Лексико-грамматическое занятие для детей средней группы с ОНР III уровня "Путешествие в весенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Речевые задачи:

  • активизировать, расширять словарь по теме;
  • уточнить употребление предлогов на, под;
  • закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  • закрепить умение составлять описательный рассказ.

Познавательная задача: уточнить и расширить представления детей о насекомых.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к речи товарища;
  • воспитывать бережное отношение к живым существам.

Развивающие задачи: развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, память, общую и мелкую моторику.

Речевой материал:

I словарь:

  1. предметный: гусеница, шмель, божья коровка, стрекоза, кузнечик, жук, бабочка, насекомые;
  2. глагольный: летать, кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:
  3. словарь признаков: зелёный, красный, чёрный, коричневый, жёлтый, разноцветная.

II грамматический строй: согласование слов в предложении.

IIIсвязная речь: рассказ - описание о насекомом.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, резиновые игрушки (насекомые), атрибуты, изображающие лес, ширма (ворота), картонный замок, музыкальные записи.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Дети! К нам сегодня пришли гости. Давайте представимся и поприветствуем их.

Кто пришёл на занятие?

Каждый ребёнок. На занятие пришёл (называет имя).

Здравствуйте! (прохлопывают слово)

Логопед. Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе с приходом весны? (Ответы детей). Хотите отправиться в путешествие в сказочный весенний лес? Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо к нему подготовиться.

Самомассаж.

Вы готовы, глазки? (Поглаживание век)

Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей)

Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, ручки? (Поглаживание рук)

Да! Хлопают в ладоши.

Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног)

Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, детки? (Дети обхватывают себя)

Да! (Хлопают в ладоши)

Логопед. Теперь можно отправляться в путь.

Появляется Леший. Куда это вы собрались?

Дети. В сказочный лес.

Леший. Вот размечтались. Не пущу!

Логопед. Дети! Как вы думаете, кто это?

Спрашивают все вместе. А ты кто такой? И почему нас в лес не хочешь пустить?

Леший. Я - Леший. Зима на дворе. Все лесные жители спят.

Логопед. Что ты, Леший. Весна пришла. Птицам надо гнёзда вить, птенцов выводить.

Леший. Ишь, какие умные. Я построил ворота в лес и повесил замок. Вот если замок откроете, то и в лес попадёте.

Логопед. Справимся с этим заданием?

Дети. Да.

Пальчиковая гимнастика "На двери висит замок"

Снимают замок.

Логопед. Замок открыли, а ворота не открываются.

Леший. Поверили, размечтались. Думали, замок откроете и в лес попадёте?! Отгадайте мои загадки, тогда пущу в мой лес.

Загадки о насекомых.

По мере отгадывания логопед переворачивает предметные картинки, закреплённые на ширме.

Летит через сад и гудит,
Мохнат, полосат и сердит. ( Шмель)

Летит, жужжит, шумит,
На землю садится, а никто не боится. (Жук)

От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает. (Бабочка)

Красная капелька в чёрную точку
К солнышку в гости ползёт по листочку. (Божья коровка)

Ей не сидится на цветке, ей нравится летать -
На насекомом языке с подружкой стрекотать. (Стрекоза)

Как повадилась в леса шерстяная колбаса!
Что ни попадя жуёт
Вот прожорливый живот! (Гусеница)

С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка, -
Зелёная спинка. (Кузнечик)

Логопед. Вы отгадали все загадки, может ворота откроются.

Ворота не открываются.

Беседа о насекомых.

Логопед. Как одним словом можно назвать всех тех, о ком отгадали загадки? Каких ещё насекомых вы знаете? (Ответы детей)

Что приносят нам насекомые: вред или пользу? А мы можем принести им вред?

Давайте расскажем о насекомых небольшое стихотворение.

Координация речи с движением.

Прилетала к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела (на каждое название насекомого загибают пальцы на руках)

А за нею шмель - шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (делают из пальчиков кружки и подносят к глазам)
Полетали (машут ладошками)
От усталости упали (присаживаются и кладут ладони под щёку).

Звучит музыка и ворота открываются.

Логопед. Вот и оказались мы в лесу. Посмотрите, как красиво! Какой чудесный воздух! Давайте вдохнём лесной аромат.

Дыхательная гимнастика (вдох - выдох через нос)

Логопед. Оглянитесь. Кого вы видите? Где сидит жук? Что делает бабочка?

(Логопед добивается ответов полными предложениями, акцентируя внимание на предлогах). Как-то тихо в лесу?

Леший. Тихо (передразнивает). Спят все.

Логопед. Дети! Попробуем разбудить насекомых. Напомним, что они умеют делать.

Что умеет делать кузнечик?

Дети. Прыгать, летать, стрекотать. (Дети заводят руки за спину и прыгают под музыку, как кузнечики.)

Логопед. Что умеет делать жук?

Дети. Жук умеет летать, ползать, жужжать.

(Дети бегают по залу, расставив руки в стороны и жужжат.) :

Леший. Ну что, нажужжались? А лесные жители всё спят.

Логопед. Не проказничай, Леший.

Леший. Ладно. Больше не буду. Только выполните моё последнее задание. Соберите картинки и расскажите о насекомом.

Игра "Собери картинку"

Каждому ребёнку предлагается конверт с разрезными картинками, дети их собирают и по очереди составляют описательный рассказ.

Звучит запись лесного шума.

Логопед. Дети. Вы справились с заданием - лес проснулся от зимней спячки.

Леший. Ух, здорово! Я и забыл, как замечательно весной в лесу! Спасибо вам! А за то, что подарили мне весеннее настроение, я вас угощу из своих запасов.

Сюрпризный момент.

Логопед и дети. Спасибо, Леший. До, свидания.

Логопед. Дети! Наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Где вы побывали? Кого спасали?