачатурян В.М. “История мировых цивилизаций”, 1996 г.

Количество часов в неделю/год: 4 (история России - 3ч., всеобщая - 1 ч.)/140

Количество практических работ – 9 (из них по истории России - 6, по всеобщей истории - 3)

История России

(3 часа)

Всеобщая история

(1 час)

Раздел

Кол.-во час

Примечание

Раздел

Кол.-во час

Примечание

Введение

1

 

1. Введение “Теории цивилизационного развития”.

2

 
1. Предыстория народов России.

9

§ 1-8,

пр. работы № 1, 2

2. Цивилизации Древнего Востока.

3

2 пр. работы

Повторение

1

  3. Древнегреческая цивилизация.

2

 
2. Русь в XI-XII вв.

10

§ 9-18 4. Древнеримская цивилизация.

2

 
Повторение

1

 
3. Русь в XIII-XV вв.

5

§ 19-24, пр. работы № 3, 4 5. Западноевропейская цивилизация в средние века.

4

пр. работа

Повторение

1

 
4. Россия в XVI в.

5

§ 25-29
Повторение

1

 

6. Цивилизация Востока в средние века.

2

 
5. Россия в XVII в.

11

§ 30-40,

пр. работа № 5

Повторение

1

  Повторение

1

тест

Семинарское занятие “Россия и мир в эпоху средневековья” (2 часа)

6. Россия в XVIII в.

16

§ 40-53,

пр. работа № 6

7. Страны Европы и Азии в эпоху становления индустриальной цивилизации.

 

6

 
Повторение

2

  Повторение

1

тест

Семинарское занятие “Мировое сообщество и Россия в XVIII веке” (2 часа)

7. Россия в XIX в.

29

§ 54-83 8. Мир в XIX веке.

8

тест по 18 в.
Повторение

1

  Повторение

1

 

Семинарское занятие “Мировое сообщество и Россия в XIX веке” (2 часа)

Итоговое повторение

4

переводной экзамен в форме ЕГЭ      
Итого

104

   

32

 
Резерв – 4 часа

Одной из главных целей изучения истории, сформулированной в проекте ФГОС для старшей школы, является овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач (См.: “Федеральный государственный стандарт общего образования” (проект) под ред. Кезиной Л.П., Кондакова А.М. М., 2010).

Сформировать умение реконструкции и интерпретации прошлого на основе разнообразных источников помогают практические работы. В процессе работы над учебными текстами формируются предметные умения, развивается способность работать с текстами различного уровня сложности. Данный вид деятельности позволяет формировать универсальные умственные действия: учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативно-речевые, коммуникативно-общенческие, личностные, логические.

Самостоятельная учебная деятельность при выполнении практических работ способствует реализации такого требования государственного стандарта по истории, как использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Практикумы по истории России составлены на основе учебника “История России” (профильный уровень) под редакцией Сахарова А.Н. (М., 2006 г.), по разделу “Всеобщая история” - с использованием учебного пособия “История мировых цивилизаций” (Хачатурян В.М. – М.,1996 г.).

В качестве примера предлагаю две практические работы.

“Начало монголо-татарского вторжения на Русь” (§19-20)

1. Прочитайте пункт “Рождение монгольской империи” § 19 (с. 123-124).

А) Составьте схему управления монгольскими племенами.

Б) Сравните процесс появления Монгольского и Древнерусского государств (см. § 5). Ответ оформите в виде таблицы:

Древнерусское государство

Монгольская держава

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

2. Работа в парах. Проверьте правильность выполнения задания № 1. Сформулируйте и запишите вывод о возможных закономерностях в формировании государственности у разных народов.

3. Прочитайте пункты “Чингисхан” и “Завоевания монголов” параграфа 19 (с. 124-125).

А) Какую политическую партию: демократическую, аристократическую или монархическую - возглавил Тэмучэн. Объясните свое мнение.

Б) Сформулируйте достоинства монгольского войска. Попытайтесь найти в нем уязвимые места.

4. Работа в парах. Проверьте друг у друга ответы на задания № 3. Если есть ошибки в ответах, исправьте их сообща.

5. Прочитайте пункт “Трагедия на Калке” параграфа 19 (с. 125-127).

А) Определите основные этапы сражения.

Б) Перечислите главные причины поражения Руси.

6. Работа в парах. Проверьте друг у друга ответы на задания № 5. Если есть ошибки в ответах, исправьте их сообща.

7. Прочитайте пункт “Батыево нахождение” на Русь” параграфа 20 (127-129).

А) Почему Батый начинал свои походы осенью?

Б) Восстановите последовательность: река Сить, г. Торжок, г. Козельск, г. Рязань, г. Москва, г. Тверь, река Воронеж, г. Ярославль.

В) Посчитайте, сколько времени потребовалось Батыю для покорения Руси.

Г) Предложите свою стратегию и тактику обороны русской земли от монгольских войск.

Д) Определите с помощью карты, какие современные страны входили (целиком или частично) в империю монголов в XIII веке?

8. Работа в парах. Проверьте друг у друга ответы на задания № 7.

9. Придумайте три вопроса ко всему прочитанному тексту и запишите их. Вопросы должны начинаться словами “кто”, “когда” и “почему”.

10. Работа в парах. Задайте свои вопросы друг другу устно. Если напарник затрудняется ответить, помогите ему.

11. Поставьте друг другу оценку за работу на уроке в тетради.

Желаем успехов!

“Первые государства Древнего мира”, 10-й класс

  1. Прочитайте § 6, п. “Предпосылки возникновения государства” (с. 48-49), сформулируйте главные признаки государственной власти.
  2. Работа в парах. Расположите в правильной последовательности:
  3. а) образование государства,

    б) усовершенствование орудий труда,

    в) возникновение неравенства,

    г) рост производительности труда,

    д) формирование знати, появление излишков,

    е) оформление частной собственности.

  4. Прочитайте § 6, п. “Предпосылки возникновения государства” (с. 49-50), заполните таблицу:
  5. Название государства

    Время образования

    Географическое положение

    Климатические, природные условия

    Главные занятия населения

             
  6. Работа в парах. На основе данных таблицы сформулируйте как можно больше закономерностей в образовании древних государств.
  7. Прочитайте § 6, п. “Рабовладение и общественные отношения в древних государствах” (с. 50-51). Перечислите причины, по которым община была необходима для существования древних государств.
  8. Работа в парах. Проверьте задание № 5.
  9. Прочитайте § 7, пп. “Древняя Индия” и “Китай в эпоху древности” (с. 58-62), сравните Древнюю Индию и Китай. Данные занесите в таблицу по схеме:

Индия

Китай

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  1. Работа в парах. Проверьте задание № 7. Вместе сделайте вывод к таблице.
  2. Сочините синквейн “Древнее государство”.

Желаем успеха!

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Одной из современных технологий оценки учебных достижений школьников является форма контроля в виде тестовых заданий -   тестовая технология. Она позволяет обеспечить объективность контроля, исключает субъективный фактор, развивает логическое мышление учащихся, внимательность. Может с успехом применяться для текущей проверки знаний.

Для тематического контроля знаний по истории России в профильном классе были составлены тесты, структура которых соответствует КИМ ЕГЭ, т.е. включены задания с выбором ответа (часть А), на формулировку краткого ответа (часть В) и развернутого (часть С). Это позволяет не только определять уровень освоения десятиклассниками учебного материала, но и формировать у обучающихся умения работать с заданиями ЕГЭ по определенному алгоритму.

 

“Россия в ХVII в.” (10 класс, профильный уровень)

Часть А (5 б.)

А1 Позднее других произошло событие

1) восстание под руководством Ивана Болотникова

2) начало проведения церковной реформы патриарха Никона

3) восстание под руководством Хлопка

4) “поход за зипунами” Степана Разина

А2 В XVII в. в России появилась форма организации промышленного производства

1) фабрика 3) мануфактура

2) монополия 4) вервь

А3 Основные положения Соборного уложения

А) создание Монастырского приказа

Б) введение бессрочного сыска беглых крестьян

В) освобождение ремесленников от уплаты налогов

Г) ликвидация “белых слобод”

Д) признание за дворянами права передачи поместья по наследству

Е) введение наказания за государственные преступления

Укажите верный ответ.

  1. АБЕ
  • БВГ
  • БГЕ
  • БГД

А4 Результат решения Переяславской рады 1654г.

1) создание Запорожской Сечи

2) воссоединение Украины с Россией

3) начало освободительного движения на Украине

4) упразднение казачьего самоуправления и гетманства

А5 Утверждение “Священство выше царства” связано с

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной Рады

4) ликвидацией патриаршества в России

Часть В (5 б.)

В1 Прочитайте отрывок из труда историка В.О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц.

“Из нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие… Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли. Книжного спора, не допуская их до церковного раздора”.

В2 Установите соответствие

А) 1581 г.

Б) 1597 г.

В) 1637-1641 гг.

Г) 1649 г.

А

Б

В

Г

1. установление бессрочного сыска беглых крестьян

2. введение запрета на переход крестьян в Юрьев день

3. введение Юрьева дня

4. установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян

5. увеличение срока государственного сыска до 9 лет, а затем до 15 лет

В3 Расположите в хронологическом порядке события

А) въезд Лжедмитрия I в Москву

Б) взятие Тулы правительственными войсками в борьбе с И. Болотниковым

В) образование первого ополчения

Г) крестоцеловальная запись В. Шуйского

В4 Какие три из перечисленных ниже утверждений характеризуют причины церковного раскола?

1) появление старообрядчества

2) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVII в.

3) изменения обрядов и богослужебных книг

4) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими

5) кризис традиционной концепции” священного Московского царства – третьего Рима”

Часть С (8 б.)

С4 Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений “Соборного уложения” 1649 г.

С7 Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что раз личным (не менее трех различий).

Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

 

Общее

  • …………………………………………………………………………………
  • …………………………………………………………………………………

Различия

  • …………………………………
  • ……………………………………
  • …………………………………
  • ……………………………………

-----------

  • ……………………………………
  • …………………………………

------------

“5” - 16-18 б. “4” - 13-15 б. “3” - 9-12 б. “2” - 8 и менее баллов

Предлагаемая структура тематического планирования, формы практических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность.