Урок по теме "Роль знаков препинания в письменной речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос, который вы наверняка уже не раз задавали себе и родителям. Но пока я вам не скажу, какой это вопрос. Надеюсь, что вы сами догадаетесь об этом через некоторое время. Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число.

Слайд № 1. Для начала давайте разомнемся. Итак, перед вами мыльные пузыри с буквами. Составьте, пожалуйста, слово из этих букв. (Синтаксис)

- На протяжении нескольких недель вы занимались тем, что изучали синтаксис. Давайте вспомним, что же изучает этот раздел науки о языке. Слайд № 2.

- Рука об руку с синтаксисом всегда следует еще один раздел лингвистики. Чтобы вспомнить какой, составьте еще одно слово. Слайд № 3. (Пунктуация)

- Что изучает пунктуация? Слайд № 4.

Слайд № 5.

- Какие правила пунктуации нужно применить, чтобы правильно расставить знаки? Постройте схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. (1 чел. у доски)

Горный воздух несомненно действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Слайд № 6.

- Зачем мы это делали сейчас? Темой нашего сегодняшнего урока будет вопрос: “Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?”

Знаки препинания стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем они живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Как давно появились знаки, как вы думаете?  

- Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию. Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки.

 Слайд № 7.

- Посмотрите на этот слайд. Что это? Это отрывок из древнерусского текста. Что странного в этом тексте? (Отсутствие знаков препинания)

- Как-то это мешает нам? (Да, текст трудно прочитать. Непонятно, где начало и конец предложений).

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

- Какие знаки препинания вам известны? Давайте посмотрим, все ли знаки вы вспомнили. Слайд № 8.

У нас есть несколько человек, которые подготовили доклады о знаках препинания. Давайте их послушаем.

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. Доклад

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Считается, что это слово произошло от “зацепить(ся)”, “задеть”, “заколоться”. В. И. Даль связывает это слово с глаголом запинать — „останавливать“, „задерживать“. Доклад

Вообще очень интересно называли знаки препинания раньше.

Например, скобки [()]. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Впервые знак тире [-] появился под названием „молчанка“.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“.

Кавычки [” “].Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“. Доклад

Слайд № 9.

- Знаки препинания могут играть разные роли. Разделительную, выделительную и завершающую. Сейчас мы посмотрим на конкретных примерах, что это такое.

Слайд № 10.

- Прочтите этот текст. Легко ли его понять? Почему?

…вдруг все кругом задр...жало что это да это гроза туч… р…стет все кругом потемнело  

Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки. 

Слайд № 11.

Вот как это должно выглядеть.

Работа с таблицей.

Начертите таблицу в тетради.

Знаки препинания Какую роль выполняют
   

Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания. (. ? ! …)

Какую роль они выполняют на письме? (Завершения)

Когда ставятся эти знаки препинания? (В конце предложения)

Слайд № 12.

- Прочтите предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы, выпишите в таблицу знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте.

… Но не бегала зыбь по этому морю; не струился душный воздух: назр… вала гроза великая. (Не)слыхать, (не)в…дать ни одной птицы.

- Какие знаки препинания вы выписали? (; : ,)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Разделение)  

- Какие смысловые отрезки они разделяют? (Однородные члены предложения, части сложного предложения)

Слайд № 13.

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте.

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: “Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!”.

- Какие знаки препинания вы выписали? (Кавычки, две запятые)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Выделение)

- Какие смысловые отрезки они выделяют? (Вводные слова, обращение, прямая речь)

Слайд № 14.

- Давайте пошутим. Расставьте знаки так, чтобы получилось предложение со смешным смыслом.

Слайд № 15.

- А вот так это выглядит на самом деле.

Известен факт такой “бессловесной” переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: “?” Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: “!” Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

- Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное “содержание” этих писем.

Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: “Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?”  Ответ: “Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!”

Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,   что оба участника переписки умели не только ставить, но и “читать”, т.е. хорошо понимать знаки.

- Итак, давайте подведем итоги.

Слайд № 16.

1. Продолжите предложение.

- С помощью разделительных знаков препинания на письме оформляются …

  • однородные члены предложения и вводные слова;
  • вводные слова и обращения;
  • однородные члены предложения и грамматические основы сложного предложения;
  • грамматические основы сложного предложения и обращения.

Слайд № 17.

2. Продолжите предложение.

С помощью выделительных знаков препинания на письме оформляются …

  • однородные члены предложения и вводные слова;
  • вводные слова и обращения;
  • однородные члены предложения и грамматические основы сложного предложения;
  • грамматические основы сложного предложения и обращения.

А что еще мы сегодня узнали о роли знаков препинания?

В заключение я хочу прочитать вам одну историю.

О пользе знаков препинания

    Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

    Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

    Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

    Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

    К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

    Берегите знаки препинания!

А. Каневский

Домашнее задание. Довольно грустная история. А попробуйте дома сочинить свою историю о пользе знаков препинания. Может, она получится веселее?