Программа курса подготовки к Всероссийской олимпиаде. 9-й класс. Немецкий язык

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9


Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в XXI веке. В настоящее время эта проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мирового общества, которое нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире, признана самой большой ценностью в современном обществе. Современная школа может создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету.

В ходе анализа заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по немецкому языку, а также процента успешного выполнения заданий была выявлена необходимость специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.

Программа курса подготовки к Всероссийской олимпиаде по немецкому языку в 9 классе (35 ч.)

Цели курса

1. Подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку.

2. Воспитание, образование и разностороннее развитие школьников посредством иностранного языка, приобщение к культуре народов, говорящих на немецком языке.

3. Расширение интеллектуального потенциала одарённых детей, развитие творческого потенциала личности, детской одарённости;

4. Показать красоту немецкого языка, повседневную необходимость владения иностранным языком.

Задачи:

-расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки (языковую компетенцию), а именно:

  • орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
  • слухопроизносительные навыки;
  • лексическую сторону речи: за счет овладения лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также реплики-клише речевого этикета; увеличение объема идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения;
  • грамматическую сторону речи: за счет активации ряда грамматических явлений, усвоенных ранее рецептивно, а также некоторых форм Passiv и Konjunktiv, обобщения и систематизации изученного ранее грамматического материала;
  • развить на этой базе коммуникативные умения в русле основных видов иноязычной речевой деятельности (речевую компетенцию), чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении немецким языком и сделать возможным достижение порогового уровня обученности — уровня В1 (т. е. международного стандарта).

Реализация курса подготовки предусматривает следующие направления деятельности:

  • Познавательное – расширение общего кругозора учащихся, знаний о стране изучаемого языка;
  • Образовательное – формирование представлений о языке, его истории, особенностях языка на современном этапе, его роли в мире;
  • Исследовательское – углубленное изучение отдельных разделов науки о языке – грамматики, фонетики;
  • Практическое – глубокое овладение немецким языком, дающее возможность реализовывать практические навыки владения языком в ситуациях общения, ролевых играх, работе с текстом, печатными изданиями и др.      

Учащимся предоставляется возможность совершенствовать следующие умения:

Диалогическая речь

      • участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением партнера, обосновывая сказанное;
      • расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре;
      • вносить пояснения/дополнения, выражать эмоции различного характера.

Аудирование

      понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического характера на наиболее актуальные темы;
      — выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);
      — относительно полно понимать собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. Для этого предусматривается развитие следующих умений:
      • отделять главную информацию от второстепенной;
      • выявлять наиболее значимые факты;
      • извлекать из воспринимаемого на слух текста необходимую/интересующую информацию;
      • определять свое отношение к воспринимаемой информации.

Чтение

      Учащимся предоставляется возможность совершенствовать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и др.), а также текстов из разных областей знаний, например из области искусства. Имеются в виду следующие виды чтения:
      — ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного характера;
      — изучающее чтение с целью полного и точного понимания информации главным образом из прагматических текстов (рецептов, инструкций, статистических данных и др.);
      — просмотровое/поисковое чтение с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из газетного текста, проспекта, программы радио- и телепередач и др.
      А также развитие следующих умений:
      • выделять главные факты;
      • отделять основную информацию от второстепенной;
      • предвосхищать возможные события/факты;
      • раскрывать причинно-следственные связи между ними;
      • извлекать необходимую/интересующую информацию;
      • определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

  • правильно оформлять личное письмо;
  • рассказывать об отдельных фактах своей жизни, выражая свои чувства и эмоции;
  • участвовать в обсуждение темы на форуме;
  • продолжить рассказ, в котором начало и конец истории заданы

Социокультурные знания и умения

Создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной;

Компенсаторные навыки и умения

Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно:

  • использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения;
  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
  • использовать текстовые опоры (подзаголовки и др.);
  • игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения.

Учебно-познавательные умения

  • умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;
  • умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста.

Предполагаемый результат:высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по немецкому языку.

Структура и основное содержание

Программа рассчитана на занятия с группой детей старшего школьного возраста при 1 часе в неделю.

В реализации программы используются формы и методы технологии коммуникативного обучения.

В подготовке и проведении занятий используются пособия Радченко, О.А. “ Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1, 2,3”, самые разнообразные учебно-методические комплексы российских авторов.

Кроме того, на занятиях предполагается активное использование аутентичного аудио- и видеоматериала по немецкому языку, компьютерных технологий.

Ядро программы составляет лексико-грамматический раздел, так как именно задания по лексике и грамматике вызывают наибольшую трудность на олимпиаде по немецкому языку.

В основе программы лежат следующие методические принципы:

  • коммуникативная направленность заданий;
  • материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

При хорошей подготовке учащихся некоторые разделы могут быть сокращены, и наоборот, темы требующие особого внимания (выявляются при диагностировании на первом занятии) дополнены и расширены.

для успешного выполнения целей и задач, стоящих перед данной программой, в ней задействованы разнообразные формы обучения и организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.

№№ уроков Разделы Кол-во часов Распределение материала по урокам

Дата

1 Введение.

1

1 урок. Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады.

Проведение анкетирования, диагностика

 
2-4 Фонетика.

3

1 урок. Состав и классификация гласных фонем немецкого языка. Долгота и краткость гласных. Исключения из правил чтения.

2 урок. Система согласных фонем немецкого языка. Аффрикаты. Сонорные. Смычные. Альвеолярные переднеязычные.

3 урок. Ассимиляция. Мелодика. Фразовое ударение.

 
5-8 Чтение

4

1 урок. Публицистический текст. Научно-популярные тексты. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам.

2 урок. Художественный текст. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам.

3 урок. Прагматические тексты. Чтение с полным пониманием. Упражнения к текстам.

4 урок. Газетные статьи. Поисковое чтение. Упражнения к текстам.

 
9-12 Аудирование

4

1 урок. Монологическая речь. Глобальное понимание содержания аудиотекста.

2 урок. Диалогическая речь. Интервью. Детальное понимание аудиотекста.

3 урок. Диалогическая речь. Стандартные ситуации повседневного общения. Детальное понимание аудиотекста.

4 урок. Реклама. Объявления. Селективное понимание аудиотекста.

 
13-24 Лексика и грамматика 10

1 урок. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Построение: а) повествовательного;

б) вопросительного; в) побудительного предложений

2 урок. Безличные и неопределённо-личные типы предложений. Отрицание в предложении.

3 урок. Имя существительное. Типы склонения имен существительных. Множественное число.

4 урок. Словообразование имен существительных.

5 урок. Предлоги. Несовпадение русских и немецких предлогов.

6 урок. Глаголы. Их словообразование. Основные формы глаголов. Модальные глаголы.

7 урок. Образование временных форм глагола. Активный залог.

8 урок. Пассивный залог.

9 урок. Конъюнктив.

10. Имя прилагательное.

Словообразование. Степени сравнения прилагательных и наречий.

11 урок. Склонение имен прилагательных.

12 урок. Глаголы lassen, wissen, kennen

 
25-28 Письмо 4

1 урок. Открытка, письмо. Структура написания.

2 урок. Временные наречия, указывающие на последовательность прохождения действий, начало и конец, их продолжительность, частотность и повторяемость

3 урок. Участие в обсуждении тем на форуме www.helles-koepfchen.de/forum

4 урок. Составление текста любого жанра (сказка, фэнтези, реальные события)

 
29-32 Говорение

4

1 урок. Диалогическая речь. Разные виды диалогов. Совершенствование навыков ведения беседы и обмена мнениями.

2 урок. Формулы переспроса, позволяющие обобщать изложенную собеседником информацию или точку зрения.

3-4 урок. Дебаты. Правила ведения успешных дебатов. Немецкие ток-шоу.

 
33-34 Лингвострановедение

2

1 урок. Научные и общественные деятели Германии. Композиторы. Поэты и писатели. Топонимы.

2 урок. Фразеологизмы и идиоматические выражения в немецком языке.

 

35

Заключение

1

Обобщение изученного. Итоговый тест

 

Упражнения и задания, которые даются учащимся, помогут закрепить и проконтролировать знания учащихся по изученным темам.

Оценивание знаний, умений и навыков

В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:

  1. текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
  2. промежуточный - после каждого блока
  3. итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала

Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.

Приложение1-стендовый доклад

Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по немецкому языку

  1. Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л. Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.
  2. Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А. Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
  3. Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
  4. Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва: Менеджер, 2008. – 399с.
  5. Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2000. – 288с.
  6. Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2008. – 144с.
  7. Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2009. – 128с.
  8. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 486с.
  9. Тагиль И.П. Немецкий язык. Тематический справочник. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 336с.
  10. Dreyer, H., Schmitt, R. Lehr- und img2.gif (68 bytes)bungsbuch der deutschen Grammatik. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2006. – 360S.
  11. Dudenband 4. Die Grammatik. Hg. v.d. Dudenredaktion. 7., vimg1.jpg (382 bytes)llig neu bearb. Auflage. Mannheim, Leipzig: Duden Verlag, 2006. – 1343S.