Компетентностный подход в образовании – путь к повышению его качества

Разделы: Администрирование школы


Перед выступлением я провела шуточный тест: раздала каждому педагогу карточку с нарисованной  физиономией, не объясняя,  для чего я это сделала, просто предложила выбрать каждому для себя понравившуюся мордочку.

А затем показала  слайд 2, и  мы проверили: кто и с каким настроением пришел на педсовет. Это была, так называемая, шуточная настройка на работу. Можно этот тест провести после педсовета, заранее не объясняя его цели, а потом сделать вывод.

Лицо педсовета

img026

  Интерес                             Безразличие                           Чувство                           Непонимание
(мне все равно)                    удовлетворения

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

А. Дистервег

(Слайд 3)

– «Как учить детей?»;
– «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов?»;
– «Каким способам деятельности обучать детей?».

Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
Для того,  чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности и компетентности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, если хотите, того портрета учителя, к которому хотелось бы стремиться.  Успешный учитель  всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.
Что такое компетентность в принципе?

(Слайд 4)

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это: (Слайд 5)

  • Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка  методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
  • Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
  • Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Рассмотрим педагогические критерии компетентности  учителя. (Слайд 6)

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)

Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН).  Это:

  • Учебно-информационные умения
  • Учебно-логические умения
  • Учебно-управленческие умения

Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне.  Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

Четвертый  критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это т от человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Пятый  критерий – образования педагогов и повышение квалификации.  Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой  рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

Эти размышления можно разделить на два вида:

  • Размышления, претворенные в действие  (т.е. придумал и сделал)
  • Размышления по поводу совершенных действий  (т.е. анализ  совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Рассмотрим психологические критерии компетентности учителя  (Слайд 7)

«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.

1. Интерес, мотивация.

Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

2. Сознательное обучение.

Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».

Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:

  • Как на уроке создана установка быть внимательным;
  • Как использованы внешние особенности наглядного материала
  • Как организована смена видов деятельности
  • Как учитываются возрастные особенности
  • Как организована активность учащихся

Рассмотрим личностные критерии компетентности учителя  (Слайд 8)

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя.
Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность

  • интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
  • адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
  • доброжелательность реакции учителя на возбуждение
  • уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

  • общение с хорошей литературой, искусством, природой
  • общение с интересными людьми, любовь, дружба
  • общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь, и говорить нечего.  Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?

3. Творческое начало личности

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это  с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
Как часто,  посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель  просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все.
«Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя.  Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

6. Настойчивость, дисциплинированность

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели  и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Я провела опрос среди учащихся 8-11 классов нашей школы, чтобы определить первостепенность требований к современному учителю. Я думаю, что требования были и будут всегда практически одинаковыми во все времена. Что же ценят ученики в первую очередь, на развитие каких приоритетов должен обратить внимание учитель?
Давайте посмотрим вместе с вами

Критерии оценки учителя учениками нашей школы (Слайд 9)

(анкеты с вопросами я раздавала ребятам предварительно, предложив им ряд критериев качеств учителя для того, чтобы они расставили их по степени важности с точки зрения ученика)

Эти критерии:  (Слайд 10)

Стать компетентным  в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство,  учителю помогают

Различные образовательные технологии (Слайд 11)

Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету.
Она является общей для всех.  Если методика направлена на решение задача: чему учить, зачем учить, как учить, то технология отвечает на третий вопрос с дополнением -  как учить результативно!
Существует много различных технологий. Каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя.

  • Традиционные технологии
  • Игровые технологии
  • Тестовые технологии
  • Модульно-блочные технологии
  • Интегральные технологии
  • Технологии опорных сигналов
  • Технология адаптивной системы обучения

Мы не будем сейчас рассматривать все эти технологии, потому что следующий педсовет проводят учителя начальной школы, у них тема так и называется «Современные образовательные технологии».
Говоря о корпоративной этике учителя, надо заметить, что Функции общения со своими коллегами им выбираются разные. (Слайд 12)
Например:

1. Информационная – взаимодействие учителя со своими коллегами состоит в обмене между ними информацией.
2. Социально-перцептивная – в этом случае идет восприятие учителем другого участника и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание его проблем. Нам так часто не хватает именно этого общения. Мы черствеем душой, наоборот становимся более жестокими друг к  другу.
3. Самопрезентативная – в актах общения осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения.
«Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».
4. Интерактивная – при общении происходит обмен идеями, образами и действиями.
5. Аффективная – общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция. Предлагаю чаще отдыхать вместе, ходить на природу.
Рассмотрим, как же осуществляется компетентностный подход именно в нашей школе на уроках.

Компетентностный подход на уроках математики  (Слайды 13-15)

Социально-трудовая компетенция

Данная компетенция реализуется на уроках у таких учителей, как Гордиенко А.П. учителя математики, Макаровой  Е. П. учителя математики, Колошиной  И. А. учителя начальных классов, Макеева Н.Ф. учителя начальных классов, Присада Л.Н. учителя начальных классов.

Использование на уроках систематически  различных вариантов моделей устного счёта, в результате  получаем обратную связь с хорошими результатами.
Таким образом, развивается у обучающихся способность применения умения вычислять  в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у обучающихся, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

Учебно-познавательная компетенция

Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Такая компетенция присуща таким учителям как Макаровой Е.П. учителю математики, Бобыревой С.В. учителю биологии и химии, Зинченко И.Н. учителю истории и обществознанию,  Ковальцовой Т.В. учителю православной культуры, географии, учителям начальных классов.

Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, в ходе  работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Компетентностный подход на уроках МХК, истории и обществознания  (Слайд 16)

Информационная компетенция

В настоящее время обучающиеся проявляют большой интерес к учебным презентациям. Для детей очень важно увидеть услышанное и участвовать в процессе изучения нового, именно посредством нового. Во время презентации, какой-либо новой темы, дети сосредоточены  и с огромным вниманием стараются вникнуть в суть проблемы.

Применение презентаций на уроках истории и обществознания у учителя Зинченко И.Н., химии – Бобыревой С.В., географии –  Ковальцовой Т.В., повышает интерес обучающихся к предметам. Как и всё новое презентации вызывают  огромный интерес, разнообразят и насыщают уроки, развивают внимательность и  сообразительность. Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения  нового материала, закрепления и проверки знаний. За счёт презентаций происходит увеличение  объёма информации, представляемой в визуальной форме, использование таких методов  обучения как наблюдение и эксперимент.

Например: учитель истории, обществознания Зинченко И. Н. организует  на своих  уроках работу с текстом, использует рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таких  уроках Игорь Николаевич  выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Компетентностный подход на уроках иностранного языка (Слайды 17-19)

Коммуникативная компетенция

Еще одна технология, используемая на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь) - интерактивный метод. Новые информационные технологии открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Поэтому учащиеся на уроках иностранного языка у учителя Гордиенко О.Г.   широко применяют метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем.

             

Компетентностный подход на уроках химии (Слайд 20)

Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере  самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки  учебно-познавательной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владение  приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. 

В рамках этой компетенции Бобырева С. В. учитель химии и биологии определяется требования соответствующей функциональной грамотности:  умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Компетентностный подход на уроках русского языка  (Слайд 21)

Часть заданий ЕГЭ направлена на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника.

Так на уроках русского языка учителя Ряполова В. И., Пономаренко Н. А., Шинкарь И. В. применяют следующие задания для подготовки к ГИА:

  • элементарную лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи);
  • языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  • коммуникативную компетенцию (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуации общения).

Компетентностный подход на уроках физики (Слайды 22-23)

Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. На уроках физики учащимся предлагается проводить рефлексию по следующему алгоритму:

  • Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.
  • Проведи самоконтроль.
  • Проведи самооценку.

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Компетентностный подход на уроках физической культуры (Слайды 24)

На уроках физической культуры учителя Вакуленко Н. А. и Рыжков А. Е. применяют следующие компетенции.

Ключевые компетенцииспособность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках по физической культуре, при ходьбе на лыжах, бега на длинные дистанции, плавании).
Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает).

Обобщенные предметные умения: к ним относятся умения выполнять правильно физические упражнения (плавать, бегать, ходить на лыжах, играть в различные спортивные игры).

Прикладные предметные умения: это умение выполнять физические упражнения вне школы. Например – по окончании школы, на службе в армии, в туристических походах, на различных состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека.

Жизненные навыкинеобходимы для поддержания здорового образа жизни посредством занятий физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях, например: переправиться через водную преграду (когда нет плавсредств), оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и т.д. Все это можно назвать функциональной грамотностью в области физической культуры

Компетентностный подход на уроках географии (Слайд 25)

На уроках географии присущи такие компетенции как ключевая, учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая.

На уроках географии у Ковальцовой Т. В. учащиеся учатся  анализировать, сопоставлять полученную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы; прогнозы, получают знания из реальной действительности (использование статистических данных, карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся).

Компетентностный подход на уроках в начальных классах (Пономаренко Н.А., Колошина И.А., Присада Л.Н., Макеева Н.Ф.) (Слайд 26)

Информационная  компетенция  реализуется  в 3–4 классах, т. к. она подразумевает использование  ребёнком различных информационных ресурсов.

Ученикам  предлагаются задания такого типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте с помощью  принтера любую информацию о древнегреческом учёном».

Социально-трудовая компетенция

Например,  на уроках применяются различные варианты  работы на этапе устного счёта. Затем детям предлагается  контрольная работа  с пятью видами заданий на устный счет, в результате  которой  получаем  обратную связь с хорошими  результатами. Таким образом, развивается  у детей  способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях.

И,  расставаясь с вами, я хотела бы предложить вам несколько Необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились.
Думаю, они понравятся и вам.  (Слайд 27)

– Люблю предмет, который я люблю
– Мне такт и интуиция опора
– Я горы вмиг с ребятами сверну
– Я слушаю других – какое чудо!
– Я и творить, и натворить умею
– Свои ошибки детям я прощаю
– Мне юмор в детстве подмешали в молоко
– Я знаю мало, и я это знаю
– Я от души со всеми терпелива!
– Профессия досталась мне от Бога!

Всем вам я хочу подарить на память эти, может быть на первый взгляд, странные выражения. Но, согласитесь, в них что-то есть!

Решение педагогического совета (Слайд 28)

– Спасибо всем за внимание к моей презентации! (Слайд 29)