Данный урок разработан по технологии развития критического мышления. Способствует соотнесению внешней информации с имеющимися у обучающихся знаниями, и решению, что можно принять, что нужно дополнить, а что отвергнуть; формирует самостоятельность мышления. Методическая разработка входит в раздел технологии 7-го класса “Конструирование и моделирование плечевых изделий”.
Тема урока. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Цели урока:
Обучающая:
- научить учащихся правильно снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать внимание, точность, аккуратность;
- способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.
Воспитывающая:
- воспитывать умение работать самостоятельно;
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник технологии для 7 класса (автор В. Д. Симоненко), карточки-задания, конверты с пазлами, рабочая тетрадь, манекен, сантиметровая лента, карандаш, тесьма, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Мотивация
На экране сюжет “Примерка туники”. (Слайд 1)Презентация.
Вопрос учителя: как помочь девчатам исправить сложившуюся ситуацию и что нужно знать, чтобы в неё не попадать?
Ученицы дают различные ответы, учитель помогает наводящими вопросами и подводит к теме урока. (Слайд 2).
На экране высвечивается тема урока. (Слайд 3)
(Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях)
Актуализация
Учитель. Научиться правильно снимать мерки важно не только для построения основы чертежа, но и для удачного подбора готовых выкроек, их проверки и коррекции под свои размеры.
От точности снятия мерок зависят правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определённые правила.
Работа учащихся с учебником: чтение.
Повторение ранее изученного материала в 5 классе и 6 классе. (Учебники по технологии для 5 класса и 6 класса под ред. В Д. Симоненко находятся в кабинете. Учащимся предлагается прочитать стр.46-49 из учебника 5 класса и стр.36 -37 из учебника 6 класса. Также данный материал можно повторить, пользуясь рабочей тетрадью, которую дети ведут с 5 –го класса).
А). Учитель раздаёт карточки с таблицей, где приведено название мерки, её условное обозначение и правило снятия.
Задание. Найти соответствие.(Приложение 1)
Учащиеся выполняют задание.
Выполненная работа сразу же проверяется.
Проверка в парах с использованием слайда презентации.
Работа с речью учащихся.
Б). Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают.
1.Что называют конструированием одежды? (Построение чертежа выкройки изделия)
2. Что является мерками? (Исходные данные для построения чертежа выкройки)
3. Что называют снятием мерок? (Определение размеров фигуры человека путём его измерения по конструктивным линиям)
4. Перечислите известные вам конструктивные линии. (линия талии, линия бёдер, линия низа).
5. Назовите основные правила снятия мерок.
(- перед снятием мерок перевязать тесьмой талию;
- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, сохраняя привычную осанку;
- сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать;
-мерки снимают с правой стороны фигуры;
- все величины записывают в см.)
6. Почему мерки обхватов записывают в половинном размере, а мерки длины полностью?
(Чертёж строится на половину фигуры.)
В). Изучение нового материала
Осмысление
Работа учащихся с учебником для 7 класса под ред. В. Д. Симоненко стр.84 – 85.
Учитель. Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом снимают мерки, показанные на рисунке 47 и приведённые в таблице 11 .
(учащимся предлагается во время чтения проставлять на полях знаки карандашом: знаю ++, поняла +, не поняла -, новое для меня ?).
Учитель.
(Проводит демонстрацию правил снятия мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с использованием манекена и слайдов презентации. Одновременно учащиеся ведут запись в рабочих тетрадях по заполнению предложенной учителем таблицы “ Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом”.)
Рефлексия
Г). Практическая работа “Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого
изделия с цельнокроеным рукавом”.
Ученицам предлагается работа в парах: снять мерки (с проговариванием названий мерок, правил снятия мерк , назначения мерки) и заполнить таблицу в тетради.
Название мерки | Обозначение мерки | Результаты измерений |
Д). Проверка результатов практической работы.
Учитель снимает мерки с каждой ученицы и сверяет их с мерками таблицы в тетради учениц, оценивает результат измерений, комментирует.
Е). Работа с конвертом, предложенным учителем.
(В конверте таблица “Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом” разрезана на составляющие (Приложение 2) :
- название мерки,
- условное обозначение мерки,
- правила снятия мерки,
- назначение мерки.)
Каждой ученице предлагается собрать таблицу и затем в парах проговорить друг другу полученный результат.
III. Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа с учащимися по ключевым вопросам темы урока.
Вопросы на слайде презентации.(Слайд 9).
IV. Домашнее задание.
- §20, вопросы.
- Подготовить лист миллиметровой бумаги для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Литература
- Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред. В. Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2008 г.
- Е.Н. Кузина, А.Н. Гавриченков “Учусь и учу по Гальперину”.- Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство “Эйдос”), 2009 г.
- С. Л. Островский, Д. Ю.Усенков “Как сделать презентацию к уроку?”. - Первое сентября, 2011 г.