Внеклассное мероприятие по физической культуре "Забытые старые русские игры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


(Слайд 1) “Забытые старые русские игры”

Инвентарь: гимнастические палки, канат, гири, скакалка.

Место проведения: спортивный зал.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • содействовать взаимодействию и взаимопониманию;
  • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
  • развивать активность и самостоятельность;
  • формировать знания о русских играх и забавах.

(Слайд 2)

Цель: вспомнить и познакомиться с неизвестными русскими играми и забавами.

(Cлайд 3)

…через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…
Е.А. Покровский.

Ведущий: Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В суете обычных дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Вспомним старые забавы,
Вспомним русскую игру.

Ученикам предлагается вспомнить как можно больше русских игр и забав.

Дети по очереди называют игры и дополняют друг друга.

Конкурс “Угадай-ка”

(Слайд 4) Игра “Пятнашки”

Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Правила:

  1. Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящих.
  2. Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.

(Слайд 5) Игра “Прятки”

Выбранный детьми водящий закрывает глаза и ждёт, пока все спрячутся. По сигналу идёт искать детей. Каждого найденного он громко называет по имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается запятнать. Запятнанный игрок становится водящим. По ходу игры бывает и так, что найденный успел добежать до дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий прячется со всеми вместе.

(Слайд 6) Игра “Горелки”

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет “гореть”, - отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увёртывается от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то “горелка” им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь “горит”.

Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила:

  1. Водящий не должен поворачиваться назад.
  2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: “Беги, как огонь!”.
  3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: “Колокольчики звенят!”.

(Слайд 7) Игра “Чижик”

Ведущий очерчивает мелом квадрат — "клетку", в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку — "чижик". Все по очереди подходят к "клетке" с другой длинной палкой и бьют по "чижику", который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют "чижика" на лету, стараясь загнать его в "клетку". Правда, нужно быть внимательным, чтобы самому не попасть под удар вместо "чижика".

(Слайд 8) Игра “Третий лишний”

Игроки становятся по кругу попарно, друг за другом. Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишний остаётся снаружи. Игра начинается, когда третий лишний встаёт за какой-нибудь парой в виде добавки. А суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Третий лишний может спастись от пагони, если забежит между парами и встанет перед какой-нибудь парой. Теперь в этой паре образуется новый третий лишний – это тот, кто стоит сзади и который должен убежать от догоняльщика.

(Слайд 9) Игра “Удочка”

Игроки становятся по кругу “рыбки”, а ведущий в центре круга “рыбак”. Игра начинается. “Рыбак” спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а “рыбки” должны перепрыгивать через удочку, а “рыбы” поочерёдно начинают подскакивать, стараясь непопасться на крючок. А кто пойман - выходит из круга. “Рыбак” крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится “рыбаком”.

(Слайд 10) Игра “Ворота”

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

(Слайд 11) Игра “Штандер”

Чертим мелом круг, на который встают все участники игры. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга.

Водящий подбрасывает мяч над головой и выкрикивает имя любого из стоящих детей, который должен поймать мяч и теперь становится новым водящим. Пока мяч в воздухе - дети бросаются врассыпную.

Если водящий поймал мяч с лета, то он выкрикивает нового водящего, подкинув мяч вверх.

Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит: "Стоп!". Тогда все участники должны замереть. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал - водить будет осаленный. Промахнулся - снова води!

И в том и в другом случае все снова встают на круг и игра начинается вновь.

Игра прекращается по взаимному согласию.

(Слайд 12) Игра “Казаки разбойники”

Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, а другая – разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники все будут пойманы. Игра особенно интересно проходит на лесной опушке, где есть деревья, кустарник, небольшие ямки. Чтобы отличить разбойников от казаков, можно повязать косынки на шею или на рукав. Если игра проходит на опушке леса, то нужно ограничивать место, где должны прятаться разбойники.

(Слайд 13) Игра “Гуси-лебеди”

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: “Гуси-лебеди, домой!”. Гуси отвечают: “Старый волк под горой не пускает нас домой!”, “Ну, бегите же домой!”. Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила:

  1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: “Ну, бегите же домой!”
  2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

(Слайд 14) Игра “Палочка-выручалочка”

Дети выбирают водящего считалочкой:

Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50–60 см, диаметром 2–3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: Палочка-выручалочка, выручи меня – и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

(Слайд 15) Игра “Чехарда”

Игроки становятся в колонку. Первый номер принимает и.п. согнувшись, подбородок к груди, опираясь руками в колени или в стопы; по сигналу второй номер перепрыгивает через первого и становится в трёх шагах от него в и.п. Следующие игроки выполняют то же как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он поочерёдно перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на своё место.

(Слайд 16) Игра “Змейка”

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила:

  1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
  2. Точно повторить движение водящего.
  3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

(Слайд 17) Игра “Лапта”

Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой — отводится место для кона.

По жребию игроки одной группы идут в город, а другой — расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.

Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.

Правила:

  1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.
  2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.
  3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.
  4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.

(Слайд 18) Ведущий:

“Вдоль ярмарки во конец
Шёл удалый молодец
Не товар продавать –
Себя людям показать.
“Эй, добры молодцы, выходите,
Свою силу и ловкость покажите”.

Класс делиться на две команды, участники соревнуются в силе и ловкости.

(Слайд 19) Конкурсы:

  1. “Кто перетянет?” Упражнение выполняют в парах (кто первый вытянет за гимнастическую палку из круга партнёра, стоящего напротив).
  2. “Подхвати палку” (кто первый поднимет палку с пола; в и.п. ученики стоят друг к другу спиной).
  3. “Забава для силачей”. Участникам предлагается за 30 сек. поднять как можно больше раз гирю.
  4. “Третий лишний”.
  5. “Удочка”.
  6. Перетягивание каната.

Ведущий: Подводит краткий итог, участники конкурсов награждаются сладкими призами.