Цель: Формировать навык наблюдательности.
Задачи:
- Учить употреблять качественные прилагательные (горячий, холодный, белый) в сочетании с существительными (вода, огонь, снег).
- Развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух.
- Воспитывать чувственность к неживой природе.
Предварительная работа: во время прогулок наблюдения за снегом: снег белый, блестящий, искристый, хрустит под ногами. На снегу остаются следы.
Оборудование: вата, свечка, чашка, металлическое блюдце, снег с улицы, ведёрко, совок, стол, стульчики.
Ход занятия
I . Социо-игра “Снежинка”
Воспитатель показывает детям кусочек ваты: “На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на неё (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку?” Даёт каждому ребёнку небольшой кусочек ваты и показывает, как надо дуть. Игра повторяется 2 – 3 раза.
II. Экспериментирование со снегом.
Воспитатель заносит с улицы в ведёрке снег. Приглашает детей к столу, показывает:
“Это снег. Я принесла его с улицы. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, рукам холодно. Хотите потрогать снег?”
Дети трогают снег. “Какой снег?” (холодный).
“Давайте погреем руки” - (дети растирают руки друг о друга, дуют на них)
“А теперь рукам холодно?” - (тепло)
Упражнение повторяется 2 раза.
“Возьмем совком немного снега из ведёрка и положим на блюдце (блюдце должно быть тёмным, чтобы был контраст со снегом) и посмотрим какого цвета снег” - (белый). Повторим все вместе: снег белый (дети повторяют).
III. Дыхательная гимнастика “Задуем свечу” 2-3 раза
Воспитатель зажигает свечу. “Это – свеча, она горит. Сейчас я на неё подую (дует: фу-у-у, свеча гаснет). Ой, свечка, погасла! Нет огонька!
IV. Экспериментирование со свечой.
“Давайте подставим ладошку поближе к огоньку. Ой, горячо!” Воспитатель удаляет и приближает свечу к ладошкам детей. Дети вместе с воспитателем говорят “Горячо!”
Воспитатель подносит к огню снег в металлическом блюдце. Дети наблюдают, как снег тает, превращаясь в воду. Вода переливается в чашку. Воспитатель просит каждого ребёнка показать и сказать , где снег, а где вода. (в ведёрке снег, а в чашке – вода).
V. Игра “На дворе мороз и ветер”
Ребёнок выполняет движения, указанные в тексте:
“На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замёрзнут ручки – крошки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем”