Цель: Показать участие армавирцев в Великой Отечественной войне:
- научить использовать исторические источники для получения знаний по истории родного края;
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
- развивать патриотические чувства учащихся;
Задачи:
- оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме;
- формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и делать обобщения и выводы;
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся;
- формировать навыки поисковой работы.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма урока: Урок– экскурсия.
Оборудование:
а) персональный компьютер, мультимедийная установка, презентация;
б) экспонаты школьного музея;
в) записи песен “Землянка”; “Вставай страна огромная”.
План урока:
- Организационный момент (1–2 минуты).
- Постановка целей урока (2 минуты).
- Работа над темой урока с использованием музейных экспозиций (21 минута).
- Закрепление материала (10 минут).
- Подведение итогов (2 минуты).
- Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока
(Звучит мелодия.)
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед,
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И вот уж столько лет
Живут в сердцах твои осколки.
Учитель:
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок, посвященный 65-летию освобождения города Армавира от немецких захватчиков, и тема урока: “Армавир в годы Великой Отечественной войны”. И цель нашего урока: Показать участие армавирцев в Великой Отечественной войне. Задача урока: – Получить знания по теме с использованием музейных экспонатов. Проводим его в школьном историко-краеведческом музее боевой и трудовой славы.Учитель: В одном из стихотворений Константин Симонов сказал:
Словно смотришь в бинокль перевернутый
Все, что сзади осталось, уменьшилось…
Действительно, сегодня в мире так много информации, что порой память не может удержать все знания о событиях и людях. Но события, произошедшие 65 лет назад в истории нашего города, невозможно забыть.
Учитель: 23 января по праву относится к самым ярким и героическим страницам истории нашего города. В этот день в каждом доме будут вспоминать тех, кто не вернулся с фронта, кто принял на себя страшный удар, кто отстоял страну. И будут чествовать тех, кто дожил до сегодняшнего дня. Все человечество в неоплатном долгу перед героями, защитившими нас от порабощения, неволи и фашизма.
Учитель: Память об этих отважных героях храниться не только “в архивах пыльных”, но и в наших сердцах…
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведавших горя.
Июнь. Тогда еще не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
(Вниманию учащихся предоставляется экспозиция, посвященная учителям и ученикам школы, погибшим в войне.)
(Упражнение “Ожившее фото” ребята, глядя на фото должны представить, что происходило до запечатленного момента и после него?)
Детям следует ответить на вопросы:
- Каков был взгляд фотографа создававшего изображение?
- Почему объект изображения так посажен, одет, почему таково его окружение?
Учитель: Об одном выпускнике нашей школы нельзя ни вспомнить. Геогрий Сорокин. 3 августа 1944 г. в районе села Воломины (близь Варшавы) лейтенант Сорокин, находясь в засаде на своем Т-34, подпустив 4 бронетранспортера противника на 300 метров, расстрелял их в упор, сменил засаду и еще этой же участи постигли три машины. Танк Сорокина, покинув засаду, таранил две машины врага и начал давить гусеницами разбегающуюся пехоту. И опять смена засады. И вот главные; силы – восемь “Пантер”. Георгий открывает огонь по первой машине, затем по последней. И в этот момент болванка, немецкого танка угодила в борт Т-34.Заклубился дым, запахло горелым. Механик пытается скоростью сбить пламя, а на пути еще бронетранспортеры: и средние танки врага. Георгий на ходу бьет по БТР, а танк таранит, затем, тарани и второй. А Т-34 пылает как факел, и выбраться из него нет сил. Ранена рука, потеряно много крови. Но вот и свои. Георгий, наотрез отказался идти в санбат.
Превозмогал боль и пряча за спину руку, он пересаживается на другой Т-34. командир которого только что погиб, и снова в бой. Запылал вражеский “Тигр”, за ним – второй. Но и. машина Сорокина в огне. И опять ранение, только теперь уже тяжелое. В госпитале раны почти зажили. 16 марта 1945 г. в тяжелом бою, уничтожив три танка противника и до та фашистов, Георгий был тяжело ранен в руку, ногу и живот, а 17 марта он умер от ран. Указом. Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1.945 г.. Георгию Александровичу Сорокину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он в городе Мысли6уж (Польша).
Учитель: Назовите место, где находится памятная мемориальная доска?
(Музейно-образовательная игра “Таинственный предмет” ребята делятся на 2 команды и должны назвать его пять характеристик. Другая команда должна отгадать.)
Учитель: 7 августа 1942 года враг ворвался в горящий Армавир. Впервые же дни фашистами была создана штандарт комендатура. Как грибы выросли и другие не менее мрачные учреждения гитлеровцев: гестапо, полевая жандармерия, полиция, биржа труда. Словно из музейных хранилищ был извлечен даже бургомистр. Начались массовые аресты, пытки и казни.
167 суток находились враги в Армавире. Ни один день не был спокойным для захватчиков. Советские патриоты распространяли антифашистские листовки, нарушали связь, похищали оружие и боеприпасы, выводили из строя технику и автотранспорт, уничтожали солдат и офицеров вермахта. В период временной оккупации в городе действовала группа подпольщиков под руководством секретаря комсомольской организации средней школы № 3 (теперь № 7) Юрия Пажина. Оккупанты, находившиеся в Армавире, шумно праздновали наступление нового, 1943 г. В скверах и парке они вырубили все елочки. Потом начались безудержное пьянство и стрельба. Это было последнее торжество захватчиков в городе. Дни их были сочтены. Историческая победа под Сталинградом ускорила освобождение Северного Кавказа. В результате успешного наступления наших войск 23 января 1943 г. Армавир был освобожден частями 37-й и 9-й армий. В изгнании врага участвовали 11-й гвардейский стрелковый корпус 9-й армии под командованием генерал-лейтенанта И. Л. Хижняка. Одним из первых в Армавир вошел стрелковый полк Героя Советского Союза гвардии полковника П. Г. Поветкина.
Фашистские оккупанты превратили Армавир в груду развалин и пепелищ. Они полностью разрушили, взорвали и сожгли почти все промышленные предприятия, железнодорожные и коммунальные сооружения, учреждения связи, 9 электростанцию. Город остался без воды, хлеба и света. Около 1200 зданий было полностью разрушено и повреждено. По оценке правительственной комиссии городскому хозяйству был причинен материальный ущерб в размере почти 6 млрд. руб. Центральная часть города представляла собой сплошные руины. В ходе раскопок на месте расстрелов у противотанкового рва за поселком Красная Поляна было обнаружено 6680 трупов армавирцев.
Учитель: Назовите место, где находится памятники жертвам фашизма?
(Звучит песня “Землянка”.)
Учитель: А сейчас представьте себе ночь. Кубанский лес. Партизанская землянка.
Учитель: Широкий размах получило партизанское движение в крае. Мужество и отвагу в боях с гитлеровскими захватчиками проявили армавирские партизаны. 27 июля 1942 г., по решению Крайкома ВКПб, был. Создан Армавирский партизанский отряд, который совместно с другими отрядами Краснодарского края проводил боевые операции в лесах Спокойненского и Преградненского районов, а затем в лесах Кавказского заповедника. В отряде, которым командовал учитель одной из городских школ Григорий Михайлович Кадушкин, а комиссаром был второй секретарь нашего горкома партии Алексей Андреевич Васильев, насчитывалось 106 человек, в том числе 11 женщин. Больше половины личного состава – коммунисты и 12 комсомольцев, среди которых самый юный – отважный разведчик Леня Горб, павший смертью героя в неравном бою. Партизаны скрывались в кубанском лесу и жили в землянках. Копия такой землянки представлена и у нас в музее. Кто желает, может спуститься в нее.
Учитель: Какие у вас ощущения? Я предлагаю выполнить вам творческое задание.
(Музейно-образовательная игра “О чем говорят вещи” (гильза, планшет, письмо), что именно данные вещи, могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяевах.)
Учитель: Народные мстители, действуя, смело, и решительно, наводили ужас на врага, не давали ему покоя ни ночью, ни днем, мешали беспрепятственно продвигаться по дорогам. Взрывали мосты и дороги, портили телефонную связь, устраивали засады, поджигали склады, уничтожали обозы и живую силу, и технику, предателей и изменников Родины, И вот последний бой! 30 декабря 1942 года в станице Новопрохладной армавирский отряд был окружен большим отрядом немцев. Завязался кровопролитный бой, длившийся около 6 часов. Из окружения мы вышли, но потеряли 27 лучших бойцов нашего отряда.
Учитель: Назовите место, где находится братская могила армавирцев -партизан?
Учитель: Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем ярче высвечивает оно героические лица того времени. Это надежные, крепкие, мужественные, добрые люди – это их руками создавались великие дела, это они вынесли на своих плечах жесточайшую войну. Давайте назовем имена героев ВОв, чьи имена носят улицы города.
(Перечислить названия улиц носящих имена героев Вов (карта г.Армавира).)
Учитель: В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную без военную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили”.
Учитель: И так, сегодня на уроке познакомились с героическими страницами нашего города. Узнали, как участвовали армавирцы в освобождении родного города и страны от фашистских захватчиков.
Вопросы для закрепления:
- Назовите период оккупации города?
- Какое историческое событие ВОв способствовало освобождение Северного Кавказа?
- Назовите дату освобождения города Армавира.
- Какое участие армавирцы принимали в борьбе с фашистскими оккупантами?
- Назовите фамилии героев-армавирцев.
Учитель: Сейчас я прошу вас каждого подумать и определить для себя итог урока. Выберите один или несколько предложенных вариантов:
(Рефлексивные карты.)
- Узнал много нового.
- Многое знал, дополнил свои знания.
- Не узнал ничего нового.
- Появилось желание узнать больше о войне.
- Думаю, что стал лучше представлять, что такое война.
Учитель: Таким образом, тема урока раскрыта, цель урока достигнута, поставленные задачи решены.
Домашнее задание: написать эссе, эпиграфом к которому будут слова А. С. Пушкина.
"Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть
постыдное малодушие. "
Список литературы.
- ТетеновМ.И., Черников В.А. сборник очерков“Армавирцы в огне войны”, Армавир, 199 5г.
- Гончарова А.Н., Гончаров В.И. “АРМАВИР”, Краснодарское книжное издательство, 1983 г.
- Иванов Е.М. “Памятники Армавира”, Армавир, 2007 г.