Анализ методической работы за 2010/11-й учебный год

Разделы: Администрирование школы


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

В этом учебном году наш педагогический коллектив работал над темой: Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного как основных способах совершенствования качества образования-роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса

На следующий учебный год методическая тема направлена на решение рядя проблем, связанных с основными направлениями методической работы школы: качеством, результативностью, эффективностью преподавания и образования обучающихся; качеством, результативностью и эффективностью управления школы на основе новых подходов: компетентностного, ресурсного, системно-деятельного, то есть тема планируется и на следующий учебный год.

Подробнее о результатах за 2009-2010 гг.

В рамках заявленной темы были выделены следующие приоритетные направления работы:

  • повышение психолого-педагогической, методологической компетенции педагогов;
  • создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить опыт компетентностно-ориентированного подхода в обучении;
  • стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов;

Была определена цель методической работы:

“Инициирование творческой активности педагогов к поиску новых форм и методов обучения успешной личности”.

Стратегическая задача – разработка и освоение эффективных механизмов для создания условий, которые обеспечили бы достижение современного качества образования и высокую мотивацию учителей работать качественно.

На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:

1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.

2. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.

3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.

4. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.

5. Активизировать работу учителей над темами самообразования.

6. Разнообразить формы методической работы.

7.Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

8. Сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.

9.Создать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.

10. Выработать механизмы оценки внеучебных достижений и надпредметных способностей

Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической работы и методического совета.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые позволили бы решать проблемы и задачи, поставленные перед школой.

Формы методической работы (рис. 1):

С помощью этих форм осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование различных педагогических технологий.

Поставленные перед коллективом задачи были в основном выполнены. Выполнению поставленных задач способствовали:

-спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса.;

-анализ выполнения принятых управленческих решений;

-выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

Спланированная деятельность администрации школы позволила повысить профессиональный уровень сотрудников школы без отрыва от основной деятельности.

В этом учебном году прошли переподготовку (рис.2):

Использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная коррекция методики организации учебного занятия способствовали своевременному выявлению причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений.

Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Диагностическая особенность ученического и учительского коллективов была продолжена по направлениям:

  • мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся 11 классов;
  • мониторинг результативности образовательного процесса;
  • мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся в подростковой и старшей школе (оценка благоприятности образовательной среды для развития ребенка);
  • системный мониторинг воспитательного процесса;
  • здоровье учащихся в режиме дня школы;
  • профессиональное самоопределение учащихся;
  • запросы педагогов к методической работе родителей и учащихся на новый учебный год;
  • уровень сформированости ОУН учащихся;
  • степень адаптации учащихся к новым условиям обучения (1 класс, 5 класс);
  • уровень тревожности учащихся.

Образовательные технологии, используемые коллективом школы (рис. 3):

Анализ деятельности методического совета

Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.

Цель и задачи работы МС:

Создать условия для непрерывного развития творческого и образовательного потенциала

Задачи работы МС:

  • диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
  • разработка новых технологий организации образовательного процесса в школе;
  • создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.
  • выход на проектную деятельность в контексте социализации личности школьника.
  • формирование Управляющего Совета в школе как способа государственно-общественного управления.

В МС входят директор, зам.директора по УВР, руководители ШМО. Содержание деятельности методического совета было определено общей методической темой школы. Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражает следующие направления работы:

Аналитическая деятельность

1.Подведение итогов методической и инновационной работы МС за 2009/2010 учебный год.

2.Итоги паспортизации кабинетов.

3.О результатах и перспективах реализации программы развития школы.

Планово-прогностическая и проектировочная деятельность

1.Оценка эффективности деятельности школы.

2.Особенности учебного плана школы на 2010/2011 учебный год.

3.Об организации работы по аттестации педагогических и руководящих работников.

4. Организация наставничества в школе, работа с молодыми специалистами

Организационно-координационная деятельность

1.О подготовке школьников к предметным олимпиадам.

2. О подготовке к ГИА и ЕГЭ

3.Реализация учителями тем по самообразованию.

Диагностическая деятельность

1.О повышении объективности контроля качества, знаний, умений и навыков учащихся

2. О состоянии работы по психолого-педагогическому сопровождению школьников.

3.Об уровне адаптации учащихся 1,5 классов к современным условиям обучения.

4.О выполнении учебной и практической части образовательных программ.

5.Итоги мониторинга результативности учебной деятельности учащихся.

6.Микроисследование педколлектива по самооценке умений управлять работой класса.

Работа МС основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом педагогическом опыте. На заседаниях МС рассматривались важные вопросы по развитию школы, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного.

Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов.

Результативность работы МС (табл.1):

Дата проведения заседания МС

Рассматриваемые вопросы

Решение, выводы и предложения, сделанные на заседании

Результативность работы

1 2 3 4

10.09. 2010 г.

1 .Итоги методической работы за 2009-2010уч. год

2.Утверждение планов работы МО.

3.Утверждение планов факультативов. 4.Утверждение плана работы с молодыми специалистами.

  1. Выводы о работе за 2009-2010 уч. год
  2. Внести в план работы МО тему о проведении и оценивании ГИА
1. Составлен школьный план по подготовки выпускников 9 классов к ГИА.

12.10.2010 г.

  1. О пополнении информационно-методического центра изданиями периодической печати.
  2. О введении ФГОС в начальной и основной школе
1.Павловой В.В., Сацук О.И. составить список периодической печати на 2010-2011г.с учетом пожеланий пед. коллектива и запросов школьной библиотеки

2. Провести ряд семинаров по работе над этим вопросом

  1. Пополнен информационно-методический центр и школьная библиотека периодическими изданиями.
  2. Составлен план проведения семинаров

10.12.2010 г.

1 .Утверждение графика годовых контрольных работ

2. О запросах к методической службе школы

1. Утвердить график годовых контрольных работ. 1. Приказ по школе об утверждении графика годовых контрольных работ.

15.04.2011 г.

1.Корректировка и утверждение расписания экзаменов для выпускников 9-ых классов. 1. Утвердить расписание экзаменов и консультаций для учащихся 9-х классов. Экзаменационный материал по всем предметам сдать до 1 мая 2011г. (отв. зам. директора по УВР Кокорева И.Я.) 1. Экзаменационный материал по всем предметам готов и утвержден.

27.05.2011 г.

1. Отчет по итогам инновационной и методической работы за 2010-2011 учебный год.

2. Анализ итогов научной деятельности учащихся (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях)

3. Результаты мониторинга развития учащихся по всем областям знаний.

1. Анализ работы, сделаны выводы и внесены предложения

2. Признать результаты районных, городских олимпиад средними. Руководителям МО проанализировать ход подготовки учащихся к олимпиадам.

1. План работы методических объединений по работе с одаренными детьми.

В течение года методический совет координировал и анализировал работу ШМО.

В школе в течение последних лет работают пять методических объединений учителей.

Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.

Методические темы предметных МО:

-МО классных руководителей – “Создание условий для развития коммуникативных и нравственных компетентностей”

-МО учителей естественно-математического цикла “Системно -деятельностный подход к обучению

-МО учителей гуманитарного цикла “Компетентностей подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонентов новой модели школьного образования”

– МО педагогов художественно-эстетического цикла “Создание условий для развития творческих компетентностей учащихся”

-МО учителей начальных классов “Инновационные образовательные технологии”

На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы:

1.Анализ работы за 2009-2010 учебный год

2.Корректировка плана работы на новый учебный год.

3. Проведение входного контроля, ЗУН по русскому и математики

4.Результаты проверки календарно-тематического планирования

5.Разработка и внедрение проектной деятельности “Планета детства”

6. Участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” и в Фестивале Педагогических Идей “Открытый урок”.

7. Системно-деятельностный подход

8. Аттестация. Оформление описания педагогической деятельности

9. Результаты олимпиад.

10.Выявление профессиональных затруднений, проблем.

11. Организация и подготовка дидактического материала для проведения итогового контроля, экзаменов.

12. Проверка ЗУН 4,9 классов

13. Отчеты по темам самообразования

14. Анализ выполнения программы “Одаренный ребенок”

Учащиеся и педагоги школы ежегодно принимают участие в различных мероприятиях районного, городского, регионального и федерального уровня (рис.4,5):

В рамках работы по преемственности:

  • осуществлялось посещение уроков учителями предметниками уроков в начальных классах.
  • проводились контрольные работы, проверка техники чтения учащихся 4 кл.;
  • проведена диагностика сформированности ОУН учащихся 4 кл.;
  • диагностика адаптации учащихся 5 ,1 кл. к новым условиям
  • проведен ряд семинаров и педагогический совет по этой проблематики

В 2010/2011 учебном году проводилась работа по систематизации фонда методических пособий, ЦОР в помощь учителю. Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность, взаимосвязь по годам обучения учебников, отобраны определенные комплекты учебников, от применения которых пришлось отказаться.

В учебных кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.

Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель. Эта форма внеклассной работы используется в школе. В 2010/2011 году было запланировано и проведено 1 предметная неделя по блоку предметов – естествознания. Применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:

  • выпуск стенгазет;

  • викторины, конкурсы;

  • презентации учеников;

  • рисунки;

  • спортивные эстафеты;

  • проектная работа;

Общие выводы:

Главное в методической работе школы – оказание действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном реализованы. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству.

1. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам школы. Все учителя объединены в предметные ШМО, то есть, вовлечены в методическую систему школы. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, работой семинаров.

2. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив школы.

3.Повышение квалификации и мастерства учителей в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне воспитанности учащихся.

4.Позволяет изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

Рекомендации:

  • направить деятельность педколлектива на дальнейшее изучение и внедрение компетентностного подхода в обучении

  • в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: применение новых технологий и их элементов.

  • увеличить число предметных недель и повысить их роль в развитии интереса к предмету;

  • продолжать разработку учебных, дидактических материалов;

  • продолжить работу с одаренными детьми

  • продолжить работу над программой развития школы

  • продолжить мониторинг результативности образовательного процесса.

Цели и задачи на 2011/2012 учебный год

Цель: Начать внедрять новые подходы к образованию, для роста результативности, эффективности обучения и воспитания, а также развитие успешных участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, развитие мотивации деятельности педагогического коллектива.
  2. Создание условий для функционирования и развития целостной образовательной системы школы.
  3. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
  4. Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
  5. Разработка подходов к оценке ресурсов педагогов.