Математическая игра "Поле чудес"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Форма мероприятия: игра.

Цели мероприятия: расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать товарищеские отношения; прививать интерес к изучению математики.

Оборудование:

  • крутящийся барабан со стрелкой;
  • две шкатулки;
  • ящик;
  • призы;
  • мультимедийный проектор.

Программа игры.

  1. Музыкальное вступление.
  2. Математическое вступление (стихи).
  3. Ознакомление с условием игры.
  4. Отбор первой тройки игроков.
  5. Игра первой тройки.
  6. Отбор второй тройки игроков.
  7. Игра второй тройки.
  8. Отбор третьей тройки игроков.
  9. Игра третьей тройки.
  10. Игра со зрителями.
  11. Финал.
  12. Супер игра.
  13. Заключительное слово.

ХОД ИГРЫ

I. Музыкальное вступление

Звучат позывные программы капитал – шоу «Поле чудес».

II. Математическое вступление (стихи)

Два чтеца открывают игру следующим стихотворением:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.

Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

III. Условия игры

Игра проходит по аналогии программы капитал – шоу «Поле чудес». В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, зрителям. Форма привета – песня, стихотворение, собственная поделка и т. д.
Если участник игры отгадает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна пустая, в другой сладкий приз.
Если выпадает приз, то ассистент выносит ящик, в котором находится приз (тетрадь, ручка, линейка и т. д.).
Если ученику выпадает сюрприз, то он вытягивает билет с заданием; если отвечает, то остается в игре с передачей хода; если не отвечает правильно, то выбывает из игры.
Если выпадает шанс, то можно выбрать из зала помощника, и он называет букву, а ученик может использовать подсказку, но может принять свое решение.
После того, как слово разгадано, участники занимают места в зале.

IV. Отбор первой тройки игроков

Уважаемые участники игры. Сегодня мы с вами посвятим нашу встречу самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике. Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».
Я хочу, чтоб вы сегодня убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как играть в различные игры. Надеюсь, что сегодня на игре нас ждет и радость, и успех и вы покажете свою одаренность.

Вопросы отбора первой тройки игроков.

  1. В каком числе столько же цифр, сколько букв его написании? (сто)
  2. Число, которое делится на все числа без остатка? (0)
  3. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0)

V. Игра первой тройки

Под музыку выходит первая тройка игроков и занимает места у барабана и ведущий представляет их, сообщает имя, класс.

Задание. Евклид и большинство древнегреческих математиков пользовались этим словом. А мы заменяем его словом «диагональ». Какой термин использовали ученые до 18 века?

Д

И

А

М

Е

Т

Р

1

2

3

4

5

6

7

«Диагональ» от латинского «идущий от угла к углу»; «диаметр» – от латинского «делящий пополам».

VI. Вопросы отбора второй тройки игроков

  1. Схема, состоящая из точек и отрезков, соединяющих эти точки? (график)
  2. Во втором классе они – простые, в седьмом – линейные, в восьмом – квадратные, а в десятом – тригонометрические. О чем идет речь? (об уравнениях)
  3. Как называется сотая часть числа? (процент)

VII. Игра второй тройки

Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.

Задание. В 1637 году этот известный французский математик ввел общепринятое в настоящее время обозначение степени числа: а2, а3, а4… Кто он?

Д

Е

К

А

Р

Т

1

2

3

4

5

6

Рене Декарт. Он же ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин (х, у, z…) и для коэффициентов (а, в, с…).

VIII. Вопросы отбора третьей тройки

  1. Счетный прибор, которым пользовались древние греки и египтяне? (абак)
  2. Единица длины, равная длине первой фаланги большого пальца руки? (дюйм)
  3. Близкий родственник квадрата? (прямоугольник)

IX. Игра третьей тройки

Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.

Задание. Он написал книгу «Книга абака», первым в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Эта последовательность носит его имя 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34…? Кто он?

Ф И Б О Н А Ч Ч И
1 2 3 4 5 6 7 8 9

X. Игра со зрителями

Задумай число, удвой его, отними 1, полученное число утрой, а к произведению прибавь 5. И, наконец, из последнего результата вычти увеличенное в 6 раз задуманное число. У вас у всех получилось … 2 !

Разгадка: (х · 2 – 1) · 3 + 5 – 6х = 6х – 3 + 5 – 6х = 2

XI. Финал

Ведущий приглашает финалистов к барабану и представляет их.

Задание. Как называли куб или шестигранник в Греции?

Г

Е

К

С

А

Э

Д

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

XII. Суперигра

Ведущий предлагает победителю суперигру.

Задание. Это выражение содержит 2 части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обеих частях выражения, которые требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь. Вообще – то, надо еще доказать, что это равенство оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучится над обеими частями. О каком математическом термине идет речь?

Т О Ж Д Е С Т В О
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Разрешается открыть любые две буквы. Дается 1 минута на размышление.

XIII.Заключение

Итак, мы закончили игру. Поздравляем (Ф. И. победителя) с победой и желаем дальнейших успехов.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает мир и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей… Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.
Нашу игру хочется закончить стихотворением Дмитрия Челышева «Геометрия удач».

У каждого из нас своя прямая,
Им пересечься только раз дано.
И в их пересеченьи мы встречаем
Свою беду, судьбу, удачу, но …

У каждого из нас своя окружность,
Не проходящий круг проблем, забот,
Потерянность, утраченность, ненужность
И новый к потепленью поворот.
У каждого из нас свой треугольник.
И, убегая от страстей своих,
Мы мечемся, настигнутые болью
И счастьем, поделенным на троих.

И как нас век кидает и ломает!
Но на губах так мало добрых слов.
У каждого из нас своя кривая.
И ломаная с множеством углов.