Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
В этом учебном году наш педагогический коллектив работал над темой: Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного как основных способах совершенствования качества образования-роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса
На следующий учебный год методическая тема направлена на решение рядя проблем, связанных с основными направлениями методической работы школы: качеством, результативностью, эффективностью преподавания и образования обучающихся; качеством, результативностью и эффективностью управления школы на основе новых подходов: компетентностного, ресурсного, системно-деятельного, то есть тема планируется и на следующий учебный год.
Подробнее о результатах за 2009-2010 гг.
В рамках заявленной темы были выделены следующие приоритетные направления работы:
- повышение психолого-педагогической, методологической компетенции педагогов;
- создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить опыт компетентностно-ориентированного подхода в обучении;
- стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов;
Была определена цель методической работы:
“Инициирование творческой активности педагогов к поиску новых форм и методов обучения успешной личности”.
Стратегическая задача – разработка и освоение эффективных механизмов для создания условий, которые обеспечили бы достижение современного качества образования и высокую мотивацию учителей работать качественно.
На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:
1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.
2. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.
3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.
4. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
5. Активизировать работу учителей над темами самообразования.
6. Разнообразить формы методической работы.
7.Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
8. Сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
9.Создать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.
10. Выработать механизмы оценки внеучебных достижений и надпредметных способностей
Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической работы и методического совета.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые позволили бы решать проблемы и задачи, поставленные перед школой.
Формы методической работы (рис. 1):
С помощью этих форм осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование различных педагогических технологий.
Поставленные перед коллективом задачи были в основном выполнены. Выполнению поставленных задач способствовали:
-спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса.;
-анализ выполнения принятых управленческих решений;
-выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Спланированная деятельность администрации школы позволила повысить профессиональный уровень сотрудников школы без отрыва от основной деятельности.
В этом учебном году прошли переподготовку (рис.2):
Использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная коррекция методики организации учебного занятия способствовали своевременному выявлению причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений.
Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Диагностическая особенность ученического и учительского коллективов была продолжена по направлениям:
- мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся 11 классов;
- мониторинг результативности образовательного процесса;
- мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся в подростковой и старшей школе (оценка благоприятности образовательной среды для развития ребенка);
- системный мониторинг воспитательного процесса;
- здоровье учащихся в режиме дня школы;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- запросы педагогов к методической работе родителей и учащихся на новый учебный год;
- уровень сформированости ОУН учащихся;
- степень адаптации учащихся к новым условиям обучения (1 класс, 5 класс);
- уровень тревожности учащихся.
Образовательные технологии, используемые коллективом школы (рис. 3):
Анализ деятельности методического совета
Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.
Цель и задачи работы МС:
Создать условия для непрерывного развития творческого и образовательного потенциала
Задачи работы МС:
- диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
- разработка новых технологий организации образовательного процесса в школе;
- создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.
- выход на проектную деятельность в контексте социализации личности школьника.
- формирование Управляющего Совета в школе как способа государственно-общественного управления.
В МС входят директор, зам.директора по УВР, руководители ШМО. Содержание деятельности методического совета было определено общей методической темой школы. Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражает следующие направления работы:
Аналитическая деятельность
1.Подведение итогов методической и инновационной работы МС за 2009/2010 учебный год.
2.Итоги паспортизации кабинетов.
3.О результатах и перспективах реализации программы развития школы.
Планово-прогностическая и проектировочная деятельность
1.Оценка эффективности деятельности школы.
2.Особенности учебного плана школы на 2010/2011 учебный год.
3.Об организации работы по аттестации педагогических и руководящих работников.
4. Организация наставничества в школе, работа с молодыми специалистами
Организационно-координационная деятельность
1.О подготовке школьников к предметным олимпиадам.
2. О подготовке к ГИА и ЕГЭ
3.Реализация учителями тем по самообразованию.
Диагностическая деятельность
1.О повышении объективности контроля качества, знаний, умений и навыков учащихся
2. О состоянии работы по психолого-педагогическому сопровождению школьников.
3.Об уровне адаптации учащихся 1,5 классов к современным условиям обучения.
4.О выполнении учебной и практической части образовательных программ.
5.Итоги мониторинга результативности учебной деятельности учащихся.
6.Микроисследование педколлектива по самооценке умений управлять работой класса.
Работа МС основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом педагогическом опыте. На заседаниях МС рассматривались важные вопросы по развитию школы, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного.
Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов.
Результативность работы МС (табл.1):
Дата проведения заседания МС | Рассматриваемые вопросы |
Решение, выводы и предложения, сделанные на заседании |
Результативность работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
10.09. 2010 г. |
1 .Итоги методической работы за 2009-2010уч.
год 2.Утверждение планов работы МО. 3.Утверждение планов факультативов. 4.Утверждение плана работы с молодыми специалистами. |
|
1. Составлен школьный план по подготовки выпускников 9 классов к ГИА. |
12.10.2010 г. |
|
1.Павловой В.В., Сацук О.И. составить
список периодической печати на 2010-2011г.с учетом
пожеланий пед. коллектива и запросов школьной
библиотеки 2. Провести ряд семинаров по работе над этим вопросом |
|
10.12.2010 г. |
1 .Утверждение графика годовых
контрольных работ 2. О запросах к методической службе школы |
1. Утвердить график годовых контрольных работ. | 1. Приказ по школе об утверждении графика годовых контрольных работ. |
15.04.2011 г. |
1.Корректировка и утверждение расписания экзаменов для выпускников 9-ых классов. | 1. Утвердить расписание экзаменов и консультаций для учащихся 9-х классов. Экзаменационный материал по всем предметам сдать до 1 мая 2011г. (отв. зам. директора по УВР Кокорева И.Я.) | 1. Экзаменационный материал по всем предметам готов и утвержден. |
27.05.2011 г. |
1. Отчет по итогам инновационной и
методической работы за 2010-2011 учебный год. 2. Анализ итогов научной деятельности учащихся (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях) 3. Результаты мониторинга развития учащихся по всем областям знаний. |
1. Анализ работы, сделаны выводы и
внесены предложения 2. Признать результаты районных, городских олимпиад средними. Руководителям МО проанализировать ход подготовки учащихся к олимпиадам. |
1. План работы методических объединений по работе с одаренными детьми. |
В течение года методический совет координировал и анализировал работу ШМО.
В школе в течение последних лет работают пять методических объединений учителей.
Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.
Методические темы предметных МО:
-МО классных руководителей – “Создание условий для развития коммуникативных и нравственных компетентностей”
-МО учителей естественно-математического цикла “Системно -деятельностный подход к обучению
-МО учителей гуманитарного цикла “Компетентностей подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонентов новой модели школьного образования”
– МО педагогов художественно-эстетического цикла “Создание условий для развития творческих компетентностей учащихся”
-МО учителей начальных классов “Инновационные образовательные технологии”
На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы:
1.Анализ работы за 2009-2010 учебный год
2.Корректировка плана работы на новый учебный год.
3. Проведение входного контроля, ЗУН по русскому и математики
4.Результаты проверки календарно-тематического планирования
5.Разработка и внедрение проектной деятельности “Планета детства”
6. Участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” и в Фестивале Педагогических Идей “Открытый урок”.
7. Системно-деятельностный подход
8. Аттестация. Оформление описания педагогической деятельности
9. Результаты олимпиад.
10.Выявление профессиональных затруднений, проблем.
11. Организация и подготовка дидактического материала для проведения итогового контроля, экзаменов.
12. Проверка ЗУН 4,9 классов
13. Отчеты по темам самообразования
14. Анализ выполнения программы “Одаренный ребенок”
Учащиеся и педагоги школы ежегодно принимают участие в различных мероприятиях районного, городского, регионального и федерального уровня (рис.4,5):
В рамках работы по преемственности:
- осуществлялось посещение уроков учителями предметниками уроков в начальных классах.
- проводились контрольные работы, проверка техники чтения учащихся 4 кл.;
- проведена диагностика сформированности ОУН учащихся 4 кл.;
- диагностика адаптации учащихся 5 ,1 кл. к новым условиям
- проведен ряд семинаров и педагогический совет по этой проблематики
В 2010/2011 учебном году проводилась работа по систематизации фонда методических пособий, ЦОР в помощь учителю. Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность, взаимосвязь по годам обучения учебников, отобраны определенные комплекты учебников, от применения которых пришлось отказаться.
В учебных кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.
Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель. Эта форма внеклассной работы используется в школе. В 2010/2011 году было запланировано и проведено 1 предметная неделя по блоку предметов – естествознания. Применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
выпуск стенгазет;
викторины, конкурсы;
презентации учеников;
рисунки;
спортивные эстафеты;
проектная работа;
Общие выводы:
Главное в методической работе школы – оказание действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном реализованы. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству.
1. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам школы. Все учителя объединены в предметные ШМО, то есть, вовлечены в методическую систему школы. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, работой семинаров.
2. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив школы.
3.Повышение квалификации и мастерства учителей в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне воспитанности учащихся.
4.Позволяет изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.
Рекомендации:
направить деятельность педколлектива на дальнейшее изучение и внедрение компетентностного подхода в обучении
в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: применение новых технологий и их элементов.
увеличить число предметных недель и повысить их роль в развитии интереса к предмету;
продолжать разработку учебных, дидактических материалов;
продолжить работу с одаренными детьми
продолжить работу над программой развития школы
продолжить мониторинг результативности образовательного процесса.
Цели и задачи на 2011/2012 учебный год
Цель: Начать внедрять новые подходы к образованию, для роста результативности, эффективности обучения и воспитания, а также развитие успешных участников образовательного процесса.
Задачи:
- Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, развитие мотивации деятельности педагогического коллектива.
- Создание условий для функционирования и развития целостной образовательной системы школы.
- Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
- Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
- Разработка подходов к оценке ресурсов педагогов.