Цели:
- Вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев.
- Воспитывать интерес к книге.
- Приобщить детей к чтению.
Оборудование:
- Выставка книг.
- Выставка детских рисунков.
- Ноутбук.
- Экран.
- Колонки.
- Проектор.
Ход урока
Учитель. Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным. Пожалуй, все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается.
Получиться это может у того, кто любит читать. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку – сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней игры-путешествия “В гостях у сказки” (Презентация) (Слайд 1) заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению. (Слайд 2)
Ведь еще А.С.Пушкин говорил (Слайд 3):
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая из них поэма!”
Звучит музыка (Слайд 4, 5). На сцену выходят девочка Маша и мальчик Витя.
Маша.
Мы подрастем, другими станем.
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
Витя.
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час.
Исполняется песня из к/ф “Новогодние приключения Маши и Вити” (муз Г. Гладкова, сл. В. Лугового).
На припев выходит Сказочник в стилизованном под старину русском национальном костюме.
Сказочник.
Я хожу по всей планете,
Чтоб все взрослые и дети
Сказки добрые любили
И добрее сами были.
Здравствуйте, мои друзья!
Отгадайте, кто же я?
Дети. Сказочник!
Сказочник. Правильно, ребята. Я – добрый сказочник. А вы любите сказки? Да? Сейчас проверим. Давайте посоревнуемся. Кто знает больше сказочных героев? (Дети по очереди называют сказочных героев.)
Сказочник. Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам сказку, участниками которой будете вы сами.
Жили в одном волшебном лесу разные звери. Жили там вороны, которые летали целый день и каркали себе на здоровье. Ребята, как кричат вороны?
Дети. Кар-кар!
Сказочник. А как они летают? Давайте расставим руки в стороны и помашем ими.
Жили там собаки, которые лаяли. Ребята, как собаки лают?
Дети. Гав-гав!
Сказочник. Жили там поросята, которые что делали? Хрюкали! А как поросята хрюкают?
Дети. Хрю-хрю!
Сказочник. Жили в волшебном лесу утки, которые крякали. Как утки крякают?
Дети. Кря-кря.
Сказочник. Жили в этом волшебном лесу разные звери. Лес этот был волшебный, как я говорил, и поэтому все звери, даже хищные, были добрые и дружили друг с другом. И жил в этом сказочном, волшебном лесу… Я не буду называть вам этого зверушку, лучше он споет песенку, а вы ему поможете, подпоете. Ведь этого зверушку вы все хорошо знаете.
Появляется Чебурашка, исполняется песня на слова Э. Успенского (Слайд 6).
Сказочник. Узнали зверушку, ребята?
Дети отвечают.
Сказочник. Молодцы!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих,
Позовем скорее их!
Звучит музыка (Слайд 7). Выходят сказочные герои.
Сказочник. Итак, в путь! В гости к любимым сказкам.
Дети в костюмах загадывают загадки.
- На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…. (Колобок).
- Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну-ка, скажи нам имя ее… (Красная Шапочка).
- Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?...(Три поросенка).
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
- Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше…. (Карлсон).
- Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? …(Три медведя.)
- Она красива и мила,
А имя ее – от слова “зола”. (Золушка.)
- Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш).
Сказочные герои уходят.
Ведущий. Жили-были три славных гнома – Загадалка, Забывалка и Путалка. Теперь досье на наших гномиков. Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания. Забывалка читал не меньше, точнее сказать, он “глотал” книги и поэтому быстро забывал их содержание. Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить, вечно напутает что-нибудь.
На сцене три героя.
Забывалка. А я сегодня русскую народную сказку прочитал!
Путалка. Здорово!
Загадалка. А как она называется?
Забывалка. Не помню…
Загадалка. Ну, вспомни, кто там был?
Забывалка. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили.
Путалка. Что вытащили?
Забывалка. Не помню…
Путалка. Ну ты даешь, Забывалка! Все забыл! Недаром тебя так зовут. Я, кстати, тоже русскую народную сказку прочитал, но все помню.
Забывалка. Ну-ка, расскажи!
Путалка. “Серебряное яичко” называется. Жили себе мальчик и девочка, и был у них крокодил Гена. Снес крокодил яичко: яичко не простое. Серебряное. Мальчик бил-бил– не разбил, девочка била-била– не разбила, слониха бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Мальчик и девочка плачут; крокодил кудахчет “Не плачь мальчик, не плачь девочка. Я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое”.
Ведущий. Как я вижу, вы все любите загадывать, путать и забывать. А наши ребята всех героев из сказок знают и помнят.
Забывалка. А мы сейчас их проверим.
Загадалка задает вопросы.
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка.)
- Кто из сказочных героев очень любил поговорку: “Одна голова хорошо, а две лучше”? (Змей Горыныч.)
- В какой русской народной сказке брат не слушал сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Аленушка и братец Иванушка”; попил из лужи – и превратился в козленка.)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, говорят умным, взрослым языком? (Теремок.)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась не квалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка.)
- Назовите героиню французской сказки. Которая получила свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка.)
- Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах.)
- Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила.)
- Семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба.)
Учитель. Ребята! Все сказки в красивых детских книгах оформляются красочными иллюстрациями, картинками. Очень много людей стараются сделать так, чтобы вам было интересно читать книги. А еще сказки записываются на пластинки, кассеты, CD– диски. Это делают для маленьких детей, которые еще не научились читать, но ведь им также как и вам хочется попасть в волшебный мир сказок.
Сейчас я вам покажу иллюстрации из сказок, а вы внимательно посмотрите и угадайте, что это за сказки. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12).
Выходят три ученика и проводят игру “Веселые мартышки”.
Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску, оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я число три – все с гримасами замри. (Игра повторяется.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Я вижу, и сказки вы любите, и книжки читаете!
Забывалка. И самое главное, ничего не забываете!
Путалка. И ничего не путаете!
Загадалка. И даже можете друг с другом посоревноваться.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы знаете очень много сказок, знаете их текст и можете угадать сказку по фильмам, картинкам. Читайте сказки, они помогут вам в жизни. (Слайд 13 ). Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Исполняется песня.