Мастер-класс "Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Цель:

  • Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности обучающихся
  • Показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии проектного обучения;

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии проектного метода, а так же возможные варианты применения его на уроке.
  • Показать практическую значимость проектного метода для организации работы.
  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
  • Расширение знаний о возможностях использования метода проектов.
  • Вовлечение учителей в проектную деятельность.

Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:

  • Программные средства: MS PowerPoint;
  • Инструкции, памятки в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • Мультимедийный проектор, экран;

Структура проведения “Мастер-класса”:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога (описание достижений в опыте работы)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

2. Представление занятия

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели проекта в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Форма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Ход занятия

1. Организационное начало

Звучит заманчиво звонок.
Милые коллеги! Всем внимание:
Начинаем методический урок! (Все стоят)

2. Мотивационное начало

Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)

(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)

А теперь, уважаемые коллеги,

Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;

обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)

3. Знакомство с новым материалом

Слайд 1. (Приложение 1) Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ (музыка НЕ кочегары мы не плотники…)

Слайд 2. У нас это тема занятия “Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся”

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.

Слайд 3. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Слайд 4. Используя проектный метод в течение 5 лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой.

  • Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
  • положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
  • Метод проектов нашел применение на уроках информатики, математики,
  • Во внеклассной работе во время занятий кружков.

А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

Слайд 5. 1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Слайд 6. 2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, уч-ся делятся на группы.

Слайд 7. 3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Слайд 8. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Слайд 9. Работа над проектами будет продолжена, но уже сейчас можно говорить об эффективности этого метода.

Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:

  • по данной теме были выступления на педсоветах в школе, на заседании методического объединения для учителей школы и района;
  • проводились открытые уроки в рамках районного МО;
  • обобщен опыт работы на базе областного ИУУ г.Орла (мастер-класс и 2 открытых урока);
  • Участие во Всероссийском конкурсе “Фестиваль педагогических идей” (публикация урока информатики на сайте ИД “Первое сентября” в 2009 г.)

Кому от реализации моего проекта станет лучше?

Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:

10 слайд. Ученикам. Они учатся:

  • применять знания в измененной и новой ситуации;
  • демонстрировать свою икт-компетентность;
  • осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;

Слайд 11. Родителям, у которых

  • формируется позитивное отношение к школе;
  • появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.

Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.

Слайд 12. И, наконец, Государству.

Реализация проекта способствует формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.

Слайд 13. В настоящее время общество все больше и больше обеспокоено низким уровнем знаний школьников, как на этапе образования, так и на выходе из школы. Констатируется низкий интеллектуальный уровень, недостаток информационных знаний. Сейчас в Государстве актуальным является вопрос “Какими характеристиками должна обладать школа в 21 веке?”

Слайд 14. Президентом Российской Федерации были определены 5 пунктов президентской инициативы о проекте:

1.Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов

2.Поиск и поддержки талантливых детей.

3. Ключевая роль учителя.

4. Новые принципы работы школ.

5. Здоровье школьников.

4. Отработка полученных знаний на практике

А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке проекта “Наша новая школа”, который возможно будет востребован. Наша работа будет построена следующим образом:

А) Распределение по группам.

У каждого из вас есть разноцветные яблоки. Я прошу вас разделиться на 3 группы по соответствующим цветам.

Слайды 15-17. Сформулируем цель, задачи, проблемы и ключевые направления для работы групп. Я теперь предлагаю поработать с раздаточным материалом. Рассмотрите предложенные материалы и постройте свой проект осуществления этих вопросов.

Составьте краткую аннотацию проекта, которая включает в себя: описание основных пяти направлений президентской инициативы. (Музыка)

Б) Остальным слушателям

Пока наши “ученики” разрабатывают проект, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников нашей школы. (Демонстрируются проекты уч-ся.)

5. Защита проектов

А теперь, я прошу “учеников” поделиться результатами своей работы и представить свой проект.

(выступления представителей групп)

Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но Вы вошли в новую интерактивную технологию. Я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча.  

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Я думаю, что мы с вами начали строительство, хотя пока только на бумаге, своего храма – это “Школа”

6. Подведение итогов в виде синквейна

Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.

Слайд 18. Памятка для составления синквейна

Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.

Правила написания синквейнов:

Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.

Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.

Третья строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.

Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.

(Оглашают получившийся синквейн.)

Слайд 19. 7. Рефлексия

В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.

1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?

2. Понятна ли вам была идея проекта?

3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися

Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.

8. Заключительное слово

Удачи вам, уважаемые учителя!
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.

 Спасибо за внимание и за сотрудничество!