- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос, который вы наверняка уже не раз задавали себе и родителям. Но пока я вам не скажу, какой это вопрос. Надеюсь, что вы сами догадаетесь об этом через некоторое время. Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число.
Слайд № 1. Для начала давайте разомнемся. Итак, перед вами мыльные пузыри с буквами. Составьте, пожалуйста, слово из этих букв. (Синтаксис)
- На протяжении нескольких недель вы занимались тем, что изучали синтаксис. Давайте вспомним, что же изучает этот раздел науки о языке. Слайд № 2.
- Рука об руку с синтаксисом всегда следует еще один раздел лингвистики. Чтобы вспомнить какой, составьте еще одно слово. Слайд № 3. (Пунктуация)
- Что изучает пунктуация? Слайд № 4.
Слайд № 5.
- Какие правила пунктуации нужно применить, чтобы правильно расставить знаки? Постройте схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. (1 чел. у доски)
Горный воздух несомненно действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли о своей стране.
Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Слайд № 6.
- Зачем мы это делали сейчас? Темой нашего сегодняшнего урока будет вопрос: “Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?”
Знаки препинания стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем они живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Как давно появились знаки, как вы думаете?
- Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию. Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки.
Слайд № 7.
- Посмотрите на этот слайд. Что это? Это отрывок из древнерусского текста. Что странного в этом тексте? (Отсутствие знаков препинания)
- Как-то это мешает нам? (Да, текст трудно прочитать. Непонятно, где начало и конец предложений).
До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
- Какие знаки препинания вам известны? Давайте посмотрим, все ли знаки вы вспомнили. Слайд № 8.
У нас есть несколько человек, которые подготовили доклады о знаках препинания. Давайте их послушаем.
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. Доклад
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Считается, что это слово произошло от “зацепить(ся)”, “задеть”, “заколоться”. В. И. Даль связывает это слово с глаголом запинать — „останавливать“, „задерживать“. Доклад
Вообще очень интересно называли знаки препинания раньше.
Например, скобки [()]. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
Впервые знак тире [-] появился под названием „молчанка“.
Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“.
Кавычки [” “].Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“. Доклад
Слайд № 9.
- Знаки препинания могут играть разные роли. Разделительную, выделительную и завершающую. Сейчас мы посмотрим на конкретных примерах, что это такое.
Слайд № 10.
- Прочтите этот текст. Легко ли его понять? Почему?
…вдруг все кругом задр...жало что это да это гроза туч… р…стет все кругом потемнело
Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки.
Слайд № 11.
Вот как это должно выглядеть.
Работа с таблицей.
Начертите таблицу в тетради.
Знаки препинания | Какую роль выполняют |
Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания. (. ? ! …)
Какую роль они выполняют на письме? (Завершения)
Когда ставятся эти знаки препинания? (В конце предложения)
Слайд № 12.
- Прочтите предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы, выпишите в таблицу знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте.
… Но не бегала зыбь по этому морю; не струился душный воздух: назр… вала гроза великая. (Не)слыхать, (не)в…дать ни одной птицы.
- Какие знаки препинания вы выписали? (; : ,)
- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Разделение)
- Какие смысловые отрезки они разделяют? (Однородные члены предложения, части сложного предложения)
Слайд № 13.
- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте.
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: “Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!”.
- Какие знаки препинания вы выписали? (Кавычки, две запятые)
- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Выделение)
- Какие смысловые отрезки они выделяют? (Вводные слова, обращение, прямая речь)
Слайд № 14.
- Давайте пошутим. Расставьте знаки так, чтобы получилось предложение со смешным смыслом.
Слайд № 15.
- А вот так это выглядит на самом деле.
Известен факт такой “бессловесной” переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: “?” Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: “!” Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!
- Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное “содержание” этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: “Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?” Ответ: “Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!”
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и “читать”, т.е. хорошо понимать знаки.
- Итак, давайте подведем итоги.
Слайд № 16.
1. Продолжите предложение.
- С помощью разделительных знаков препинания на письме оформляются …
- однородные члены предложения и вводные слова;
- вводные слова и обращения;
- однородные члены предложения и грамматические основы сложного предложения;
- грамматические основы сложного предложения и обращения.
Слайд № 17.
2. Продолжите предложение.
С помощью выделительных знаков препинания на письме оформляются …
- однородные члены предложения и вводные слова;
- вводные слова и обращения;
- однородные члены предложения и грамматические основы сложного предложения;
- грамматические основы сложного предложения и обращения.
А что еще мы сегодня узнали о роли знаков препинания?
В заключение я хочу прочитать вам одну историю.
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
А. Каневский
Домашнее задание. Довольно грустная история. А попробуйте дома сочинить свою историю о пользе знаков препинания. Может, она получится веселее?