Обобщение опыта по теме "Обогащение словарного запаса младших школьников как средство формирования речевой компетентности"

Разделы: Начальная школа


Актуальность опыта

В процессе модернизации содержания образования основной целью и результатами процесса обучения становится овладение различного рода компетенциями. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности учителя, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанном на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Ключевой образовательной компетентностью младших школьников является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Задачи, решаемые в опыте

  • Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данному вопросу.
  • Разработать и описать технологию работы по обогащению активного словаря учащихся
  • Выявить результативность работы по обогащению словарного запаса школьников на уроках  и во внеурочной деятельности.

Идея опыта состоит в изменении организации учебного процесса за счёт привлечения дополнительного материала, чёткого отбора языковых средств и использования активных приёмов отечественных методик, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии. Деятельностный режим организации учебной работы ориентирует учащихся на творческие работы и учебные проекты.

Способом организации обучаемого является субъективизация, так как именно в деятельности происходит формирование субъекта. Становление его личности и реализация её потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьников в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.

В основе методики обучения русскому языку, строящейся на субъективизации. Лежит традиционная система обучения. Но для обеспечения такого характера учебного труда, при котором существенно повышается уровень сознательности и активности школьника. В её содержание и организацию мною внесены определённые коррективы. Они призваны форсировать развитие естественной детской познавательной потребности.

Обогащение словарного запаса младших школьников можно назвать изменением содержания учебного материала, предусмотренного существующими УМК. Оно касается нескольких направлений. Первое из них – работа со словарными словами как с понятиями, чем обеспечивается новое качество, большая глубина осмысления и повышенная прочность освоения изучаемого языкового материала. Для этого процесс ознакомления с лексическим значением слова делится на два этапа. Каждый из них связан с уровнем знаний детей о конкретном предмете или явлении, обозначенном изучаемым словом. На первом этапе (уровне представлений) учащиеся формулируют значение слова. Исходя из имеющихся у них в данный момент знаний. На втором этапе (понятийный уровень) школьники получают более глубокие, систематизированные знания, оформленные в виде определения понятия. На уроке эта работа проходит как беседа-рассуждение учителя и учащихся и детей друг с другом. Второе направление – введение нового типа лексических упражнений, которые по своему содержанию и функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально-речевые. Им характерен специфический подбор, необычная компановка языкового материала и нетрадиционный подход к постановке заданий. Третье направление – увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока. Четвёртое направление – широкое вовлечение в содержание обучения текстов воспитательно-познавательного характера.

Важнейшей составной частью работы по формированию речевой компетентности младших школьников является словарная работа. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсу родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему обогащения речи младших школьников лексическими средствами.

Основанием системы является уровневая структура языка. Методика лексической работы на уроках русского языка, на мой взгляд, должна включать в себя пять основных направлений:

  • толкование конкретной лексемы;
  • этимологический анализ слова;
  • синонимические связи;
  • антонимические связи;
  • фразеологические отношения.

Толкование лексемы

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объяснять значения слов. В связи с этим можно выделить три основных способа толкования лексического значения слова: наглядный, семантический, контекстуальный. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. Надо, прежде всего, научить школьников пользоваться словарём, рассмотреть принципы, на основании которых строится определении слова. После того как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать  их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.

Этимологический анализ

Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств – сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Работа с синонимами

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами. В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. Упражнений, направленных на активное усвоение детьми синонимических богатств русского языка, в учебных книгах представлено недостаточное количество. Круг синонимов школьной программой не определён. Поэтому, я считаю, каждый учитель должен сам планировать и осуществлять работу с синонимами.

На ранних этапах синонимы надо выбирать из числа понятийных, причём таких, которые часто употребляются в речи. Кроме учёта частотности употребления слов, входящих в синонимический ряд, на мой взгляд, должны приниматься во внимание и другие признаки:

– степень трудности синонимических слов в том или ином классе;
– степень их новизны;
– возможность активизации словаря учащихся.

Усвоение новых слов на основе чувственных образов невозможно, если использовать только уроки русского языка. Уроки изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и даже физической культуры и математики дают большие возможности в наблюдении явлений, обозначении их «своим»  словом, сравнении этих явлений, выделении общего и отличительного. В свою очередь уроки русского языка и литературного чтения позволяют проводить наблюдение и анализ употребления синонимов в текстах.

В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же  понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью  с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

Очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся является тема «Имя прилагательное» Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Работу над синонимичными прилагательными я веду систематически и планомерно путем разнообразных упражнений.

Предлагаю много заданий, связанных с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений.

Значительно продвигает речевое развитие учащихся изучение глагола. Объяснить значение глагольных слов, раскрыть их многозначность  мне помогает приём синонимизации. Работа над глагольной синонимикой, как и вообще над лексической синонимией, должна строиться в направлении расширения пассивного словаря ребёнка на уроках за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и всё более широкого перевода их из пассивного в активный словарь. Глаголы-синонимы в сознании ребёнка должны быть чётко ограничены от однокоренных слов, принадлежащих к разным частям речи. Понятие о глаголах – синонимах  я закрепляю  рядом упражнений, которые расположены в системе.

После данных упражнений начинается работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях.

Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задание по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети увидят, что синонимы нужны для более точного выражения мысли.

В четвёртом классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок.

Работа над антонимией

Основным дидактическим материалом для разнообразной  работы с антонимами мне служит «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

Работу над антонимами я начинаю в первом классе и, усложняя, провожу постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На начальном этапе теоретические сведения учащимся не сообщаю. В это время, термин «антонимы» заменяю термином «слова-противники» или «слова-враги», что значит – «слова, противоположные по смыслу»: день – ночь, длинный – короткий, входить – выходить.

Во втором классе я знакомлю учащихся с термином «антонимы». При введении данного понятия уместно вместе с детьми сравнить его со словом «синонимы». Это можно сделать следующим образом: Само слово антоним, наверное, напоминает вам другой термин, с которым мы уже знакомы, не так ли? Кто скажет об этом? (Слово антоним похоже на слово синоним. У них одинаковая вторая часть.) А вы знаете почему? (Нет.) Вторая часть этих слов-терминов  онима – по-гречески означает – «имя», «слово». А если к этому еще добавить первую часть анти, что значит «против», «противоположный», то получится слово антоним.

На этом этапе важно обратить внимание учащихся на то, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) –тяжелая; легкая (задача) – трудная; легкая (походка) – грузная; легкий (мороз) – сильный; легкая (музыка) – серьезная; легкий (сон) – глубокий. Учащимся предлагаю задания на распределение слов  на антономические пары, затем на нахождение антонимов в текстах пословиц и стихотворений. В третьем классе при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Глагол» ученикам предлагаются  задания на подбор антонимов к разным частям речи.

Работа над фразеологией

Совместно со словарной работой на уроках русского языка веду работа над фразеологией. Причем  работа эта ведётся не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин «фразеологизм» заменяю термином «крылатые слова», что значит слова, которые «как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава». Во втором классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, знакомлю их с «серьезным» лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации.

Очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Для этого предлагаю учащимся самостоятельно составить предложения с фразеологическими сочетаниями. С одной стороны, этот прием помогает ученикам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество. Наиболее эффективным приёмом ознакомления с фразеологизмом – это осознание его значения в контексте. В третьем классе учащиеся продолжают наблюдать над значением крылатых выражений. Они подводятся к выводу, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы, упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов. В это же время учащиеся знакомятся с фразеологизмами-антонимами.

Содержание работы по обогащению речи младших школьников  во внеурочной деятельности

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но, в основном, работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Для восполнения этого недостатка мною разработана  и апробирована программа кружка для учащихся второго класса «К тайнам слова» и для учащихся  третьего класса «Путешествие в прошлое». Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами. Для учащихся четвёртого класса разработан курс по выбору «Родное слово»

Данная система работы поможет учителю определить содержание и методику лексической организации в начальной школе, способствуя не только обогащению словаря школьника, но и совершенствованию навыка чтения и развития речи, создаст основу для последующей языковой практики, поможет не только прочно усвоить материал, но и заинтересовать детей, повысить внимание к слову. Первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.