Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания о процессе оплодотворения, как об одном из важнейших процессов в жизни живых организмов.
Задачи:
- Показать всеобщий характер процесса оплодотворения и его биологическое значение; научить определять типы оплодотворения и сравнивать их между собой; развивать умения и навыки: работы с текстом; анализа видеофрагментов; формулировки выводов; установления причинно-следственных связей; работы в группах.
- Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Патриотическое воспитание.
- Развитие речи.
Средства обучения: Презентация, тексты.
Ход работы
№ | Этап | Методы | Время |
1. | Организационный. Готовность к уроку. Постановка задачи. | 1 мин | |
2. | Мобилизующее начало урока. По предложенной схеме угадать процесс. Что учащиеся знают о процессе? |
Беседа | 2 мин |
3. | Актуализация знаний. Постановка целей. | Сообщ. учителя | 1 мин |
4. | Обобщение и углубление материала,
основы которого изучались фрагментарно с 6 по 9
класс. - определение понятий "оплодотворение", "зигота" - выделить этапы процесса |
беседа | 3 мин |
- типы оплодотворения и преимущества внутреннего | Беседа, видеопоказ | 7 мин | |
- ЭКО | Работа с текстом | 7 мин | |
- двойное оплодотворение | анимация | 5 мин | |
- выводы о биологическом значении оплодотворения | Эврист. беседа | 3 мин | |
- факторы, влияющие на оплодотворение у человека | Беседа по слайду | 10 мин | |
5. | Выводы. Зачем изучать процесс оплодотворения? |
Итоговая беседа | 2 мин |
6. | Подведение итогов. Чему научились? Что узнали? |
2 мин | |
7 | Домашнее задание. | 1 мин |
1. Организационный.
Наш урок будет посвящен одному очень важному процессу, с которым вы знакомились и при изучении ботаники, и при изучении зоологии, и при изучении физиологии человека. И теперь, когда вы изучаете общую биологию мы обобщим и дополним те знания, которые у вас, я уверена, есть.
2. Мобилизующее начало урока.
Посмотрите на схему этого процесса. Слайд №2. Догадались? (Оплодотворение)
Прежде всего, давайте вспомним - что мы уже знаем об этом процессе? Зачем изучать этот процесс? Какое значение он имеет в жизни живых организмов? (Оплодотворение - это слияние половых клеток. С него начинается новая жизнь)
Верно, это важное биологическое значение, но не единственное!!!! А в жизни современного общества этот процесс имеет значение? (:импровизация:)
Нам еще предстоит сегодня это выяснить.
3. Постановка целей.
Итак, на сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания о процессе оплодотворения, сформулируем выводы о биологическом значении оплодотворения, обсудим проблемы современного общества, связанные с этим процессом.
4. Обобщение и углубление материала.
Посмотрите на схему, почему художник поместил на рисунке три разных изображения? (этапы)
Какие этапы можно выделить в ходе процесса? (встреча, проникновение, слияние ядер)
Слайд №3. Какая клетка образуется в результате оплодотворения? (зигота)
Верно. Термин зигота (zygotos) в переводе с греческого означает "соединенный вместе".
Какой набор хромосом в зиготе? (диплоидный, такой набор хромосом получается в результате слияния гаплоидных клеток - яйцеклетки и сперматозоида)
Итак, давайте вспомним - какие типы оплодотворения различают по месту. Слайд №4
(внешнее и внутреннее)
Давайте посмотрим видеофрагмент, который несет информацию о внешнем оплодотворении. Обратите внимание при просмотре - в какой среде происходит оплодотворение, сколько половых клеток образуется у организмов, какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения?
(происходит в воде, гамет образуется много, так большие потери из-за влияния условий среды)
У каких хордовых животных встречается такой тип оплодотворения? (рыбы, земноводные)
Посмотрим второй фрагмент и по ходу просмотра обращаем внимание на те же факты.
(происходит в теле самки, яйцеклеток мало, а сперматозоидов много, так как гаметы защищены, но сперматозоиды все же подвержены влиянию чужеродной среды)
Слайд №5 В чем вы видите преимущества внутреннего оплодотворения?
(не надо производить большого числа яйцеклеток, так как выше вероятность оплодотворения; гаметы и зигота защищены материнским организмом)
Слайд №6 В конце 20 века ученые разработали ещё один тип оплодотворения у животных и человека. Давайте ознакомимся с текстом (Приложение 1.) и ответим на предложенные вопросы.
(участвуют две клетки - яйцеклетка и сперматозоид, оплодотворение проходит в пробирке, зародыш развивается в матке, этот метод помогает преодолеть разные формы бесплодия)
И, наконец, давайте вспомним - как осуществляется оплодотворение у цветковых растений. Мы изучали это в 6 классе, сейчас посмотрим анимацию, а Вы потом ответите на вопросы:
- Где происходит оплодотворение?
- Сколько клеток и какие участвуют в оплодотворении?
- Почему этот процесс называется двойное оплодотворение?
- Что образуется в результате двойного оплодотворения?
Слайд №7
(оплодотворение происходит в завязи пестика, в нем участвуют два спермия, одна яйцеклетка и одна центральная клетка зародышевого мешка; двойным его называют потому, что два спермия оплодотворяют две разные клетки; в результате образуются зародыш и эндосперм)
Итак, столько разных типов оплодотворения! Что же общего?
(слияние гамет, образование зиготы)
Слайд №8 Давайте сформулируем биологическое значение оплодотворения. Начнем со слов::Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что :при слиянии мужских и женских половых клеток в зиготе восстанавливается полный диплоидный набор хромосом. Новый организм, развивающийся из зиготы может сочетать в себе признаки обоих родителей в самых разных комбинациях. В результате этого происходит увеличение наследственного разнообразия организмов.
Ну а теперь давайте подумаем какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения у человека?
(импровизация)
Все ли назвали, все ли учли? Слайд №9
Алкоголь, никотин, наркотики (сперматозоиды теряют подвижность, а яйцеклетки погибают - разрушается ядро, утончается защитная оболочка). Антибиотики (убивают полезную микрофлору, снижая иммунитет).
Рентгеновское, радиоактивное излучение (вызывает нарушения во время слияния ядер или вызывает мутации в самих клетках).
Инфекционные заболевания. Воспалительные процессы. (Изменяют внутреннюю среду в организме женщины, тем самым снижая жизнеспособность гамет, влияют на созревание гамет как у мужчин, так и у женщин).
Неправильный образ жизни, в том числе ранние половые связи. (Нам иногда кажется, что у нас до создания семьи еще полно времени. Я сейчас могу себе позволить покурить, погулять, посидеть у компьютера вместо прогулки на свежем воздухе и т.д., а потом буду вести правильный образ жизни и дети у меня родятся здоровыми. Но это не так. В процессе полового созревания организм очень восприимчив к влиянию окружающей среды. Будущие гаметы очень уязвимы. Считается, что сперматоциты в несколько раз слабее, чем зрелые сперматозоиды и убить их намного легче. Что касается организма девушки, то не зря у многих народов с древних времен и до недавнего времени существовал запрет на добрачные половые связи. Это объяснимо с научной точки зрения - внутренние половые органы девушки содержат специфическую микрофлору, которая развиваясь там до примерно 18 летнего возраста обеспечивает иммунитет к разного рода инфекционным заболеваниям будущей матери и ее будущего ребенка. Нарушая процесс естественного развития этой микрофлоры и такого естественного иммунитета, девушка подвергает опасности и себя и свое потомство [1])
Избыточный или недостаточный вес (Для нормального развития и полового созревания организму требуется сбалансированный обмен белков, жиров, углеводов. Злейшим врагом обмена веществ являются неоправданные несбалансированные диеты без наблюдения врача. Чтобы выжить организм начинает отбирать питательные вещества у репродуктивной системы - развитие половых клеток нарушается, их жизнеспособность резко падает. Но и другая крайность - ожирение тоже отрицательно сказывается на созревании половых клеток и способности их к оплодотворению).
Гормональные нарушения (прием гормональных препаратов, недостаток жиров приводят к дисбалансу половых гормонов)
Аномалии внутренних органов (ношение тесной одежды приводит к деформации развивающихся органов малого таза как у девочек, девушек, так и мальчиков, юношей).
Хирургические операции, особенно на органах малого таза (приводят к спайкам - непроходимость маточных труб - встреча сперматозоида и яйцеклетки невозможна).
Стрессы.
Наследственные заболевания.
5. Выводы.
Итак, вспомните, в начале урока я вас спросила: зачем изучать процесс оплодотворения? Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? (надо знать как он протекает, чтобы избежать нарушений)
Если мы будем знать и понимать механизм оплодотворения и условия его протекания, что мы сможем обеспечить? (нормальное, естественное протекание процесса)
Что в результате мы получим? (повышение рождаемости, получение с/х продукции, сохранение биоразнообразия) Слайд №10
6. Итоги урока.
Давайте подведем итоги урока.
- Вы вспомнили то, что узнали ранее об оплодотворении?
- Что нового вы узнали?
- Имеется ли связь между образом жизни человека и возможностью иметь здоровых детей?
Если вы заинтересовались данной темой и хотите еще больше узнать, вы можете обратиться к фильмам ВВС "Тело человека" и "Сверх человек"
7. Домашнее задание.
Список литературы.
- И.И.Аваткова. Знать до:, а не после. М. ИнтелТех. 1998г. 128 с. Мягкая обложка.