Цели урока: ознакомить учащихся с историей открытия бензола; рассмотреть вопросы о строении бензола; познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами этого вещества, способами получения и применения бензола.
Оборудование: таблицы и транспаранты, модель молекулы, пластилин и спички, бензол, пробирки, фильтровальная бумага.
План урока.
1. Повторение и опрос.
2. работа по теме урока: изучение нового материала:
– историческая справка,
– физические свойства бензола – демонстрационный эксперимент,
– строение молекулы бензола – демонстрационный эксперимент,
– моделирование структуры бензола – работа в группах – чтение отрывка из книги
“Великие химики” и работа со слайдами,
– химические свойства бензола – демонстрационный эксперимент – получение бензола
– работа с учебником,
– применение бензола – работа по слайду.
3. Подведение итога урока. Домашнее задание.
Ход работы на уроке
1. Задания для опроса и повторения материала по теме “Углеводороды”.
Демонстрируем слайд с вопросами:
А. CnH2n+2, CnH2n, CnH2n-2, B. C6H14, C3H8, C2H2, C6H12, C6H10.
Вопросы к формулам:
– по общей формуле назвать гомологический ряд;
– подтвердить примерами из данных формул;
– назвать типы реакций характерных для этих рядов.
2. Работа по теме урока:
а. Историческая справка: открыт в 1825 году М.Фарадеем при изучении рудничных руд; Юстас Либих дал название “BENZOE” – ЛАДАН; 1860 год – Август Кекуле дал название гомологического ряда – aromata – от латинского духи.
б. Бензол – ароматический углеводород; проведем демонстрационный
эксперимент – у доски – исследуем (проводят учащиеся)
цвет –
запах –
отношение к воде – вода подкрашена бихроматом калия.
Вывод: бензол – жидкость бесцветная, с приятным запахом, легче воды и в ней не растворяется. Правила ТБ – работать осторожно! вещество действует раздражающе на кожу и органы дыхания.
в. Изучим состав молекулы: сравним состав бензола и гексана: C6H6 и C6H14.
Проверим на непредельность бензол т.к. в его составе на 8 атомов водорода меньше. Проведем демонстрационный эксперимент: к подкисленному раствору перманганата калия добавим бензол, смесь встряхнем и пронаблюдаем за изменениями – смесь расслоится, но изменения окраски раствора не происходит. Делаем вывод – в молекуле бензола нет кратных связей – реакция на непредельность не произошла.
1870 год – синтез бензола из ацетилена, его осуществил химик М.Бертло:
3 C2H2 ---- C6H6 – реакция протекает при нагревании, в присутствии катализатора и называется тримеризацией.
г. Групповая работа на местах : даны три модели ацетилена (они собраны заранее) – построить модель молекулы бензола.
Работу завершаем обсуждением: количество атомов водорода и углерода соответствует структуре, а вот с единицами валентностей непорядок – они остаются “лишними”.
д. Учитель зачитывает небольшой отрывок из книги “Великие химики” об открытии А. Кекуле структуры молекулы бензола. (Приложение)
Работаем со слайдами:
Рис.1 – современная форма записи молекулы бензола с внутренним электронным облаком.
Рис.2-первоначальная формула Кекуле – замкнутая – циклическая структура бензола.
Рис.3– структурная формула бензола с внутренними двойными связями – формула
Кекуле.
Вывод: структура молекулы бензола имеет двойные связи, что должно подтверждаться его химическими свойствами.
е. Изучим химические свойства бензола:
– начнем с реакции горения – проведем эксперимент – сжигаем полоску
фильтровальной бумаги, смоченную бензолом (соблюдая правила ТБ, над чашей с
водой). Обговариваем увиденное.
– реакции бромирования и нитрования бензола являются реакциями замещения
и протекают при особых условиях – наличие катализаторов. Уравнения реакций
заранее записаны на доске.
– превращение бензола в гексан и хлорирование бензола.
Вывод: у бензола проявляются свойства предельных и непредельных углеводородов т.е. реакции присоединения и замещения – специфика ароматических углеводородов, представителем которых и является бензол.
По систематической номенклатуре гомологический ряд носит название АРЕНЫ, с общей формулой CnH2n-6.
– получение и применение бензола рассматриваем, работая с учебником: стр.78.
Подводим итог работы на уроке по изучению ароматического углеводорода бензола – закрепляем, повторяя выводы по отдельным пунктам темы.
Домашнее задание.