Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

15.03.2012

Весенний праздник для младших школьников. Проводят учащиеся девятого класса.

Ход мероприятия

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”. Смотри Приложение №1

Выходят ведущие - ученики (девочки, одеты в сарафаны, на голове венок или ленточка) Смотри Приложение №2

  • 1 ученик: Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля!
  • 2 ученик: Земля! Какая она наша планета Земля…

Земля увлекала человека своими вечными возрождениями. Круговоротом зимы и весны. И вот весна!

  • 3 ученик: Перезимник, зимобор, разнопосадник, каплюжник, грачевник –все это слова про март, который под час непредсказуем.
  • 4 ученик: А вот Пушкин назвал март - утром года. А было время, когда именно с марта год и исчислялся. И этот счет изменился только вначале ХV столетия.
  • 5 ученик: Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами.
  • 6 ученик: Начало весны знаменовал красочный и поэтический обряд - праздник Сороки или Сорок сороков. Свое название праздник получил от Дня Святых сорока мучеников, который празднуют 22 марта.
  • 1 ученик: В этот день по народному календарю кончается зима и день с ночью меряется, этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить
  • 2 ученик: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок
  • 3 ученик: По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” - говорят в народе.

Звучит музыка песня жаворонка. (Смотри Приложение №3)

На экране появляется фото жаворонка.(Смотри Приложение №4)

  • 4 ученик: С этого дня начинаются утренние морозы, которые продлятся ровно сорок дней. И если все 40 утренников пройдут подряд, значит лето будет теплым
  • 5 ученик: Сороки люди особенно любили и начинали рано утром с весенних закличек. Начинали праздник дети, распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

(Выходят ребята из младших классов, читают стихи)

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Добрый день всем честным людям
Пусть весенним праздник будет
Весну красну встречаем
Счастья радости желаем

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят
В мягком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят

Скоро в гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

  • 6 ученик: Кликали весну, играли на дудочках, глиняных свистульках.

(Выходят мальчики, играют на дудочке, на флейте)

  • 1ученик: Водили хороводы. (Выходят девочки, хоровод “Весняночки”)

Ведущие предлагают детям игру “Ручеек”.

Хоровод-игра “Ручеёк” - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару.

  • 2 ученик: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
  • 3 ученик: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков, а чтобы жаворонки полакомились - внутрь зернышко прятали. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. (Смотри Приложение № 5)

Дети заранее пекут дома печенье. Выбегают с жаворонками на ниточках, показывают печенье. А также угощают всех, выходит девочка в сарафане, на рушнике выносит красивый поднос с печеньем.

  • 4 ученик: Существуют прекрасные православные традиции, связанные с птицами и приходом весны.
  • 5ученик: Так по старинной Русской традиции на праздник Благовещения 7 апреля выпускали птиц на свободу. Об этом обычае так написал А.С. Пушкин:

“В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

  • 6 ученик: “Родной обычай старины” в 1994 году был возрожден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор ежегодно в праздник Благовещения на Соборной площади Московского Кремля после Божественной литургии в Благовещенском соборе Кремля
  • 1 ученик: Святейший Патриарх Алексий II выпускает из клеток птиц.

Раньше москвичи перед этим праздником покупали птиц на Охотном ряду, теперь на Благовещение в небо взлетают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов. А Святейший Патриарх обычно привозит семь синичек, которых выпускает в московское небо совместно с учащимися православных гимназий и детьми прихожан московских храмов.

А если углубиться с историю праздника, то можно узнать, что в советское время впервые День птиц был проведён в 1924 году и его отмечали в первое воскресенье апреля. К сожалению, в последние годы эта прекрасная природоохранная акция в сумятице нашего времени была несколько забыта.

  • 2 ученик: Весной 1998 года детский журнал "Муравей" предложил возродить День птиц, праздник приурочили к 1 апреля.

(Выбегают дети, выносят в руках птиц из бумаги, всем показывают)

  • 3 ученик: Люди считают, что знают о птицах гораздо больше, чем о других животных. Ведь птицы — не только наши постоянные соседи, но и исконные персонажи сказок, былин, песен.

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете, с участием птиц.

Играют с детьми из зала

(Дикие лебеди, Гадкий утенок, Лиса и журавль…)

  • 4 ученик: Вспомните хотя бы журавля из японского фольклора — это же настоящий символ национальной культуры! Предки тесно переплетали образы различных птиц с человеческими чертами, такими как мудрость, сила, ловкость, щегольство и слагали целые легенды, дошедшие до наших дней в виде суеверий, например, что аист приносит счастье, кукушка отсчитывает оставшиеся годы жизни, а ворона каркает к беде.
  • 5 ученик: Ребята, а хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? А как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

  • 6 ученик: А какую пользу приносят птицы людям?

Подсказка

За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

  • 1 ученик Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.
  • 2 ученик Изготовление скворечников и других гнездовий имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становится ближе к природе, лучше понимает свое исконное единство с ней.

(Можно объяснить, как сделать скворечни или раздать листовки

Порядок изготовления деталей скворечника:

Вам нужно изготовить 7 деталей следующих размеров:

из доски шириной 20см – детали длиной 25-30см - 3 штуки (передняя и задняя стенки и верхняя часть крышки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 25-30см - 2 штуки (боковые стенки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 15-16см - 2 штуки (донышко скворечника и нижняя часть крышки ).

Важно! Посчитайте, пожалуйста, внимательно длину двух последних деталей - она зависит от толщины выбранных вами для изготовления домика досок!

Длина этих деталей = 20 см (Смотри Приложение №6)

В конце можно провести викторину с презентацией

Мини-викторина:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

4. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

5. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

7. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

8. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

9. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц?

(7 апреля - Благовещенье.) Смотри Приложение №7

Учитель:

Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых.

Мне бы хотелось напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты.

Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших!

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”, все уходят. Смотри Приложение №1

(Если позволяет место и время, то ведущие могут провести игры, состязания или конкурсы)

Игры

1. Курица. Необходимо написать как “курица лапой”. Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово “солнце”.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их “грациозную” походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Состязания и конкурсы:

  • “Обыкновенные птицы”.

Каждая стая по очереди называет имена “обыкновенных” птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).

  • Состязание “Узнай голоса птиц”.

Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.

  • Состязание “Знаете ли вы птиц в литературе”.

Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.

  • Конкурс веселых художников.

Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, “украшения”, ноги и т. д.

  • Конкурс “Почему мы их так называем”.

Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.

Конкурс “Что ни шаг, то птица”.

На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.

Весенний праздник для младших школьников. Проводят учащиеся девятого класса.

Ход мероприятия

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”. Смотри Приложение №1

Выходят ведущие - ученики (девочки, одеты в сарафаны, на голове венок или ленточка) Смотри Приложение №2

  • 1 ученик: Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля!
  • 2 ученик: Земля! Какая она наша планета Земля…

Земля увлекала человека своими вечными возрождениями. Круговоротом зимы и весны. И вот весна!

  • 3 ученик: Перезимник, зимобор, разнопосадник, каплюжник, грачевник –все это слова про март, который под час непредсказуем.
  • 4 ученик: А вот Пушкин назвал март - утром года. А было время, когда именно с марта год и исчислялся. И этот счет изменился только вначале ХV столетия.
  • 5 ученик: Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами.
  • 6 ученик: Начало весны знаменовал красочный и поэтический обряд - праздник Сороки или Сорок сороков. Свое название праздник получил от Дня Святых сорока мучеников, который празднуют 22 марта.
  • 1 ученик: В этот день по народному календарю кончается зима и день с ночью меряется, этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить
  • 2 ученик: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок
  • 3 ученик: По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” - говорят в народе.

Звучит музыка песня жаворонка. (Смотри Приложение №3)

На экране появляется фото жаворонка.(Смотри Приложение №4)

  • 4 ученик: С этого дня начинаются утренние морозы, которые продлятся ровно сорок дней. И если все 40 утренников пройдут подряд, значит лето будет теплым
  • 5 ученик: Сороки люди особенно любили и начинали рано утром с весенних закличек. Начинали праздник дети, распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

(Выходят ребята из младших классов, читают стихи)

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Добрый день всем честным людям
Пусть весенним праздник будет
Весну красну встречаем
Счастья радости желаем

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят
В мягком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят

Скоро в гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

  • 6 ученик: Кликали весну, играли на дудочках, глиняных свистульках.

(Выходят мальчики, играют на дудочке, на флейте)

  • 1ученик: Водили хороводы. (Выходят девочки, хоровод “Весняночки”)

Ведущие предлагают детям игру “Ручеек”.

Хоровод-игра “Ручеёк” - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару.

  • 2 ученик: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
  • 3 ученик: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков, а чтобы жаворонки полакомились - внутрь зернышко прятали. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. (Смотри Приложение № 5)

Дети заранее пекут дома печенье. Выбегают с жаворонками на ниточках, показывают печенье. А также угощают всех, выходит девочка в сарафане, на рушнике выносит красивый поднос с печеньем.

  • 4 ученик: Существуют прекрасные православные традиции, связанные с птицами и приходом весны.
  • 5ученик: Так по старинной Русской традиции на праздник Благовещения 7 апреля выпускали птиц на свободу. Об этом обычае так написал А.С. Пушкин:

“В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

  • 6 ученик: “Родной обычай старины” в 1994 году был возрожден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор ежегодно в праздник Благовещения на Соборной площади Московского Кремля после Божественной литургии в Благовещенском соборе Кремля
  • 1 ученик: Святейший Патриарх Алексий II выпускает из клеток птиц.

Раньше москвичи перед этим праздником покупали птиц на Охотном ряду, теперь на Благовещение в небо взлетают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов. А Святейший Патриарх обычно привозит семь синичек, которых выпускает в московское небо совместно с учащимися православных гимназий и детьми прихожан московских храмов.

А если углубиться с историю праздника, то можно узнать, что в советское время впервые День птиц был проведён в 1924 году и его отмечали в первое воскресенье апреля. К сожалению, в последние годы эта прекрасная природоохранная акция в сумятице нашего времени была несколько забыта.

  • 2 ученик: Весной 1998 года детский журнал "Муравей" предложил возродить День птиц, праздник приурочили к 1 апреля.

(Выбегают дети, выносят в руках птиц из бумаги, всем показывают)

  • 3 ученик: Люди считают, что знают о птицах гораздо больше, чем о других животных. Ведь птицы — не только наши постоянные соседи, но и исконные персонажи сказок, былин, песен.

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете, с участием птиц.

Играют с детьми из зала

(Дикие лебеди, Гадкий утенок, Лиса и журавль…)

  • 4 ученик: Вспомните хотя бы журавля из японского фольклора — это же настоящий символ национальной культуры! Предки тесно переплетали образы различных птиц с человеческими чертами, такими как мудрость, сила, ловкость, щегольство и слагали целые легенды, дошедшие до наших дней в виде суеверий, например, что аист приносит счастье, кукушка отсчитывает оставшиеся годы жизни, а ворона каркает к беде.
  • 5 ученик: Ребята, а хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? А как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

  • 6 ученик: А какую пользу приносят птицы людям?

Подсказка

За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

  • 1 ученик Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.
  • 2 ученик Изготовление скворечников и других гнездовий имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становится ближе к природе, лучше понимает свое исконное единство с ней.

(Можно объяснить, как сделать скворечни или раздать листовки

Порядок изготовления деталей скворечника:

Вам нужно изготовить 7 деталей следующих размеров:

из доски шириной 20см – детали длиной 25-30см - 3 штуки (передняя и задняя стенки и верхняя часть крышки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 25-30см - 2 штуки (боковые стенки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 15-16см - 2 штуки (донышко скворечника и нижняя часть крышки ).

Важно! Посчитайте, пожалуйста, внимательно длину двух последних деталей - она зависит от толщины выбранных вами для изготовления домика досок!

Длина этих деталей = 20 см (Смотри Приложение №6)

В конце можно провести викторину с презентацией

Мини-викторина:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

4. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

5. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

7. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

8. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

9. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц?

(7 апреля - Благовещенье.) Смотри Приложение №7

Учитель:

Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых.

Мне бы хотелось напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты.

Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших!

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”, все уходят. Смотри Приложение №1

(Если позволяет место и время, то ведущие могут провести игры, состязания или конкурсы)

Игры

1. Курица. Необходимо написать как “курица лапой”. Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово “солнце”.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их “грациозную” походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Состязания и конкурсы:

  • “Обыкновенные птицы”.

Каждая стая по очереди называет имена “обыкновенных” птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).

  • Состязание “Узнай голоса птиц”.

Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.

  • Состязание “Знаете ли вы птиц в литературе”.

Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.

  • Конкурс веселых художников.

Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, “украшения”, ноги и т. д.

  • Конкурс “Почему мы их так называем”.

Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.

Конкурс “Что ни шаг, то птица”.

На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.

Весенний праздник для младших школьников. Проводят учащиеся девятого класса.

Ход мероприятия

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”. Смотри Приложение №1

Выходят ведущие - ученики (девочки, одеты в сарафаны, на голове венок или ленточка) Смотри Приложение №2

  • 1 ученик: Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля!
  • 2 ученик: Земля! Какая она наша планета Земля…

Земля увлекала человека своими вечными возрождениями. Круговоротом зимы и весны. И вот весна!

  • 3 ученик: Перезимник, зимобор, разнопосадник, каплюжник, грачевник –все это слова про март, который под час непредсказуем.
  • 4 ученик: А вот Пушкин назвал март - утром года. А было время, когда именно с марта год и исчислялся. И этот счет изменился только вначале ХV столетия.
  • 5 ученик: Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами.
  • 6 ученик: Начало весны знаменовал красочный и поэтический обряд - праздник Сороки или Сорок сороков. Свое название праздник получил от Дня Святых сорока мучеников, который празднуют 22 марта.
  • 1 ученик: В этот день по народному календарю кончается зима и день с ночью меряется, этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить
  • 2 ученик: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок
  • 3 ученик: По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” - говорят в народе.

Звучит музыка песня жаворонка. (Смотри Приложение №3)

На экране появляется фото жаворонка.(Смотри Приложение №4)

  • 4 ученик: С этого дня начинаются утренние морозы, которые продлятся ровно сорок дней. И если все 40 утренников пройдут подряд, значит лето будет теплым
  • 5 ученик: Сороки люди особенно любили и начинали рано утром с весенних закличек. Начинали праздник дети, распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

(Выходят ребята из младших классов, читают стихи)

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Добрый день всем честным людям
Пусть весенним праздник будет
Весну красну встречаем
Счастья радости желаем

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят
В мягком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят

Скоро в гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

  • 6 ученик: Кликали весну, играли на дудочках, глиняных свистульках.

(Выходят мальчики, играют на дудочке, на флейте)

  • 1ученик: Водили хороводы. (Выходят девочки, хоровод “Весняночки”)

Ведущие предлагают детям игру “Ручеек”.

Хоровод-игра “Ручеёк” - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару.

  • 2 ученик: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
  • 3 ученик: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков, а чтобы жаворонки полакомились - внутрь зернышко прятали. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. (Смотри Приложение № 5)

Дети заранее пекут дома печенье. Выбегают с жаворонками на ниточках, показывают печенье. А также угощают всех, выходит девочка в сарафане, на рушнике выносит красивый поднос с печеньем.

  • 4 ученик: Существуют прекрасные православные традиции, связанные с птицами и приходом весны.
  • 5ученик: Так по старинной Русской традиции на праздник Благовещения 7 апреля выпускали птиц на свободу. Об этом обычае так написал А.С. Пушкин:

“В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

  • 6 ученик: “Родной обычай старины” в 1994 году был возрожден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор ежегодно в праздник Благовещения на Соборной площади Московского Кремля после Божественной литургии в Благовещенском соборе Кремля
  • 1 ученик: Святейший Патриарх Алексий II выпускает из клеток птиц.

Раньше москвичи перед этим праздником покупали птиц на Охотном ряду, теперь на Благовещение в небо взлетают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов. А Святейший Патриарх обычно привозит семь синичек, которых выпускает в московское небо совместно с учащимися православных гимназий и детьми прихожан московских храмов.

А если углубиться с историю праздника, то можно узнать, что в советское время впервые День птиц был проведён в 1924 году и его отмечали в первое воскресенье апреля. К сожалению, в последние годы эта прекрасная природоохранная акция в сумятице нашего времени была несколько забыта.

  • 2 ученик: Весной 1998 года детский журнал "Муравей" предложил возродить День птиц, праздник приурочили к 1 апреля.

(Выбегают дети, выносят в руках птиц из бумаги, всем показывают)

  • 3 ученик: Люди считают, что знают о птицах гораздо больше, чем о других животных. Ведь птицы — не только наши постоянные соседи, но и исконные персонажи сказок, былин, песен.

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете, с участием птиц.

Играют с детьми из зала

(Дикие лебеди, Гадкий утенок, Лиса и журавль…)

  • 4 ученик: Вспомните хотя бы журавля из японского фольклора — это же настоящий символ национальной культуры! Предки тесно переплетали образы различных птиц с человеческими чертами, такими как мудрость, сила, ловкость, щегольство и слагали целые легенды, дошедшие до наших дней в виде суеверий, например, что аист приносит счастье, кукушка отсчитывает оставшиеся годы жизни, а ворона каркает к беде.
  • 5 ученик: Ребята, а хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? А как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

  • 6 ученик: А какую пользу приносят птицы людям?

Подсказка

За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

  • 1 ученик Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.
  • 2 ученик Изготовление скворечников и других гнездовий имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становится ближе к природе, лучше понимает свое исконное единство с ней.

(Можно объяснить, как сделать скворечни или раздать листовки

Порядок изготовления деталей скворечника:

Вам нужно изготовить 7 деталей следующих размеров:

из доски шириной 20см – детали длиной 25-30см - 3 штуки (передняя и задняя стенки и верхняя часть крышки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 25-30см - 2 штуки (боковые стенки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 15-16см - 2 штуки (донышко скворечника и нижняя часть крышки ).

Важно! Посчитайте, пожалуйста, внимательно длину двух последних деталей - она зависит от толщины выбранных вами для изготовления домика досок!

Длина этих деталей = 20 см (Смотри Приложение №6)

В конце можно провести викторину с презентацией

Мини-викторина:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

4. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

5. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

7. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

8. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

9. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц?

(7 апреля - Благовещенье.) Смотри Приложение №7

Учитель:

Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых.

Мне бы хотелось напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты.

Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших!

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”, все уходят. Смотри Приложение №1

(Если позволяет место и время, то ведущие могут провести игры, состязания или конкурсы)

Игры

1. Курица. Необходимо написать как “курица лапой”. Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово “солнце”.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их “грациозную” походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Состязания и конкурсы:

  • “Обыкновенные птицы”.

Каждая стая по очереди называет имена “обыкновенных” птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).

  • Состязание “Узнай голоса птиц”.

Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.

  • Состязание “Знаете ли вы птиц в литературе”.

Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.

  • Конкурс веселых художников.

Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, “украшения”, ноги и т. д.

  • Конкурс “Почему мы их так называем”.

Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.

Конкурс “Что ни шаг, то птица”.

На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.


aid: 612427