Занятие-путешествие "Доброта – вторая красота"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать умения раскрывать взаимосвязь внешнего и внутреннего мира человека;
  • развивать навыки соотносительного анализа, словесно-логическое и наглядно-образное мышление;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, сопереживания; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: карта путешествия по звездному небу, плакат с записью эпиграфа, звезды с записью пословиц, звезды из самоклеящейся бумаги, карточки с названиям человеческих качеств, разрезная азбука, аудиокассета с записью релаксационной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

2. Релаксация

(Звучит музыка).

– Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы очутились на цветущей поляне недалеко за озера. Вас окружает летнее многоцветие: белые душистые ромашки, голубые нежные незабудки, цветущие ярко-желтые лютики. Проведите рукой по траве. Почувствуйте, какая она мягкая. А сколько на поляне разноцветных бабочек! Желтые, ярко-красные и нежно-зеленые, они порхают от цветка к цветку и радуют ваш глаз. Перед вами нежно-голубое озеро. Свет от солнечных лучей переливается искрящимися бликами на воде. Вам хорошо. Вы легки и спокойны. Вдохните поглубже этот свежий воздух. Вдохните глубоко и поднимите руки вверх. Медленно выдыхая, опустите руки к груди. Вы вобрали в себя все тепло чудной полянки.

3. Вводная часть

– Красивая музыка, не правда ли? Я думаю, вы согласитесь со мной, что в жизни нас окружает  очень много красивого: природа, музыка, предметы, люди, наконец. Красоте поэты посвящают стихи, композиторы пишут музыку, художники изображают красоту. В подтверждение своих слов я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, который даст начало нашему занятию

4. Словарная работа

(Слово «эпиграф» написано на доске).

– Что такое эпиграф? (Объяснение слова «эпиграф» могут осуществлять дети по словарю).

5. Беседа с воспитанниками

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов.)
– Давайте вместе поразмышляем над этим высказыванием.
– Что значит прекрасно? Каким словом можно заменить это слово, чтобы значение фразы не потеряло смысл? (Великолепно, превосходно, красиво, безупречно.)
– Что значит красивая душа? Мысли? Какими качествами должен обладать человек с прекрасной душой?
– Что имеет ввиду автор высказывания, говоря о прекрасной одежде? (Одежда – внешность.)
– О каких видах красоты говорит нам автор? (Внешняя и внутренняя.) Почему он связывает эти два вида красоты?
В народе говорят: «Доброта – вторая красота»… Поэтому я предлагаю вам на время отойти от  внешней красоты и остановиться на внутренней красоте человека. Именно ей и будет посвящено наше занятие, которое пройдет в форме путешествия. Скажите, что необходимо иметь путешественнику, чтобы не заблудиться? (Карта.)
Кто-нибудь из вас видит в классе карту? Это означает, что на вашем пути встретилось первое препятствие. Место, где спрятана карта, зашифровано. Чтобы определить это место, вам необходимо собрать из букв слово. Но сначала придется найти и буквы. Где их искать вам подскажут звезды, расположенные на доске. Я попрошу по одному подходить к карте и брать по одной звезде. (На звездах буквы, из которых дети собирают слово «в шкафу», достают из шкафа карту, и вешают ее на доску.)

6. Путешествие

– Посмотрите на карту. Какие остановки встретятся на пути?

1. Звездная мозаика.
2. Планета мудрости.
3. Созвездие игр.
4. Космические пираты.
5. Неизвестная планета.

– Как вы видите, все названия остановок связаны с небом, космосом. Как вы думаете, почему?
Я предлагаю начать путешествие. И первая остановка – «Звездная мозаика».
Что такое мозаика? (Игра, в которой из частей необходимо собрать целое.) Вам тоже придется из частей собирать целое. Работать вы будете в парах. Каждая получит по одному заданию, в котором описано то или иное качество человека. Ваша задача – внимательно прочитать задание, отгадать качество, о котором говорится, и составить из лежащих перед вами букв слово, обозначающее данное качество. Затем прочитать слово, которое получилось у каждой пары, и отнести его к положительному или отрицательному качеству.
Двигаемся дальше. Мы приближаемся к следующей остановке «Планета мудрости».
Я уже говорила вам, что во все времена люди посвящали доброте свои различные произведения.
К ним относятся и пословицы. Планета мудрости приготовила вам сюрприз: у каждого из вас на парте лежит звезда (из картона). Возьмите каждый свою звезду и прочтите пословицу.

(Далее идет обсуждение пословиц).

Итак, на планете мудрости мы побывали, пришло время и поиграть. Тем более мы приблизились к планете «Созвездие игр».
Игра называется «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг, и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.
А теперь 2 шага вперед и 2 шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Отдохнули. Сядьте на свои места.
Следующая остановка «Космические пираты», а встреча с пиратами, как правило, всегда связана с трудностями, не правда ли? На этот раз пираты сделали так, что произошло столкновение двух планет, одна из которых – планета добра. В результате на планете добра появилось зло. Ваша задача помочь планете добра избавиться от зла. А избавиться можно только при помощи положительных человеческих качеств. Перед вами карточки, на которых перечислены человеческие качества.
Вы по очереди будете называть положительные качества. Хочу обратить ваше внимание на слова, которые мы не употребляли, написаны черным цветом. Как их назовем? (Отрицательные.)
Попробуйте образовать противоположные пары качеств (добрый – злой.)
Мы подошли к последней станции звездного неба – это неизвестная планета. Чтобы представить себе, что происходит на этой планете, послушайте небольшое сообщение:

Однажды на небе случилась беда:
Неведомо кто, почему и когда
Вдруг белыми сделал звезды и вот
Взгляните вокруг: белым стал небосвод.

Мы находимся на белой планете. Назвали ее так потому, что все на ней белое: и земля, и небо, и звезды. Посмотрите внимательно на планету. На самом деле на ней живут люди. Вы не сможете их видеть, потому, что они слились с общим белым фоном. Случилось это так: когда-то давным-давно они тоже жили в разноцветном мире, вокруг были красивые вещи, небо, деревья, звезды. Но пришла беда: на планету упала комета, осколки которой рассыпались по земле и поглотили все доброе и красивое, что было на ней. С тех пор планета белая, а помочь ей могут только люди, то есть вы, ребята.

7. Итог занятия

(Детям раздаются разноцветные звезды из самоклеящейся бумаги. Подходя к планете, они должны приклеить звезды, называя качество, которое они дарят белой планете.)

– А начать позвольте мне. Я дарю белой планете доброту, потому, что доброта – вторая красота. (Я дарю белой планете щедрость, чтобы люди, живущие на ней никогда не скупились на добрые поступки.)
Посмотрите теперь на созданную вашими руками планету. Пусть никогда никто из вас не забывает, что он способен сам сотворить себе добро, что важно в любой ситуации оставаться щедрым, справедливым, заботливым, добрым. Пусть на планете, на которой живем мы с вами никогда не поселятся равнодушие, жестокость, несправедливость.