Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: День птиц, Праздник весны, Праздник Сороки


Весенний праздник для младших школьников. Проводят учащиеся девятого класса.

Ход мероприятия

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”. Смотри Приложение №1

Выходят ведущие - ученики (девочки, одеты в сарафаны, на голове венок или ленточка) Смотри Приложение №2

  • 1 ученик: Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля!
  • 2 ученик: Земля! Какая она наша планета Земля…

Земля увлекала человека своими вечными возрождениями. Круговоротом зимы и весны. И вот весна!

  • 3 ученик: Перезимник, зимобор, разнопосадник, каплюжник, грачевник –все это слова про март, который под час непредсказуем.
  • 4 ученик: А вот Пушкин назвал март - утром года. А было время, когда именно с марта год и исчислялся. И этот счет изменился только вначале ХV столетия.
  • 5 ученик: Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами.
  • 6 ученик: Начало весны знаменовал красочный и поэтический обряд - праздник Сороки или Сорок сороков. Свое название праздник получил от Дня Святых сорока мучеников, который празднуют 22 марта.
  • 1 ученик: В этот день по народному календарю кончается зима и день с ночью меряется, этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить
  • 2 ученик: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок
  • 3 ученик: По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” - говорят в народе.

Звучит музыка песня жаворонка. (Смотри Приложение №3)

На экране появляется фото жаворонка.(Смотри Приложение №4)

  • 4 ученик: С этого дня начинаются утренние морозы, которые продлятся ровно сорок дней. И если все 40 утренников пройдут подряд, значит лето будет теплым
  • 5 ученик: Сороки люди особенно любили и начинали рано утром с весенних закличек. Начинали праздник дети, распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

(Выходят ребята из младших классов, читают стихи)

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Добрый день всем честным людям
Пусть весенним праздник будет
Весну красну встречаем
Счастья радости желаем

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят
В мягком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят

Скоро в гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

  • 6 ученик: Кликали весну, играли на дудочках, глиняных свистульках.

(Выходят мальчики, играют на дудочке, на флейте)

  • 1ученик: Водили хороводы. (Выходят девочки, хоровод “Весняночки”)

Ведущие предлагают детям игру “Ручеек”.

Хоровод-игра “Ручеёк” - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару.

  • 2 ученик: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
  • 3 ученик: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков, а чтобы жаворонки полакомились - внутрь зернышко прятали. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. (Смотри Приложение № 5)

Дети заранее пекут дома печенье. Выбегают с жаворонками на ниточках, показывают печенье. А также угощают всех, выходит девочка в сарафане, на рушнике выносит красивый поднос с печеньем.

  • 4 ученик: Существуют прекрасные православные традиции, связанные с птицами и приходом весны.
  • 5ученик: Так по старинной Русской традиции на праздник Благовещения 7 апреля выпускали птиц на свободу. Об этом обычае так написал А.С. Пушкин:

“В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

  • 6 ученик: “Родной обычай старины” в 1994 году был возрожден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор ежегодно в праздник Благовещения на Соборной площади Московского Кремля после Божественной литургии в Благовещенском соборе Кремля
  • 1 ученик: Святейший Патриарх Алексий II выпускает из клеток птиц.

Раньше москвичи перед этим праздником покупали птиц на Охотном ряду, теперь на Благовещение в небо взлетают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов. А Святейший Патриарх обычно привозит семь синичек, которых выпускает в московское небо совместно с учащимися православных гимназий и детьми прихожан московских храмов.

А если углубиться с историю праздника, то можно узнать, что в советское время впервые День птиц был проведён в 1924 году и его отмечали в первое воскресенье апреля. К сожалению, в последние годы эта прекрасная природоохранная акция в сумятице нашего времени была несколько забыта.

  • 2 ученик: Весной 1998 года детский журнал "Муравей" предложил возродить День птиц, праздник приурочили к 1 апреля.

(Выбегают дети, выносят в руках птиц из бумаги, всем показывают)

  • 3 ученик: Люди считают, что знают о птицах гораздо больше, чем о других животных. Ведь птицы — не только наши постоянные соседи, но и исконные персонажи сказок, былин, песен.

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете, с участием птиц.

Играют с детьми из зала

(Дикие лебеди, Гадкий утенок, Лиса и журавль…)

  • 4 ученик: Вспомните хотя бы журавля из японского фольклора — это же настоящий символ национальной культуры! Предки тесно переплетали образы различных птиц с человеческими чертами, такими как мудрость, сила, ловкость, щегольство и слагали целые легенды, дошедшие до наших дней в виде суеверий, например, что аист приносит счастье, кукушка отсчитывает оставшиеся годы жизни, а ворона каркает к беде.
  • 5 ученик: Ребята, а хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? А как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

  • 6 ученик: А какую пользу приносят птицы людям?

Подсказка

За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

  • 1 ученик Каждый год в конце марта — начале апреля из теплых стран возвращаются перелетные птицы, но найти себе жилье в наших городах, где парков и лесов, практически, не осталось, им непросто. Все меньше слышим мы весной гомон и щебет птиц. Но для того, чтобы они вернулись, и дети сегодня могли наблюдать их жизнь, а не только изучать ее по учебникам, нужно совсем немного.
  • 2 ученик Изготовление скворечников и других гнездовий имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становится ближе к природе, лучше понимает свое исконное единство с ней.

(Можно объяснить, как сделать скворечни или раздать листовки

Порядок изготовления деталей скворечника:

Вам нужно изготовить 7 деталей следующих размеров:

из доски шириной 20см – детали длиной 25-30см - 3 штуки (передняя и задняя стенки и верхняя часть крышки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 25-30см - 2 штуки (боковые стенки скворечника)

из доски шириной 15см - детали длиной 15-16см - 2 штуки (донышко скворечника и нижняя часть крышки ).

Важно! Посчитайте, пожалуйста, внимательно длину двух последних деталей - она зависит от толщины выбранных вами для изготовления домика досок!

Длина этих деталей = 20 см (Смотри Приложение №6)

В конце можно провести викторину с презентацией

Мини-викторина:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

4. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

5. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

7. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

8. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

9. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц?

(7 апреля - Благовещенье.) Смотри Приложение №7

Учитель:

Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых.

Мне бы хотелось напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты.

Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших!

Звучит песня “День добрый” из мультфильма “ Про кота Васю и охотничью котовасию”, все уходят. Смотри Приложение №1

(Если позволяет место и время, то ведущие могут провести игры, состязания или конкурсы)

Игры

1. Курица. Необходимо написать как “курица лапой”. Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово “солнце”.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их “грациозную” походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Состязания и конкурсы:

  • “Обыкновенные птицы”.

Каждая стая по очереди называет имена “обыкновенных” птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).

  • Состязание “Узнай голоса птиц”.

Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.

  • Состязание “Знаете ли вы птиц в литературе”.

Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.

  • Конкурс веселых художников.

Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, “украшения”, ноги и т. д.

  • Конкурс “Почему мы их так называем”.

Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.

Конкурс “Что ни шаг, то птица”.

На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.