Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Находим противоположности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Развитие высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  • Уметь находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
  • Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
  • Формировать произвольное внимание и поведение.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: вязаные мешочки, мешочки из ткани, магнит, перо, деревянная ложка, камень, ракушка, вата, гирька, бумага, тканевые лоскутки, комнатные растения (герань, фикус), ваза, молоток, мяч, карточки с цифрами, таблица-ключ, иллюстрации «Зима, лето», картинки к игре «Четвертый лишний», простые карандаши, альбомные листы с заданием на каждого ребенка, медали.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

– Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию.
– Что такое лаборатория? (Лаборатория это – самостоятельное учреждение или центр, проводящее научные, производственно-контрольные эксперименты или учебные занятия)
– Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощниками. Нужно найти противоположности, которые существуют в нашей жизни.
– Что такое противоположности? (Ответы детей, противоположность – это предмет или явление, полностью расходящееся со сравниваемым, совершенно с ним несходное)
– Для сложной интересной работы вам необходимы: внимательность, хорошая память, умозаключения, речь, воля, умения сравнивать, выделять главное.

1 задание. Игра «Чудесные мешочки»

– Посмотрите, на столах лежат мешочки, возьмите в правую руку вязаный мешочек, а в левую – мешочек из ткани.

– Определите, какой мешочек в правой руке, а в левой? (В правой руке вязаный мешочек тяжелый, а в левой – легкий). Подумайте, почему? (В вязаном мешочке находятся тяжелые предметы, а в мешочке из ткани – легкие предметы) Назовите тяжелые предметы, легкие. Дети вынимают из двух мешочков предметы, называют и рассказывают о значении данного предмета (из вязаного мешочка – магнит, а из другого – перо; из вязаного мешочка – камень, а из другого – вата и т.п.)

2 задание. Игра «Ночь – день»

По команде «Ночь» дети закрывают глаза. По команде «День» открывают глаза.

– Части суток имеют противоположности. Какие? (Ответы детей)
– Чем отличаются день и ночь? (Ночью темно, мы спим, днем светло мы бодрствуем)

 3 задание. Игра «Живое – неживое»

На столе находятся комнатные растения и предметы быта. Дети подходят к столу и определяют «живые – неживые» предметы.

– Что это? (Комнатные растения).
– Как называется это комнатное растение? (Фикус, герань).
– Как мы ухаживаем за растениями? (Поливаем, рыхлим, удобряем, пересаживаем)
– Для чего это делаем? (Чтобы цветок рос, цвел, не погиб, потому что он живой)
– Какие неживые предметы вы видите на столе? (Деревянная ложка, молоток, ракушка, ваза) Почему? (Ответы детей)

«Игра с мячом»

– К кому мяч в руки попадет, тот живой или неживой предмет назовет (самолет, человек, бабочка, комар, дерево и т.д.).

4 задание. Игра «Зашифрованные слова»

Педагог показывает детям большие напечатанные цифры 5831; 2647.

Внимательно посмотрите на цифры. В этих цифрах зашифрованы слова. Чтобы их расшифровать, необходима таблица-ключ, которая лежит на столе. Под каждой цифрой от 1 до 10 написана буква, нужно выбирать такую букву, которая относится к определенной цифре (5831, 2647).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Л

М

Т

З

Е

О

И

К

П

– Зашифрованные слова зима, лето. Педагог демонстрирует иллюстрации.
– Времена года имеют противоположные понятия? Какие? (Зимой холодно, морозно, идет снег; летом тепло, жарко, идет дождь)

Игра «Составь предложения» со словами «зима, лето».

5  задание. Игра «Четвертый лишний»

Педагог показывает 2 картинки (1 лист – торт, конфеты, мармелад, лимон; 2 лист – торт, пирожное, конфеты, чеснок) и предлагает детям найти лишний предмет. Дети объясняют свой выбор (сладкий – кислый, сладкий – горький).

6 задание. Игра «Соедини предметы с противоположными свойствами»

Детям раздаются листы, на которых изображены противоположные предметы. Они самостоятельно соединяют предметы с противоположными свойствами.

Итог занятия

– Что узнали нового, интересного?
– Какая игра больше понравилась?

– Молодцы! Со всеми заданиями справились!

За руки умелые.
За ум и смекалку.
Сказать я спасибо
Сегодня хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Медали свои вам
Сейчас я вручу!

Вручение детям медалей по номинациям «Самый внимательный, любознательный, активный, трудолюбивый, находчивый, умный».

Литература:

  1. Серия «Папка дошкольника» Находим противоположности Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербиннина С.В., 2002.
  2. Коноваленко С.В. развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.