Цели урока:
- ознакомить с признаками однородных членов предложения;
- развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
- конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
- обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
- формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
- делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
- работать над выработкой орфографической зоркости.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология деятельностного метода.
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Оборудование урока:
- презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
- схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
- дидактический раздаточный материал;
- карточки для дифференцированного индивидуального задания;
- учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с
индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным
карточкам с дифференцированным заданием.
2. Орфографическая работа
а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:
Любуешься лесом, слышишь шум листвы, трепетные берёзки, краснеет на веточке, осенние листья, городской сад, резкий ветер, осторожная стрекоза, зелёное пастбище, интересный рассказ.
б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:
– Разбери слова по составу:
Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.
– Работа с классом:
– назовите слово, которое нельзя перенести
(сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад;
распространённое предложение со словом сад (устно).
в) Проверка синтаксического разбора предложения:
В городском саду завершились осенние работы.
– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?
3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний
объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).
Наши задачи на уроке:
(Слайд 2)
– научиться находить в тексте однородные
подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в
таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами
в своей речи.
5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока
а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?
Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.
Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.
1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в
тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в
тёплые края.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают
– Уточним сведения о главных членах
предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие?
(Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются
одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся?
(Относятся к одному и тому же члену предложения –
сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и
той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся?
(Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных
членов.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.
б) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.
в) Продолжим редактирование текста
(Слайд 5)
Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.
Ваш вариант исправленного текста:
1 – Перед отлётом они волнуются, кричат,
суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и
суетятся.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? они
Что делают? волнуются, кричат,
суетятся.
– Уточним сведения о главных членах
предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые?
(Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются
одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся?
(Относятся к одному и тому же члену предложения –
подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и
той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся?
(Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.
г) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.
6. Физкультурная минутка
(Слайд 7)
Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
7. Первичное применение знаний
– Продолжим работать с предложениями,
содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):
Натуралист – (из франц. языка) – человек,
исследующий и изучающий природу, мир животных
и растений.
Натуралистом могут быть писатели,
путешественники, журналисты, умеющие заметить
необычное в обычных предметах и явлениях,
записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя
Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?
Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
Познакомимся с зарисовкой писателя.
– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются
при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются
при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение:
сказуемые в нём выражены именами
прилагательными: Что? Утро. Утро какое?
Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.
8. Домашнее задание
(Слайд 9)
Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.
9. Закрепление изученного
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие
однородные члены предложения в 1 части? (Однородные
подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С
интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего
предложения 1 части: понижается или повышается
голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление
закончилось, тон голоса понижается. Об этом
напоминает «Золотой ключик»:
прочитайте информацию на стр. 103.
б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными
крылышками»? Какое сравнение наблюдается –
явное или скрытое? Как называется такой приём в
литературе, когда присутствует скрытое
сравнение? (Метафора)
– Самостоятельная работа со 2 частью
упражнения (запись предложений, подчёркивание
основы предложения).
10. Итог урока. Релаксация
(Слайд 10)
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на
уроке.
Я знаю:
– Какие члены предложения называются
однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные
подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не
огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков.
У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!
(Слайд 11)