Цели урока:
1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством ещё одного представителя поэзии Серебряного века Константина Бальмонта;
2) помочь учащимся увидеть яркий, поэтический талант, вникнуть в мир его стихов;
3) развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения;
4) способствовать формированию чувства патриотизма через понимание внутреннего мира поэта, прививать эстетический вкус к хорошей поэзии.
Оборудование:
- портреты поэта,
- виды Франции,
- выставка сборников поэта,
- ММП .
Эпиграфы:
Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. А.Блок. “О лирике” (1907)
Слайд 2.
На доске:
Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
К.Бальмонт
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось и не светит над милой Францией, в её чужую и холодную землю лег навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна: Constantih Balmont, poete russe. Слайд 3.
К.Бальмонт, как и Брюсов, основоположник школы символизма, был одним из известнейших поэтов Серебряного века. Оригинальность Бальмонта, его непохожесть и самобытность не вызывают сомнений. Им восторгались, - гений. Его низвергали, - стихотворная болтовня. Над ним раздумывали. О нем спорили. Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались.
“Его нельзя сравнивать. Он весь – исключение. Его можно любить только лично, - писал о Бальмонте его друг и собрат по перу Максимилиан Волошин. – Его “я” было тесно в узких рамках сегодняшнего дня. Неустанное, ежеминутное стремление расширять свой кругозор было движимо потребностью все обращать в поэзию, “стать целым миром, раствориться, разлиться в нём”. Слайд 4.
Звучит стихотворение “Я в этот мир пришёл,..”. Слайд 5.
Бальмонту русские читатель обязан знакомством с целой литературной планетой. Он подарил русскому читателю древнего индийца Калидасу, великого испанца Кальдерона,
творения Марло, Гофмана, Гамсуна, Уайльда. Среди его переводческих шедевров – полный Эдгар ПО, трехтомный Шелли, которые были высоко оценены его современниками.
Вершина его поэтической славы пришлась на самое начало ХХ века, когда вышли книги его стихов “Будем как солнце” (1903), “Только любовь” (1903), “Литургия красоты” (1905).
“То было время,- писал Брюсов,- когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись ли не все другие светила. Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих”. Слайд 6-7.
О величественности Бальмонта-человека говорила М.Цветаева, близко знавшая и всей душой любившая поэта: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии высшего”. Этот удивительный человек не умел и не хотел быть никем иным, как поэтом. Это прекрасно подметила Марина Цветаева: “Во всех, даже самых великих художников слова, было нечто помимо их поэзии. В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда – поэта”. И с ней нельзя не согласиться. Слайд 8
3. Сообщение обучающими биографии К.Бальмонта.
Ученик читает стихотворение “Возвращение” (1903).
Всю жизнь поэт посредством стиха стремился возвратить, воскресить утраченное: детство и чувство полной слиянности с миром, восторженность и упоение юности, облик и голоса ушедших близких, родину. Слайд 9, 10.
Когда в 1876 году вырвали из уютного детского рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, поэт пережил сильное потрясение. “Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему”, - напишет Бальмонт в автобиографической заметке. Слайд 11-12.
Его отрочество и юность проходили под знаком бунтарства: 1884 - исключен за распространение нелегальной литературы из гимназии; с помощью матери зачислен во Владимирскую гимназию, которую называл тюрьмой.
1885 – знакомство с В.Г. Короленко (дарит тетрадь стихов, отзыв благожелательный).
1886 - Московский университет, юридический факультет. Исключен через год за участие в студенческих волнениях, 3 дня сидел в Бутырской тюрьме. Слайд 13.
1889 – Ярославский лицей юридических наук. Не окончил.
1889 – женитьба на дочери шуйского фабриканта Ларисе Горелиной.
1890 – попытка самоубийства (выбросился с третьего этажа, длительное лечение, (хромота осталась навсегда). Слайд 14.
1890 - Выпуск первого сборника (21 стихотворение и 70 переводов). Понял преждевременность и опрометчивость этого поступка, скупил весь тираж и уничтожил.
Эти два события (двойная попытка самоубийства – как поэта и человека) толковались им как воскрешение для новой, полноценной жизни. Слайд 15.
Звучит стихотворение “Воскресший”.
1891 – отправляется в Москву, где Короленко вводит его в круг московской интеллигенции.
В 1892 году впервые посещает Скандинавию. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, которую поэт считал первой. Cлайд 16
1894 – знакомство с В.Брюсовым, увлечение символизмом.
1895 – выходит сборник “ В безбрежности”. Книга подтвердила его репутацию ведущего поэта нового направления. Слайд 17
Назовите черты символизма (запись в тетрадь). Слайд 18
4. Анализ стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”. Слайд 19
Звучит стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”.
- О чем это стихотворение?
- Что символизируют тени? Слайд 20
- К чему стремится герой?
- Что его ожидает на этом пути? Слайд 21
- Что утверждает поэт в последней строфе?
- Что помогло лирическому герою обрести истину? Слайд 22
- Какие художественные средства использует поэт? Раскройте их значение.
Что, по-вашему, характерно для поэзии Бальмонта? Слайд 23.
Ученик читает стихотворение “На разных языках”. Слайд 25.
5. Продолжение биографии поэта.
Литературная и личная жизнь бьет ключом.
Знакомство с Буниным, Чеховым, Горьким, Л.Толстым. Cлайд 26
1896 – женитьба на Е.А.Андреевой. Путешествие в Германию, Францию, Италию, Испанию, Англию (читает лекции в Оксфордском университете).
1898 – сборник “Тишина”
1990 – сборник “Горящие здания”
1903 - сборник “Будем как солнце”, “Только любовь”. Слайд 27
Ученик читает стихотворение “Равнина”.
1905 – книги “Литургия красоты”, “Фейные сказки”, сотрудничество с большевиками, участие в революционном движении, строил баррикады, от ареста убегает за границу.
Посещает США и Мексику.
1906 – книга “Злые чары”.
1909 – путешествие в Египет, мечта о кругосветном путешествии, которое совершил в 1912 году.
1913 – амнистия политэмигрантам и возвращение на родину.
Ученик читает стихотворение “Я русский”.
Усидеть на месте он не может, его манят бескрайние российские просторы, целый год колесит по стране: Кавказ, Хабаровск, Урал, Украина, Владивосток. Читает лекции, стихи пишет об увиденном.
1907–1914 – полное собрание сочинений в 10-ти томах. Это время наибольшей популярности.
6. Физминутка (упражнение для глаз).
7. Рассказ учителя о послереволюционных годах жизни поэта. Слайд 29
Роковые события 1917 года Бальмонт принял восторженно, крушение царизма – ликующе. Он выступает с лекциями и стихами перед самыми пестрыми аудиториями, пишет строки, посвященные “победившим” рабочим и крестьянам. Правда, гражданская война со всеми ее последствиями вызовет серьезное охлаждение по отношению к революции.
В марте 1920 года в Колонном зале Дома Союзов проходит торжественный вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Бальмонта. В это же время поэт обращается с ходатайством к Луначарскому о заграничной командировке на год. Этот год продлился более двух десятилетий…
25 июня 1920 года Бальмонт вместе со своей третьей женой Е.К.Цветковской и дочерью Миррой покидает Москву навсегда. Слайд 30
Почему же он не вернулся?
Как ответить на этот вопрос? Слайд 31
Возможно, ждал, когда утихомирится “революционный” хаос, да не дождался. Конечно, усилился его скепсис по отношению к Советской власти. А потом – с кем ему было оставаться в России? В 1921 году умирает Блок, через три года Брюсов, расстрелян Гумилев. Большинство друзей покинули страну.
Только спустя годы эмиграции поэт почувствовал, что его милая Франция, эта теплая и гостеприимная страна все же не более, чем мачеха. Нерусское слово “ностальгия” стало таким типично русским понятием! Тоска по родине – в этой щемящей теме позднего Бальмонта сольется многое: и память о детстве, о родителях, и красота родной природы, и все нарастающее чувство истекания отпущенного срока, и одиночество, потерянность в мире… Слайд 32
Ученик читает стихотворение “Здесь и там”.
24 апреля 1935 года в Париже состоялся вечер, посвященный 50-летию литературной деятельности Бальмонта, - вечер довольно скромный. Там выступила со своим прекрасным “Словом о Бальмонте” Марина Цветаева. Ее “Слово…” - гимн русской Поэзии, которой не дано замолкнуть, гимн поэту-избраннику. А ему живется все хуже и хуже. Спасает только творчество. Слайд 33
Болезнь (душевная) выматывает его. Скитания по больницам приводят его, в конце концов, в приют для бедствующих русских эмигрантов “русский дом”, устроенный матерью Марией, одно имя которой звучит как воплощение милосердия и подвижничества. Слайд 34
Но неуютно, унизительно поэту в приюте, и он находит возможность переселиться в отдельную квартиру здесь же неподалеку. И это последнее прибежище Бальмонта в его земных скитаниях.
А в 1937 году в далеком Харбине увидит свет последняя поэтическая книжка Бальмонта “Светослужение”, книга о любви и верности своему Богом данному уделу.
Последние годы Бальмонт упорно сопротивляется старости, изучает новые страны (Индия, Китай), языки (китайский).
Наперекор болезни старый поэт пишет стихи поразительно просветленные.
Учитель читает стихотворение “Как мы живем?”. Слайд 35
Почему – “мы”? Куда девалось пресловутое бальмонтовское “я”? Слайд 36
Именно в конце жизни поэт сливает свой голос с немолкнущим в веках поэтическим хором, которому “любо” “сквозь тишину до вышних звезд греметь!”
Бальмонт умер от воспаления легких в ночь на 24 декабря 1942 года. Немногие пришли сказать ему последнее “прости”. Слайд 37
Он ушел, благословив это мир, над которым сияло, и вечно будет сиять его солнце:
Я шепчу во след благословенье,
Чувствую, как силы возросли,
Как, испив рассветное мгновенье,
Дали, дрогнув, манят быть вдали…
Слайд 38. Слова Е. Евтушенко.
8. Продолжите фразу (на столе карточки с рефлексией) и озвучьте её.
В стихах Бальмонта меня удивило…
Для меня главное в Бальмонте-поэте…
Я согласен с Евгением Евтушенко, так как…
9. Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение Бальмонта наизусть.
Произвести анализ стихотворения “Лебедь”.
Литература
- Беренштейн Е.П. “…Поэт божьей милостью”. Литература в школе. 1994, №3.
- Озеров Л. Константин Бальмонт и его поэзия. – М.: Художественная литература, 1980.
- Волошин М.А. Лики творчества. – Л., 1988.
- Бальмонт К.Д. Избранное. – М. .: Художественная литература, 1980.
- Интернет-ресурсы.