Статья "Алгоритмы учебных действий"

Разделы: Биология


Сколько бы не было рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель это делает по-своему. Работая со старшими классами, мне всегда казалось, что я работаю с взрослыми людьми, имеющими большой опыт умственной работы и в силу большой тренировки интеллектуальные навыки совершенствуются сами собой. Но каждый раз убеждаюсь в обратном.

При проверке степени сформированности умственного труда у старшеклассников выяснилось, что умение логического мышления у них не на высоте. Добросовестно зная содержание материала, большинство не могли применить эти знания в новой ситуации, пытаясь восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждая сбивчиво и нелогично. На уроках-лекциях учащиеся не могли одновременно следить за логикой изложения и кратко формулировать и записывать основные положения. Во время лекции они направляли все умения на быстрое, механическое записывание содержания, не пытаясь вникнуть в содержание материала, понять основные мысли и положения; оформляли конспект так, он не мог быть помощником в учебе, не умели эффективно работать с учебником. Стало очевидно, что большинство учащихся уносят отрывочные знания. Дома они также не умеют работать над устным домашним заданием (читали по нескольку раз, пока механически не запоминали содержание, не соблюдали порядка выполнения письменных работ, не выучив и не разобравшись в теории, выполняли задания).

Таким образом, я пришла к выводу о том, что одной из причин низкой успеваемости является не умение организовать свой учебный труд, не умение учиться. Это и послужило импульсом к поиску системы формирования общеучебных умений и навыков, умений логического мышления. Для этого я обратилась к литературе по психологии и нашла материал о том, как проводить правильно сравнение, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать принадлежность частного к общему, как развивать общеучебные умения.

Используя накопленный материал, и обобщив опыт Л.А.Ушаковай (отличника просвещения, Заслуженного учителя РСФСР) я составила краткие программы по овладению указанными умениями. Сначала я знакомлю учащихся с определенной программой действий по формированию каждого умения. Даю определения, что такое анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный путь, обобщение. Это необходимо, что бы учащиеся знали секрет своего труда. Работа с программами проводится систематически, сначала мы изучаем программу действий одного из умений, затем выполняем задания на отработку этого умения.

Учебный процесс должен быть построен таким образом. Чтобы закрепить приобретенные умения. Поэтому мною была создана таблица по формированию общеучебных умений в пределах изучения раздела «Общая биология» «Эволюционное учение» 9 класс.

Формирование общеучебных умений и руководство мыслительной деятельностью учащихся в процессе изучения темы «Эволюционное учение» 9 класс.

Темы уроков Формирование общеучебных умений Формирование умений лог. мышления.
1. Научные и соц-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Умение слушать, писать, составлять конспект. Умение разъяснять закон.
2. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Умение составлять тезисы, излагать изученный материал. Умение работать над понятием, проводить сравнение.
3. Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. Умение слушать, составлять свободный конспект, оформлять его. Умение работать над понятием, разъяснять теорию.
4. Формы естественного отбора. Умение слушать, составлять таблицу. Умения работать над понятием, проводить сравнение.
5. Приспособление организмов к условиям среды, как результат действия естественного отбора. Умение слушать, запоминать материал.  Умение работать над понятиями.
6. Движущие силы эволюции. Умение слушать, составлять свободный конспект. Умение сравнивать, анализировать, работать над понятиями.

Руководствуясь составленным планом, начинаю работать над формированием наиболее простых общеучебных умений – слушать, правильно оформлять конспект. Говорю о рациональном использовании времени, умении слушать – это процесс творческий и поддается рационализации. Учащиеся должны знать, что слушать значит и понимать, и запоминать, и выделять главное, и вести записи в тетрадь. Поэтому на первом уроке знакомлю с различными видами конспектов, их признаками и технологией составления. Обращаю внимание на необходимость компактного и краткого написания, на различные выделения, разграничения, отступы, сокращения и размещения в тетради. Стараясь убедить, что правильно написанный конспект поможет быстро запомнить материал, выделить главное, сэкономить время на подготовку урока. Организую работу со справочным материалом. Чтобы быстро научить вести записи, пишу план на доске, интонацией выделяю главное, повторяю ведущую мысль, понятия, не допускаю лишних комментариев.

На следующих уроках учимся составлять различные виды конспектов: план-конспект, тематический, свободный, раскрываю преимущество одного перед другим. Составляем схематические конспекты. Они быстрее запоминаются и сохраняются в памяти.

Такая работа по формированию общеучебных умений и навыков дает свои результаты, учащиеся овладевают приемами рационального труда и показывают хорошие знания по предмету.

Сложнее обстоит дело с формированием умений логического мышления. Здесь, я предлагаю, применять знания в новой обстановке, вызывать интерес к логическому рассуждению. Но с работой справляются единицы. Для этого применяю логический опрос – это схемы, опорные слова: они должны быть краткими, легко читаемыми. По особо трудным темам предлагаю алгоритм ответа. Алгоритм состоит из тезисов, мысль которых не закончена. Учащиеся должны закончить ее и связать логическим переходом с началом следующего предложения.