Цели:
Тип урока: изучение материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы: репродуктивные и частично-поисковые.
Оборудование: таблицы, анкеты, интерактивное оборудование.
План урока
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока.
3. Организмы: прокариоты, эукариоты.
4. История открытия.
5. Особенности строения бактериальной клетки, размножение, спорообразование.
6. Применение бактерий.
7. Закрепление знаний, оценивание.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, наличие учащихся, подготовка к уроку.
2. Определение темы урока. (Слайд №1, 2)
Текст слайда открывается по одной строчке, учащиеся должны определить, о каких организмах идет речь.
3. Работа с информационным листом, анализ содержимого, сравнение прокариотических организмов с эукариотическими организмами.
Бактерии
(Информационные листы раздаются заранее каждому ученику)
Знать: Бактерии – одноклеточные организмы, прокариоты, в основном гетеротрофы. Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Использование бактерий человеком. Роль бактерий как организмов – разрушителей в природе. (информационные листы раздаются заранее каждому ученику).
На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к прокариотам, либо к эукариотам, особенности строения которых надо знать. Немецкий учёный Э. Геккель впервые обратил серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений, грибов и животных. Он и предложил их выделить в отдельное царство.
4. Вклад А. Левенгука, Р. Коха, Л. Пастера в историю открытия бактерий. (рассказ учителя).
5. Рассказ учителя об особенностях строения и функционирования клетки прокариот на примере клетки бактерии.
- грамположительные
- стафилококки
- стрептококки
- грамотрицательные
- менингококки
- кишечная палочка
- пневмококки
- сибирская язва
- столбняк
(бактериолог Грам).
Тип питания:
- автотрофные;
- гетеротрофные.
Источник энергии:
- фототрофы;
- хемотрофы.
Тип дыхания:
- аэробный;
- анаэробный.
(факультативный – кишечная палочка).
(Работа со слайдами №3-7)
Сравнение размеров бактерий с толщиной волоса человека.
Строение бактериальной клетки.
6. Роль бактерий в природе.
Много разных есть бактерий,
Вредных и полезных.
Как использовать их можно?
Это интересно.
Рассказы учащихся, учителя с использованием дополнительной информации, презентации (слайды 8-13).
Значение бактерий для человека.
Область применения | Отрицательная роль | Положительная роль |
1. | 2. | 3. |
Медицина, ветеринария. | Паразитические
(патогенные) бактерии вызывают заболевания: - у людей: чуму, холеру, туберкулёз, дизентерию, менингит, тиф и др.; - у животных: бактериозы. |
Служат для приготовления сывороток и вакцин; являются основой для получения антибиотиков (стрептомицина, нистатина, эритромицина и др.) |
Отрасли промышленности, сельского хозяйства. | Бактерии гниения и
брожения Приводят к порче продуктов питания. |
Бактерии молочнокислого брожения используются для приготовления молочнокислых продуктов и квашения капусты и огурцов, в сельском хозяйстве – для силосования кормов. |
Жизнедеятельность бактерий вызывает биологическое разрушение промышленных материалов, дерева, бумаги и прочих материалов. | Бактерии уксуснокислого брожения используются для получения винного уксуса, который применяется для маринования овощей и плодов, в кожевенной, текстильной промышленности; в микробиологической промышленности. |
Роль бактерий в природе:
- В результате деятельности гнилостных бактерий земля очищается от погибших растений и животных.
- Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, нефти, в круговороте азота.
Дополнительная информация
“Скатертью дорожка”
Успехи микробиологии позволяют многие операции, которые раньше выполнялись техническими средствами, возложить на “хрупкие плечи” бактерий. Новая технология прокладки дорог предполагает использование колоний бактерий вместо асфальтоукладчиков. Колония бактерий, медленно, но верно поедает питательный раствор, взамен его производя слой дорожного покрытия.
“Голливудская улыбка”
Предложен способ предохранения зубов от разрушения. Зубы покрывают слоем определённых белков, который засевают специальными видами бактерий. Авторы изобретения считают, что это предохранит от разрушения даже корни зубов.
“Реставраторы”
Некоторые бактерии питаются растворимыми солями кальция, выделяя при этом кальцит – нерастворимый в воде минерал, составную часть мрамора. Покрывая повреждённую поверхность мраморных монументов питательным раствором и внося туда же культуру соответствующих бактерий, можно добиться равномерного восстановления поверхности памятника.
“Точу ножи булатные”
Задача из Центра Микрохирургии глаза С. Н. Фёдорова. После разреза скальпелем сетчатки глаза последняя наволакивается на скальпель и делает из 30 микрон радиуса заострения 300… (1 микрон равен 0,001 миллиметра). Как заточить скальпель к следующей операции? Инженеры предложили особо заточный станок, физики – плазу… Биологи предложили своё – скальпель с микрослоем сетчатки помещается в культуру бактерий, которые съедают органику.
“Бактерии – криминалисты”
Одна из важнейших улик – отпечатки пальцев снимают так. Поверхность предметов покрывают тальком, а потом его сдувают. Где тальк остаётся, там – отпечаток паппилярной линии. Если отпечаток чёткий, то потом злодея опознать довольно просто. А если линия – то есть маленький жировой отпечаток кожи – неотчётлива и тальк на ней не задержался? Как выяснить расположение всех, даже мельчайших, линий отпечатка пальца? Для чёткой фиксации едва различимых отпечатков пальцев используют бактерии. Их наносят на отпечатки вместе с особым гелем – они размножаются только там, где пролёг отпечаток паппилярной линии. Через 24 часа колонии бактерий в точности повторяют кожные узоры. Используют бактерии, живущие на теле человека.
“Полезные ископаемые”.
В последнее время в печати стало появляться много сообщений об использовании для добычи и/или обогащения руд бактерий. Первое место (по количеству публикаций) занимают железобактерии, которые используют в своём метаболизме железо. В США с помощью литотрофных бактерий (питающихся неорганикой) бактерий получают около 10% от общего количества добываемой меди.
7. Закрепление знаний, оценивание. Задания раздаются учащимся для индивидуальной работы.
1. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А. - бактерии Б. - грибу
В. – растению Г. – животному.
2. Носителями наследственной информации в клетке являются:
А. – хромосомы Б. – хлоропласты
В. – цитоплазмы Г. – рибосомы.
3. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, не имеющей оформленного ядра, питающиеся в основном органическими веществами - это:
А. – грибы Б. – водоросли
В. – простейшие Г. – бактерии.
4. Установите соответствие:
1. бактерии | |
А. Прокариоты | 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли) |
Б. Эукариоты | 3. грибы |
4. растения | |
5. животные |
А. _____________________
Б. _____________________
5. Приведите классификацию бактерий по их форме.
8. Ответьте, с помощью какого биологического механизма бактерии переживают неблагоприятные условия окружающей среды?
9. Укажите типичный для бактерий способ размножения.
10. Бактерии были обнаружены в горных породах, возраст которых:
А. – 1.5 млрд. лет Б. – 2.5 млрд. лет
В. – 3.5 млрд. лет Г. – 4.5 млрд. лет.
11. Прокариотические организмы могут быть:
А. – только одноклеточные
Б. – колониальные
В. – одноклеточные и колониальные
Г. – одноклеточные, многоклеточные и колониальные.
12. Найдите соответствие:
Возбудители заболеваний: | Заболевания: |
А. сальмонеллёзы | |
Б. СПИД | |
1. бактерии | В. чума |
2. вирусы | Г. грипп |
Д. холера |
13. Человек использует бактерии в производстве:
А. – ферментов Б. – спирта
В. – лимонной кислоты В. – всё верно.
14. У бактериальной клетки есть органоиды.
А. мезосомы (впячивания разной формы и размеров цитоплазматической мембраны в цитоплазму);
Б. аппарат Гольджи;
В. рибосомы;
Г. нуклеотид.
15. Домашнее задание.
А) Написать письмо от имени бактерий о том, что будет, если на Земле исчезнут бактерии брожения, гниения, азотфиксирующие; если бактерии утеряют способность к спорообразованию?
Б) Доклады или презентации на тему “Болезнетворные бактерии. Санитарно-гигиенические нормы”.
В) Изучить теоретический материал параграфа 25.