Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности [13, с.75].
Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
В процессе игры на музыкальных инструментах дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Актуальность вопроса развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях состоит в необходимости накопления детьми опыта исполнительства. В процессе развития навыков игры на металлофоне у детей происходит знакомство и освоение навыков игры на музыкальном инструменте, развивается целостное восприятие пьес, развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. В свою очередь занятия по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет приобретают дидактический характер, что помогает целенаправленному развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Цель – поиск эффективных педагогических условий развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.
Задачи педагогической деятельности:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.
- Выявить особенности развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.
- Определить педагогические условия развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.
Основы развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях
Одна из самых актуальных и “больших” проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.
Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор К. Орфф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. К. Орфф отдавал предпочтение синтетическим формам музицирования: сочетания пения и движения, ритмизованного чтения стихов и игры на музыкальных инструментах [5, с.122].
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов [19, с.118].
Еще в 20-е годы Н. Метлов и Л. Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н. Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.
В союзе с мастерами – умельцами В. Рахманиновым, В. Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием [29, с.100].
Совместно с Н.А. Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Фумер и др., а в последствии разработкой этих методик занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук) [29,с.102].
Многие современные ученые (О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина, Н.Г. Кононова и др.) подчеркивают значимость самостоятельной художественной деятельности детей в жизни каждого ребенка, говорят о том, что важно учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни [4, с.206].
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста и развитие их способностей реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагогом их разнообразной деятельности.
Основной формой образовательной работы с детьми являются занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности: восприятие, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат определенным навыкам и приемам, требуют определенной сосредоточенности, проявления инициативы и творчества. Музыкальные занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях [4, с. 197].
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет, – вызвать у детей интерес к данному виду деятельности, сформировать необходимые умения и навыки игры на металлофоне и других детских музыкальных инструментах. Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятия.
Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво.
При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах широко применяются игровые приемы (узнать музыкальный инструмент по звучанию, повторить направление мелодии и т.д.) [21, с.147]. На таких занятиях решается одна из важнейших задач – развитие навыков игры на музыкальных инструментах. При обучении детей четырех-пяти лет игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из “Музыкального букваря” помогают развитию навыков игры на различных музыкальных инструментах. Необходимо подчеркнуть, что развитие навыков игры на музыкальных инструментах у детей четырех-пяти лет не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей [21, с.148].
Уровень развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет не одинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.
Вера ребенка в свои силы – необходимое условие развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, чего ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях по развитию навыков игры на музыкальных инструментах.
Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного “я”, необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности овладения навыками игры на музыкальных инструментах.
В средней группе детского сада предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Металлофон считается самым доступным для ребенка четырех-пяти лет музыкальным инструментом. На каждой пластинке инструмента – нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия.
Знакомство с металлофоном происходит на музыкальных занятиях и строится с учетом следующих задач: освоения навыков игры на металлофоне; последовательности заданий для освоения навыков игры на металлофоне; разучивание произведений.
Для освоения навыков игры на металлофоне музыкальный руководитель подбирает соответствующие возрасту детей методы и приемы. Очень важно научить детей четырех-пяти лет правильному звукоизвлечению. На музыкальном занятии педагог показывает, как следует при игре на металлофоне держать молоточек, а именно так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть руки, при этом, должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится “грязным”, неприятным.
В начале развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях методические приемы руководителя направляются к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду деятельности.
Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, музыкальный руководитель сам несколько раз грамотно исполняет мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями. Можно чередовать игру музыкального руководителя с детским исполнением. Желательно, чтобы усвоив навыки игры на металлофоне, ребенок исполнил музыкальное произведение полностью с взрослым на двух металлофонах.
Для развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае навык игры на металлофоне не механический, а дети все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку и старается ее исправить.
Другое важное условие при выборе произведение – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы, для развития навыков игры на металлофоне, детям четырех-пяти лет трудны.
Постоянное исполнение мелодии, построенной на одном звуке, нецелесообразно, так как не развивает у детей навыков игры на металлофоне [4,с.201].
Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно, помогают в обучении других детей, тем самым помогая педагогу.
Желательно привлекать всех детей к игре на металлофоне. Некоторые из них боятся играть. Это происходит от неуверенности в своих силах, а иногда от отсутствия трудолюбия, усидчивости, внимания. Но постепенно дети четырех-пяти лет овладевают навыками игры на металлофоне и становятся участниками детского оркестра.
Результатом сформированности навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет является проявление умений и желания играть в оркестре. Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем на двух-трех металлофонах в часы, свободные от занятий. Музыкальный руководитель собирает всех играющих, дает металлофоны, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, затем в темпе, какого требует произведении.
При развитии навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет не следует спешить с участием детей в оркестре. Необходимо дать им возможность усвоить мелодию, для того чтобы они могли играть более свободно, без напряжения.
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальная игра значительно легче, чем коллективная, где требуется согласованность всех участников оркестра. Для развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет организуются занятия индивидуальные и по подгруппам, так как малыши еще не могут выполнять задания коллективно и для того, чтобы уделить внимание развитию навыков игры на металлофоне каждого ребенка.
Индивидуальные и подгрупповые занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы) [21,с.157]. Сведения об инструментах, некоторые способы и приемы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты звуков проводятся со всей группой детей. При обучении игре на музыкальных инструментах педагог находится рядом, занимается индивидуально с ребенком, чтобы он мог освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи.
Развивать навыки игры на металлофоне можно группой только тогда, когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях и их готовят к обучению игре в ансамбле, оркестре.
С помощью музыкального инструмента музыка проникает в быт не только детского сада, но и семьи. Дети так увлекаются игрой на металлофонах, что родители по их просьбе покупают им музыкальные инструменты, и мелодии песен, попевок звучат дома, в быту [13, с. 92].
Музыкальные занятия как условие развития навыков игры на детских музыкальных инструментах у детей четырех-пяти лет
Для выявления сформированности навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях была проведена диагностика.
Задания к диагностике и характеристика уровней сформированности навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет разработаны Е.Ю. Уточкиной “Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников” КРИРО и ПК.-2003г. (Приложение 1)
Работа по формированию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях проходила в три этапа:
Первый этап. Операционный: цель – освоение детьми среднего дошкольного возраста навыков игры на металлофоне.
Второй этап. Комплексные действия: цель – формирование навыка игры в ансамбле.
Третий этап. Решение комплексных задач: цель – формирование умения самостоятельно использовать освоенные техники игры на металлофоне.
Планирование занятий по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях разработано в соответствии с требованиями “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Приложение 2).
Немаловажную роль при развитии навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, помогают развитию знаний детей о музыкальных инструментах, помогают развитию самостоятельной музыкальной деятельности (Приложение 3).
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, уровень развития которой положительно влияет на развитие речи, памяти и т. д. Мнение о том, что музыканты одинаково хорошо запоминают стихи и выполняют арифметические действия не лишено смысла, так как игра на инструменте предполагает одинаковое развитие правой и левой рук, что положительно отражается на процессе формирования обоих полушарий головного мозга.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что занятия музыкой будут одинаково полезны и тем детям, которые обладают математическим складом ума, и тем, кто склонен к гуманитарным предметам [5, с.14].
Чувство ритма, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах, петь – это не самые главные результаты занятий музыкой. Умение переживать характер и настроение музыкальных образов, эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства, как эталоны красоты – вот те качества, которые воспитатели и родители смогут привить ребенку в процессе музыкальной деятельности.
Список литературы
- Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. — M., 1989.– 198с.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Уч. пособие для студентов факультетов дошк.воспитания и препод. пед. ВУЗов. – Ярославль: ЯГПУ, 1998.– 250 с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 280 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. 2001. – 240 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 2001. – 415 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. Из опыта работы: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 210с.
- Дошкольная педагогика: Учебное пособие для учащихся пед.училищ / под ред. В.И.Ядэшко и Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 288 с.
- Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. Учебное пособие для ВУЗов – М., Просвещение, 1999. – 340с.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240с.
- Карасева Л.П. Методические материалы для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. – Рязань: Изд-во Ряз. обл. института развития образования, 2000. – 188 с.
- Кононова Н.Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.– 200с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.,2005. – 159 с.
- Кузин В.С. Психология. – М.,1978. – 410с.
- Кулагина Т.Ю. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 190 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 310 с.
- Метлов Н.А. Музыка-детям. – М., Просвещение, 1985. – 144с.
- Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”.
- Песонен Т. Музыкальное воспитание (отрывок статьи). По материалам сайта www.pokoleniye.ru
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.,1997. – 190с.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник: Для студ. высш. и сред. учебных заведений. – М.: Academia, 2005. – 220 с.
- Рогова Е.И. Общая психология. – М., 1998. – 340с.
- Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 210с.
- Сечкарева Е.В. Психолого-педагогические основы раннего развития детей дошкольного возраста. – М.: Международная академия социальной работы: Московский институт инновационных технологий, 2003. – 220с.
- Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: методическое пособие для препод ДМШ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 160с.
- Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия дошкольников // Вопросы психологии, 1989, № 12.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 200с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1978. – 280с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Academia, 1998. – 210с.
- Уточкина Е.Ю. Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников. Сыктывкар 2003.
- УМК к образовательной программе КРИРО и ПК “Кафедра дошкольного образования” 2003.-230 с.
- Холопова В.Н. Музыкальный ритм. – М.,1980. – 178с.