Все дети – маленькие художники: каждый из них постигает азы изобразительного искусства, делает собственные открытия, принимает творческие решения. Творчество детей отражает их переживания и культурные корни. Они заняты открытием своего мира.
Обучая детей изобразительному искусству, взрослый должен стремиться успешно и закономерно развивать художественно-творческие способности детей, при этом выявлять и сохранять их индивидуальность, следуя главной цели – становление ребёнка как творческой личности. Замечено, что чем младше ребёнок, тем интенсивнее процесс его обучения. Так, например, с 1 года до 2-х лет ребёнок проходит путь не меньший, чем за всю начальную школу. Взрослый, воспитывающий ребёнка-дошкольника, становится свидетелем разворачивания заложенных в нём возможностей. Дети легко перенимают у окружающих их манеры, слова, формы выражения эмоций. Они – настоящие обезьянки, подражающие и хорошему, и плохому. Они постоянно чему-нибудь научаются, в них, как в зеркале, можно увидеть наиболее характерные чёрточки семьи.
Итак, в повседневной жизни, незаметно для себя, малыши учатся сложным вещам – это владение своим телом, в том числе тонкая моторика рук и речедвигательные функции (в этой связи детям четвертого года жизни характерно так называемое «проборматывание» своих действий: будь то игра, рисование, лепка и др. И это – норма.). Тем самым, ребёнок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения). Также эта способность ориентироваться в окружающем – в отношениях людей, предметов и их свойствах, в пространстве своего дома. В этом возрасте закладываются первые умения, связанные с активными действиями в мире – это простейшие навыки самообслуживания, начала игры, зачатки продуктивной деятельности. Всему этому ребёнок учится, по определению советского психолога Выготского Л.С., «спонтанно», «по своей собственной программе», хотя и при постоянной помощи взрослых. Качество овладения этими умениями у детей, как правило, очень высокое.
Целенаправленное обучение, когда
взрослый ставит перед собой и ребёнком задачу
овладения каким-то умением или способом
действий, появляется сравнительно поздно. Когда
ребёнок станет достаточно большим, чтобы
осмыслить эту задачу, понимать чего от него
хотят. Иначе, обучение взрослыми маленьких детей
сродни дрессировке и является некоторым видом
самообмана взрослых. Целенаправленное обучение
далеко не так эффективно, как спонтанное (это
касается ребёнка-дошкольника).
Например, нелегко научить малыша чему-нибудь:
чистить зубы, шнуровать ботинки, застегивать
пуговицы, обувь, если делать это впрямую, «в лоб».
Л.С. Выготский, вводя термины «спонтанного» и «реактивного» обучения, отмечал, что у детей раннего возраста результативное обучение может быть только «спонтанным» – «по программе самого ребенка»; у дошкольников – «спонтанно-реактивным», но, стоит заметить, что хоть у дошкольников, наряду со «спонтанным» обучением, добавляется «реактивное» (по программе взрослого), ведущим остается все же «спонтанное» обучение – «по программе самого ребёнка». И только у младших школьников возможен переход к реактивному обучению.
Для того, чтобы строить полноценное, целесообразное, эффективное обучение по программе взрослого, необходимо проанализировать закономерно сменяющие друг друга стадии процесса обучения «по программе самого ребёнка». Очень ярко особенности спонтанного обучения проявляются в изобразительной деятельности детей, когда они овладевают разными видами изобразительного материала, приемами, техниками и способами изображения.
Итак, I стадия – «Погружение, творческое манипулирование, экспериментирование» (стадия погружения в материал).
Это стадия, на которой происходит свободное экспериментирование с новым изобразительным материалом. Это глубоко творческий процесс приобретения ребёнком собственного, неповторимого, личностно-окрашенного опыта действий с разными материалами всеми доступными способами.
Даже умеющие неплохо рисовать дети, начинают разводить цветные «болота», экспериментируют с густотой краски, смешивают цвета, красят разные материалы – вату, бумажные обрезки, полоски, накладывают гуашь слоями и т.д. В результате кисточки быстро стираются, изводится много материала (красок, бумаги), а взрослый результата не видит. Но это – самоценное для ребёнка, творческая, исследовательская деятельность. Она сродни детской возне в луже с палочками, песком и листьями или строительству песчаных замков на берегу не тогда, когда есть замысел, а тогда когда ребёнок как бы погружается в материал без предварительного замысла, идет за ним, за его свойствами и возможностями.
Ребёнок исследует, испытывает эти возможности, действует с материалом всеми доступными ему способами, сообразуясь с тем, что получается и своим опытом. По мере появления вкуса к цветным пятнам и линиям, ребёнок как бы «отпускает» себя, расслабляется, двигая пятна и линии на бумаге, и сам следует за ними, забывая об окружающем и о том, что у него должно получиться. Такое рисование – прекрасный способ снятия напряжения, тренировки, сосредоточения. Оно имеет существенное психогигиеническое воздействие на большинство детей. Когда в него вовлекается возбудимый, расторможенный или излишне зажатый ребёнок, оно приобретает свойства естественного психотерапевтического средства.
А для детей трёх-четырёх лет такое «рисование» довольно естественно.
Взрослых это нередко смущает. Им жаль, что столько бумаги, кистей и красок переводится без видимого, казалось толку. Но вскоре убеждаются, что дети, погрузившись в стихию красок, заново проходят путь, на этапах которого недостаточно реализовали себя ранее.
II стадия – «Присвоение, «выращивание» способа действий»
Это основная стадия.
Для естественного изживания стадии каракулей характерно, что ребёнок, совершенствуясь в нанесении, например, штрихов на бумагу, приобретая известное богатство в них, теперь способен узнавать в случайном скрещении линий что-то знакомое и называть свой «рисунок» словом. Это узнавание соразмерно с уровнем развития воображения и фантазии детей. И именно в изобразительной деятельности это проявляется достаточно богато. На этой стадии среди способов действия с новыми материалами возникают те, которые наиболее предпочтительней для ребёнка, отработка этих способов, как предмета заинтересованного освоения и превращение их из самоценного предмета детской деятельности в ее средства.
Важно, что каждый (и большой, и маленький; и быстрый, и медлительный) ребёнок может полностью реализовать свою потребность в свободных действиях с красками и бумагой, приобрести свой собственный опыт, свое представление об этих материалах и их возможностях.
В процессе узнавания образов у ребёнка возникает вопрос: а как еще можно? Начинают возникать замыслы, порожденные возможностями материалов и личными впечатлениями.
Нередко, существующий в общечеловеческом опыте способ, ребёнок не усваивает как готовый, а открывает для себя заново, делает для себя открытие. Затем замечает, как выходит то же у другого, возникают варианты, нюансы и способ действия обогащается у обоих.
На этой второй стадии процесса усвоения разворачивается настоящая исследовательская деятельность, предметом которой являются собственно изобразительные свойства материалов.
III стадия – «Использование нового способа в собственной творческой деятельности»
Эта стадия может наступить только после полной реализации второй стадии. Важно, чтобы новый способ, в самом деле, превратился из предмета активности ребёнка в его личную возможность, способность, инструмент. На этой третьей стадии ребёнок использует полученные знания или умения в своих собственных лично-актуальных целях. Он делает новые средства инструментом своей собственной творческой деятельности. Именно в детстве закладывается возможность ребёнка создавать что-либо новое. Поэтому взрослым очень важно помнить о формировании у ребёнка-дошкольника творческого потенциала, способностей, которые позволят ему в дальнейшем самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
И, все-таки, почти всегда обучение, строящееся «по программе взрослого» у дошкольников, «страдает» недостаточностью последнего этапа – использования нового знания или умения в собственной творческой деятельности ребёнка в качестве средства, лично ему принадлежащего.
Итак, спонтанное обучение происходит только в условиях, когда разворачивается собственная деятельность ребёнка. Способность детей строить свою собственную деятельность – одна из важнейших предпосылок успешности обучения в дальнейшем.