Цель. Развитие высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Уметь находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
- Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
- Формировать произвольное внимание и поведение.
- Расширять словарный запас.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: вязаные мешочки, мешочки из ткани, магнит, перо, деревянная ложка, камень, ракушка, вата, гирька, бумага, тканевые лоскутки, комнатные растения (герань, фикус), ваза, молоток, мяч, карточки с цифрами, таблица-ключ, иллюстрации «Зима, лето», картинки к игре «Четвертый лишний», простые карандаши, альбомные листы с заданием на каждого ребенка, медали.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
– Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами
отправимся в лабораторию.
– Что такое лаборатория? (Лаборатория это –
самостоятельное учреждение или центр,
проводящее научные, производственно-контрольные
эксперименты или учебные занятия)
– Я буду старшим лаборантом, а вы мои
помощниками. Нужно найти противоположности,
которые существуют в нашей жизни.
– Что такое противоположности? (Ответы детей,
противоположность – это предмет или явление,
полностью расходящееся со сравниваемым,
совершенно с ним несходное)
– Для сложной интересной работы вам необходимы:
внимательность, хорошая память, умозаключения,
речь, воля, умения сравнивать, выделять главное.
1 задание. Игра «Чудесные мешочки»
– Посмотрите, на столах лежат мешочки, возьмите в правую руку вязаный мешочек, а в левую – мешочек из ткани.
– Определите, какой мешочек в правой руке, а в левой? (В правой руке вязаный мешочек тяжелый, а в левой – легкий). Подумайте, почему? (В вязаном мешочке находятся тяжелые предметы, а в мешочке из ткани – легкие предметы) Назовите тяжелые предметы, легкие. Дети вынимают из двух мешочков предметы, называют и рассказывают о значении данного предмета (из вязаного мешочка – магнит, а из другого – перо; из вязаного мешочка – камень, а из другого – вата и т.п.)
2 задание. Игра «Ночь – день»
По команде «Ночь» дети закрывают глаза. По команде «День» открывают глаза.
– Части суток имеют противоположности. Какие? (Ответы
детей)
– Чем отличаются день и ночь? (Ночью темно, мы
спим, днем светло мы бодрствуем)
3 задание. Игра «Живое – неживое»
На столе находятся комнатные растения и предметы быта. Дети подходят к столу и определяют «живые – неживые» предметы.
– Что это? (Комнатные растения).
– Как называется это комнатное растение? (Фикус,
герань).
– Как мы ухаживаем за растениями? (Поливаем,
рыхлим, удобряем, пересаживаем)
– Для чего это делаем? (Чтобы цветок рос, цвел,
не погиб, потому что он живой)
– Какие неживые предметы вы видите на столе? (Деревянная
ложка, молоток, ракушка, ваза) Почему? (Ответы
детей)
«Игра с мячом»
– К кому мяч в руки попадет, тот живой или неживой предмет назовет (самолет, человек, бабочка, комар, дерево и т.д.).
4 задание. Игра «Зашифрованные слова»
Педагог показывает детям большие напечатанные цифры 5831; 2647.
– Внимательно посмотрите на цифры. В этих цифрах зашифрованы слова. Чтобы их расшифровать, необходима таблица-ключ, которая лежит на столе. Под каждой цифрой от 1 до 10 написана буква, нужно выбирать такую букву, которая относится к определенной цифре (5831, 2647).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
Л |
М |
Т |
З |
Е |
О |
И |
К |
П |
– Зашифрованные слова зима, лето. Педагог
демонстрирует иллюстрации.
– Времена года имеют противоположные понятия?
Какие? (Зимой холодно, морозно, идет снег; летом
тепло, жарко, идет дождь)
Игра «Составь предложения» со словами «зима, лето».
5 задание. Игра «Четвертый лишний»
Педагог показывает 2 картинки (1 лист – торт, конфеты, мармелад, лимон; 2 лист – торт, пирожное, конфеты, чеснок) и предлагает детям найти лишний предмет. Дети объясняют свой выбор (сладкий – кислый, сладкий – горький).
6 задание. Игра «Соедини предметы с противоположными свойствами»
Детям раздаются листы, на которых изображены противоположные предметы. Они самостоятельно соединяют предметы с противоположными свойствами.
Итог занятия
– Что узнали нового, интересного?
– Какая игра больше понравилась?
– Молодцы! Со всеми заданиями справились!
За руки умелые.
За ум и смекалку.
Сказать я спасибо
Сегодня хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Медали свои вам
Сейчас я вручу!
Вручение детям медалей по номинациям «Самый внимательный, любознательный, активный, трудолюбивый, находчивый, умный».
Литература:
- Серия «Папка дошкольника» Находим противоположности Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербиннина С.В., 2002.
- Коноваленко С.В. развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.