Данная работа может быть использована при подготовке ко Дню космонавтики. В статье представлен материал для проведения внеклассного интегрированного занятия (история, география, физика). Содержательная презентация с уникальными фотографиями является прекрасной иллюстрацией к работе. Интегрированным занятиям в школе присущи значительные преимущества, когда у обучающегося имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую, развивается мыслительная деятельность и творческие способности.
У истоков ракетной техники.
12 апреля 1961 года – всеобщее ликование! По радио непрерывно передают: “ В Космосе советский человек Юрий Гагарин!”.
Но первому полету человека в Космос предшествовали долгие годы упорного труда многих тысяч людей. На одном из заводов, работающих на космос, в специальном конструкторском бюро (СКБ) работал мой отец. Трудовая деятельность СКБ постоянно и неразрывно связана со многими, широко известными ведущими организациями-разработчиками ракетной и космической техники, которые возглавляли в разное время С.П.Королев, Н.А.Пилюгин, В.Н.Челомей, М.К.Янгель, Д.А.Полухин, Ю.П.Семенов, Ю.В.Трунов и др.
В 1951году СКБ получило первое задание разработать систему управления ракет. Если двигатель можно сравнить с сердцем ракеты, то система управления – ее мозг и нервы. Аппаратура системы управления – это очень сложные многоэлементные, разнообразные приборы с высокими инженерными требованиями к работе в жестких условиях. СКБ стало расширять и укреплять инженерные службы завода.
Главным конструктором и первым начальником СКБ был А.М.Гинзбург. В 1945году он был командирован в Германию в составе Технической комиссии для ознакомления с немецкой трофейной техникой. Мой отец преподавал в г. Тула в Высшей Офицерской Артиллерийско-технической школе Красной Армии и тоже был включен в комиссию. С первых дней работы было обнаружено, что союзники не занимаются демонтажем оборудования, а ищут патенты и новые технологии. Отец хорошо знал немецкий язык и его перевели в правительственную комиссию по сбору материалов о ракетном вооружении Германии. Так случай на всю жизнь связал его с ракетной техникой и Космосом.
Пуски первых баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в октябре-ноябре 1947года. В состав представителей Министерства обороны был включен отец как куратор системы БРК (расчет траектории и места приземления). С.П.Королев принимал испытания. Всего было произведено 11 пусков. Все 11 ракет были собраны из немецких деталей, узлов и приборов. Опыт работы по сборке этих ракет и их испытания оказали очень большое влияние на развитие отечественной космонавтики.
Гениальные идеи Главного конструктора С.П.Королева воплотились в запуске ракетой Р7(8К72) первых искусственных спутников Земли. Спутники разведывали околоземное пространство. Готовился полет в космос человека. Ракеты стали многоступенчатыми. Испытания систем управления ракет проводились на стендах. Сроки были жесткие, работали напряженно и ответственно.
В марте 1961года состоялись два пуска ракеты 8К72-3КА с кораблем “Восток”. Благополучно слетали в космос собачки Чернушка, Звездочка и обвешанный датчиками манекен “Иван Иваныч”
12 апреля 1961 года ракета 8К72 вывела на орбиту космический корабль “Восток” с человеком на борту. После удачного приземления космонавта, было передано сообщение ТАСС. При участии СКБ были выведены на орбиты еще пять космонавтов в космических кораблях “Восток”.
Самой дорогой наградой коллективу СКБ было сознание причастности к истории страны, приоритет советской космонавтики.
На космодроме “Плесецк” ракеты 11А511У учились летать. Первая ракета благополучно ушла со старта, отработали все ее ступени, но спутник “Зенит-4м” был выведен на завышенную орбиту и начались неполадки. Четыре года продолжались многочисленные испытания. После внедрения многих разработанных СКБ мероприятий пуск “Союза” прошел своевременно.
В течение последних лет службы в армии отец был руководителем военного представительства при СКБ, поэтому после демобилизации остался работать в СКБ. Руководил работами по микроминиатюризации и освоению приборов “Струна-2” и “Спектр” для корабля “Союз” и орбитальной станции “Салют”
Системы управления ракет модифицировались для новых кораблей “Союз”, для грузовых транспортных кораблей “Прогресс”, для спутников оборонного значения, для космических аппаратов, предназначенных для биологических исследований, разведки полезных ископаемых, нефти и газа, для уточнений в картографии и геодезии (“Бион”, “Ресурс”, “Фотон”) Отец был руководителем работ по созданию, освоению и сопровождению производства.
Ракеты 11А511У (Союз) и другие “семерки”, вместе с ракетой “Протон”, которыми управляют системы, сделанные в СКБ и на заводе, обеспечили успехи ХХ столетия в освоении космического пространства и достойное место в этом процессе Советского Союза.
В работе использованы материалы книги “Страницы истории”, изданной к 50-летию СКБ “ПОЛИСВИТ”, и подлинные документы и фотографии семейного архива.
Вывод. Внеклассная работа, примеры старшего поколения - это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру, к работе. Направляя и организуя ребят на активный, позитивный образ жизни мы выполняем все задачи и достигаем цели.
Таким образом, классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.