На станицах методической литературы широко освещается опыт педагогических работников по организации театрально-игровой деятельности дошкольников. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т.е. играм, где сами дети (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения её содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н.С.Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации коснулась, прежде всего, способность к театральному творчеству.
Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевой игры. И в той и другой играющие берут на себя определённые роли и действуют в соответствии с тем, как развёртывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана как возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.
Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
- Это связано с недостатком учебного времени, т.е. общей загруженностью воспитателей.
- Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребёнка-дошкольника.
- У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства.
Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности.
- Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формирует у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
- Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и «свёрнутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средствами выразительности и другое.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном развитии ребёнка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
- исполнительское (речевое, двигательное)
- оформительское (декорации, атрибутика и др).
Становление компетентности ребёнка, готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включённость» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольника позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребёнка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие её развитию.
Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определённых условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности – и внешние условия, к которым относится и семья ребёнка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированное занятие по театрально-игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка».
Занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».
Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.
Мышка:
Вот так хатка-невеличка,
Из овчины рукавичка
На дороге лежит.
В рукавичке буду жить.
Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.
Заяц:
Серый зайчик-побегайчик
Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке
С перепугу потерял.
Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик-побегайчик. Пусти и меня.
Мышка: Иди ко мне жить.
Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.
Лиса:
По кусточкам, по лисам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норке где-нибудь,
Приютиться и уснуть.
Что это? Рукавичка! Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: Лисичку-сестричку пустите в рукавичку.
Мышка: Иди к нам жить.
Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.
Медведь:
Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежничку.
Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик-побегайчик.
Лиса: Я – лисичка-сестричка. А ты кто?
Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить.
Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно.
Медведь: А что же мне делать?
Сказочница показывает медведю белую рукавичку.
Медведь: (опускает голову) Нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А она совсем не нарядна. Я не хочу такую рукавичку.
Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь? Как мы поможем мишке? Мы украсим рукавичку красивыми узорами.
Дети разрисовывают каждый свою рукавичку.
После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенные рукавички медведю.
Таким образом, развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, дети учатся внимательно следить за сюжетом сказки, дослушивая её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказок. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!