Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в XXI веке. В настоящее время эта проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мирового общества, которое нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире, признана самой большой ценностью в современном обществе. Современная школа может создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету.
В ходе анализа заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по немецкому языку, а также процента успешного выполнения заданий была выявлена необходимость специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.
Программа курса подготовки к Всероссийской олимпиаде по немецкому языку в 9 классе (35 ч.)
Цели курса
1. Подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку.
2. Воспитание, образование и разностороннее развитие школьников посредством иностранного языка, приобщение к культуре народов, говорящих на немецком языке.
3. Расширение интеллектуального потенциала одарённых детей, развитие творческого потенциала личности, детской одарённости;
4. Показать красоту немецкого языка, повседневную необходимость владения иностранным языком.
Задачи:
-расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки (языковую компетенцию), а именно:
- орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
- слухопроизносительные навыки;
- лексическую сторону речи: за счет овладения лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также реплики-клише речевого этикета; увеличение объема идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения;
- грамматическую сторону речи: за счет активации ряда грамматических явлений, усвоенных ранее рецептивно, а также некоторых форм Passiv и Konjunktiv, обобщения и систематизации изученного ранее грамматического материала;
- развить на этой базе коммуникативные умения в русле основных видов иноязычной речевой деятельности (речевую компетенцию), чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении немецким языком и сделать возможным достижение порогового уровня обученности — уровня В1 (т. е. международного стандарта).
Реализация курса подготовки предусматривает следующие направления деятельности:
- Познавательное – расширение общего кругозора учащихся, знаний о стране изучаемого языка;
- Образовательное – формирование представлений о языке, его истории, особенностях языка на современном этапе, его роли в мире;
- Исследовательское – углубленное изучение отдельных разделов науки о языке – грамматики, фонетики;
- Практическое – глубокое овладение немецким языком, дающее возможность реализовывать практические навыки владения языком в ситуациях общения, ролевых играх, работе с текстом, печатными изданиями и др.
Учащимся предоставляется возможность совершенствовать следующие умения:
Диалогическая речь
• участвовать в беседе,
запрашивать и обмениваться информацией,
высказывать и аргументировать свою точку зрения,
выражать согласие/несогласие с мнением партнера,
обосновывая сказанное;
• расспрашивать
собеседника, уточняя интересующую информацию,
брать на себя инициативу в разговоре;
• вносить
пояснения/дополнения, выражать эмоции
различного характера.
Аудирование
понимать основное
содержание высказываний монологического и
диалогического характера на наиболее актуальные
темы;
— выборочно понимать
нужную информацию в прагматических текстах
(рекламе, объявлениях);
— относительно полно
понимать собеседника в наиболее
распространенных стандартных ситуациях
повседневного общения. Для этого
предусматривается развитие следующих умений:
• отделять главную
информацию от второстепенной;
• выявлять наиболее
значимые факты;
• извлекать из
воспринимаемого на слух текста
необходимую/интересующую информацию;
• определять свое
отношение к воспринимаемой информации.
Чтение
Учащимся предоставляется
возможность совершенствовать основные виды
чтения на материале аутентичных текстов
различных стилей: публицистических (статьи из
журналов и газет), научно-популярных (в том числе
страноведческих), художественных,
прагматических (рецепты, меню и др.), а также
текстов из разных областей знаний, например из
области искусства. Имеются в виду следующие виды
чтения:
— ознакомительное чтение
с целью понимания основного содержания
сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из
произведений художественной литературы,
публикаций научно-познавательного характера;
— изучающее чтение с целью
полного и точного понимания информации главным
образом из прагматических текстов (рецептов,
инструкций, статистических данных и др.);
— просмотровое/поисковое
чтение с целью выборочного понимания
необходимой/интересующей информации из
газетного текста, проспекта, программы радио- и
телепередач и др.
А также развитие следующих
умений:
• выделять главные факты;
• отделять основную
информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные
события/факты;
• раскрывать
причинно-следственные связи между ними;
• извлекать
необходимую/интересующую информацию;
• определять свое
отношение к прочитанному.
Письменная речь
- правильно оформлять личное письмо;
- рассказывать об отдельных фактах своей жизни, выражая свои чувства и эмоции;
- участвовать в обсуждение темы на форуме;
- продолжить рассказ, в котором начало и конец истории заданы
Социокультурные знания и умения
Создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной;
Компенсаторные навыки и умения
Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно:
- использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- использовать текстовые опоры (подзаголовки и др.);
- игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения.
Учебно-познавательные умения
- умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;
- умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста.
Предполагаемый результат:высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по немецкому языку.
Структура и основное содержание
Программа рассчитана на занятия с группой детей старшего школьного возраста при 1 часе в неделю.
В реализации программы используются формы и методы технологии коммуникативного обучения.
В подготовке и проведении занятий используются пособия Радченко, О.А. “ Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1, 2,3”, самые разнообразные учебно-методические комплексы российских авторов.
Кроме того, на занятиях предполагается активное использование аутентичного аудио- и видеоматериала по немецкому языку, компьютерных технологий.
Ядро программы составляет лексико-грамматический раздел, так как именно задания по лексике и грамматике вызывают наибольшую трудность на олимпиаде по немецкому языку.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- коммуникативная направленность заданий;
- материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
При хорошей подготовке учащихся некоторые разделы могут быть сокращены, и наоборот, темы требующие особого внимания (выявляются при диагностировании на первом занятии) дополнены и расширены.
для успешного выполнения целей и задач, стоящих перед данной программой, в ней задействованы разнообразные формы обучения и организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
№№ уроков | Разделы | Кол-во часов | Распределение материала по урокам | Дата |
1 | Введение. | 1 |
1 урок. Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады. Проведение анкетирования, диагностика |
|
2-4 | Фонетика. | 3 |
1 урок. Состав и классификация гласных фонем немецкого языка. Долгота и краткость гласных. Исключения из правил чтения. 2 урок. Система согласных фонем немецкого языка. Аффрикаты. Сонорные. Смычные. Альвеолярные переднеязычные. 3 урок. Ассимиляция. Мелодика. Фразовое ударение. |
|
5-8 | Чтение | 4 |
1 урок. Публицистический текст. Научно-популярные тексты. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам. 2 урок. Художественный текст. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам. 3 урок. Прагматические тексты. Чтение с полным пониманием. Упражнения к текстам. 4 урок. Газетные статьи. Поисковое чтение. Упражнения к текстам. |
|
9-12 | Аудирование | 4 |
1 урок. Монологическая речь. Глобальное понимание содержания аудиотекста. 2 урок. Диалогическая речь. Интервью. Детальное понимание аудиотекста. 3 урок. Диалогическая речь. Стандартные ситуации повседневного общения. Детальное понимание аудиотекста. 4 урок. Реклама. Объявления. Селективное понимание аудиотекста. |
|
13-24 | Лексика и грамматика | 10 | 1 урок. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Построение: а) повествовательного; б) вопросительного; в) побудительного предложений 2 урок. Безличные и неопределённо-личные типы предложений. Отрицание в предложении. 3 урок. Имя существительное. Типы склонения имен существительных. Множественное число. 4 урок. Словообразование имен существительных. 5 урок. Предлоги. Несовпадение русских и немецких предлогов. 6 урок. Глаголы. Их словообразование. Основные формы глаголов. Модальные глаголы. 7 урок. Образование временных форм глагола. Активный залог. 8 урок. Пассивный залог. 9 урок. Конъюнктив. 10. Имя прилагательное. Словообразование. Степени сравнения прилагательных и наречий. 11 урок. Склонение имен прилагательных. 12 урок. Глаголы lassen, wissen, kennen |
|
25-28 | Письмо | 4 | 1 урок. Открытка, письмо. Структура написания. 2 урок. Временные наречия, указывающие на последовательность прохождения действий, начало и конец, их продолжительность, частотность и повторяемость 3 урок. Участие в обсуждении тем на форуме www.helles-koepfchen.de/forum 4 урок. Составление текста любого жанра (сказка, фэнтези, реальные события) |
|
29-32 | Говорение | 4 |
1 урок. Диалогическая речь. Разные виды диалогов. Совершенствование навыков ведения беседы и обмена мнениями. 2 урок. Формулы переспроса, позволяющие обобщать изложенную собеседником информацию или точку зрения. 3-4 урок. Дебаты. Правила ведения успешных дебатов. Немецкие ток-шоу. |
|
33-34 | Лингвострановедение | 2 |
1 урок. Научные и общественные деятели Германии. Композиторы. Поэты и писатели. Топонимы. 2 урок. Фразеологизмы и идиоматические выражения в немецком языке. |
|
35 |
Заключение | 1 |
Обобщение изученного. Итоговый тест |
Упражнения и задания, которые даются учащимся, помогут закрепить и проконтролировать знания учащихся по изученным темам.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
- текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
- промежуточный - после каждого блока
- итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное
определение уровня владения обучаемыми
иноязычным материалом на каждом этапе
становления их навыков и умений, при этом
объектом контроля в устной речи является как
языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий
олимпиадного уровня.
Приложение1-стендовый доклад
Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по немецкому языку
- Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л. Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.
- Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А. Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
- Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
- Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва: Менеджер, 2008. – 399с.
- Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2000. – 288с.
- Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2008. – 144с.
- Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2009. – 128с.
- Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 486с.
- Тагиль И.П. Немецкий язык. Тематический справочник. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 336с.
- Dreyer, H., Schmitt, R. Lehr- und bungsbuch der deutschen Grammatik. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2006. – 360S.
- Dudenband 4. Die Grammatik. Hg. v.d. Dudenredaktion. 7., vllig neu bearb. Auflage. Mannheim, Leipzig: Duden Verlag, 2006. – 1343S.