Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев.
  2. Воспитывать интерес к книге.
  3. Приобщить детей к чтению.

Оборудование:

  1. Выставка книг.
  2. Выставка детских рисунков.
  3. Ноутбук.
  4. Экран.
  5. Колонки.
  6. Проектор.

Ход урока

Учитель. Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным. Пожалуй, все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается.

Получиться это может у того, кто любит читать. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку – сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней игры-путешествия “В гостях у сказки” (Презентация) (Слайд 1) заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению. (Слайд 2)

Ведь еще А.С.Пушкин говорил (Слайд 3):

“Что за прелесть эти сказки!
Каждая из них поэма!”

Звучит музыка (Слайд 4, 5). На сцену выходят девочка Маша и мальчик Витя.

Маша.

Мы подрастем, другими станем.
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!

Витя.

И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час.

Исполняется песня из к/ф “Новогодние приключения Маши и Вити” (муз Г. Гладкова, сл. В. Лугового).

На припев выходит Сказочник в стилизованном под старину русском национальном костюме.

Сказочник.

Я хожу по всей планете,
Чтоб все взрослые и дети
Сказки добрые любили
И добрее сами были.
Здравствуйте, мои друзья!
Отгадайте, кто же я?

Дети. Сказочник!

Сказочник. Правильно, ребята. Я – добрый сказочник. А вы любите сказки? Да? Сейчас проверим. Давайте посоревнуемся. Кто знает больше сказочных героев? (Дети по очереди называют сказочных героев.)

Сказочник. Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам сказку, участниками которой будете вы сами.

Жили в одном волшебном лесу разные звери. Жили там вороны, которые летали целый день и каркали себе на здоровье. Ребята, как кричат вороны?

Дети. Кар-кар!

Сказочник. А как они летают? Давайте расставим руки в стороны и помашем ими.

Жили там собаки, которые лаяли. Ребята, как собаки лают?

Дети. Гав-гав!

Сказочник. Жили там поросята, которые что делали? Хрюкали! А как поросята хрюкают?

Дети. Хрю-хрю!

Сказочник. Жили в волшебном лесу утки, которые крякали. Как утки крякают?

Дети. Кря-кря.

Сказочник. Жили в этом волшебном лесу разные звери. Лес этот был волшебный, как я говорил, и поэтому все звери, даже хищные, были добрые и дружили друг с другом. И жил в этом сказочном, волшебном лесу… Я не буду называть вам этого зверушку, лучше он споет песенку, а вы ему поможете, подпоете. Ведь этого зверушку вы все хорошо знаете.

Появляется Чебурашка, исполняется песня на слова Э. Успенского (Слайд 6).

Сказочник. Узнали зверушку, ребята?

Дети отвечают.

Сказочник. Молодцы!

В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих,
Позовем скорее их!

Звучит музыка (Слайд 7). Выходят сказочные герои.

Сказочник. Итак, в путь! В гости к любимым сказкам.

Дети в костюмах загадывают загадки.

  1. На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился…. (Колобок).
     
  2. Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    Ну-ка, скажи нам имя ее… (Красная Шапочка).
     
  3. Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький, крючком,
    Вместо туфелек – копытца.
    Трое их – и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?...(Три поросенка).
     
  4. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… (Айболит).
     
  5. Толстяк живет на крыше,
    Летает он всех выше…. (Карлсон).
     
  6. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? …(Три медведя.)
     
  7. Она красива и мила,
    А имя ее – от слова “зола”. (Золушка.)
     
  8. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
    Шалунишка наш… (Малыш).

Сказочные герои уходят.

Ведущий. Жили-были три славных гнома – Загадалка, Забывалка и Путалка. Теперь досье на наших гномиков. Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания. Забывалка читал не меньше, точнее сказать, он “глотал” книги и поэтому быстро забывал их содержание. Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить, вечно напутает что-нибудь.

На сцене три героя.

Забывалка. А я сегодня русскую народную сказку прочитал!

Путалка. Здорово!

Загадалка. А как она называется?

Забывалка. Не помню…

Загадалка. Ну, вспомни, кто там был?

Забывалка. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили.

Путалка. Что вытащили?

Забывалка. Не помню…

Путалка. Ну ты даешь, Забывалка! Все забыл! Недаром тебя так зовут. Я, кстати, тоже русскую народную сказку прочитал, но все помню.

Забывалка. Ну-ка, расскажи!

Путалка. “Серебряное яичко” называется. Жили себе мальчик и девочка, и был у них крокодил Гена. Снес крокодил яичко: яичко не простое. Серебряное. Мальчик бил-бил– не разбил, девочка била-била– не разбила, слониха бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Мальчик и девочка плачут; крокодил кудахчет “Не плачь мальчик, не плачь девочка. Я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое”.

Ведущий. Как я вижу, вы все любите загадывать, путать и забывать. А наши ребята всех героев из сказок знают и помнят.

Забывалка. А мы сейчас их проверим.

Загадалка задает вопросы.

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
  2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка.)
  3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку: “Одна голова хорошо, а две лучше”? (Змей Горыныч.)
  4. В какой русской народной сказке брат не слушал сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Аленушка и братец Иванушка”; попил из лужи – и превратился в козленка.)
  5. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, говорят умным, взрослым языком? (Теремок.)
  6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась не квалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка.)
  7. Назовите героиню французской сказки. Которая получила свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка.)
  8. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах.)
  9. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила.)
  10. Семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба.)

Учитель. Ребята! Все сказки в красивых детских книгах оформляются красочными иллюстрациями, картинками. Очень много людей стараются сделать так, чтобы вам было интересно читать книги. А еще сказки записываются на пластинки, кассеты, CD– диски. Это делают для маленьких детей, которые еще не научились читать, но ведь им также как и вам хочется попасть в волшебный мир сказок.

Сейчас я вам покажу иллюстрации из сказок, а вы внимательно посмотрите и угадайте, что это за сказки. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12).

Выходят три ученика и проводят игру “Веселые мартышки”.

Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску, оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я число три – все с гримасами замри. (Игра повторяется.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Я вижу, и сказки вы любите, и книжки читаете!

Забывалка. И самое главное, ничего не забываете!

Путалка. И ничего не путаете!

Загадалка. И даже можете друг с другом посоревноваться.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы знаете очень много сказок, знаете их текст и можете угадать сказку по фильмам, картинкам. Читайте сказки, они помогут вам в жизни. (Слайд 13 ). Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Исполняется песня.