Речевые задачи:
- активизировать, расширять словарь по теме;
- уточнить употребление предлогов на, под;
- закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- закрепить умение составлять описательный рассказ.
Познавательная задача: уточнить и расширить представления детей о насекомых.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к речи товарища;
- воспитывать бережное отношение к живым существам.
Развивающие задачи: развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, память, общую и мелкую моторику.
Речевой материал:
I словарь:
- предметный: гусеница, шмель, божья коровка, стрекоза, кузнечик, жук, бабочка, насекомые;
- глагольный: летать, кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:
- словарь признаков: зелёный, красный, чёрный, коричневый, жёлтый, разноцветная.
II грамматический строй: согласование слов в предложении.
IIIсвязная речь: рассказ - описание о насекомом.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, резиновые игрушки (насекомые), атрибуты, изображающие лес, ширма (ворота), картонный замок, музыкальные записи.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Дети! К нам сегодня пришли гости. Давайте представимся и поприветствуем их.
Кто пришёл на занятие?
Каждый ребёнок. На занятие пришёл (называет имя).
Здравствуйте! (прохлопывают слово)
Логопед. Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе с приходом весны? (Ответы детей). Хотите отправиться в путешествие в сказочный весенний лес? Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо к нему подготовиться.
Самомассаж.
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век)
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей)
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ручки? (Поглаживание рук)
Да! Хлопают в ладоши.
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног)
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, детки? (Дети обхватывают себя)
Да! (Хлопают в ладоши)
Логопед. Теперь можно отправляться в путь.
Появляется Леший. Куда это вы собрались?
Дети. В сказочный лес.
Леший. Вот размечтались. Не пущу!
Логопед. Дети! Как вы думаете, кто это?
Спрашивают все вместе. А ты кто такой? И почему нас в лес не хочешь пустить?
Леший. Я - Леший. Зима на дворе. Все лесные жители спят.
Логопед. Что ты, Леший. Весна пришла. Птицам надо гнёзда вить, птенцов выводить.
Леший. Ишь, какие умные. Я построил ворота в лес и повесил замок. Вот если замок откроете, то и в лес попадёте.
Логопед. Справимся с этим заданием?
Дети. Да.
Пальчиковая гимнастика "На двери висит замок"
Снимают замок.
Логопед. Замок открыли, а ворота не открываются.
Леший. Поверили, размечтались. Думали, замок откроете и в лес попадёте?! Отгадайте мои загадки, тогда пущу в мой лес.
Загадки о насекомых.
По мере отгадывания логопед переворачивает предметные картинки, закреплённые на ширме.
Летит через сад и гудит,
Мохнат, полосат и сердит. ( Шмель)Летит, жужжит, шумит,
На землю садится, а никто не боится. (Жук)От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает. (Бабочка)Красная капелька в чёрную точку
К солнышку в гости ползёт по листочку. (Божья коровка)Ей не сидится на цветке, ей нравится летать -
На насекомом языке с подружкой стрекотать. (Стрекоза)Как повадилась в леса шерстяная колбаса!
Что ни попадя жуёт
Вот прожорливый живот! (Гусеница)С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка, -
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Логопед. Вы отгадали все загадки, может ворота откроются.
Ворота не открываются.
Беседа о насекомых.
Логопед. Как одним словом можно назвать всех тех, о ком отгадали загадки? Каких ещё насекомых вы знаете? (Ответы детей)
Что приносят нам насекомые: вред или пользу? А мы можем принести им вред?
Давайте расскажем о насекомых небольшое стихотворение.
Координация речи с движением.
Прилетала к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела (на каждое название насекомого загибают пальцы на руках)
А за нею шмель - шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (делают из пальчиков кружки и подносят к глазам)
Полетали (машут ладошками)
От усталости упали (присаживаются и кладут ладони под щёку).
Звучит музыка и ворота открываются.
Логопед. Вот и оказались мы в лесу. Посмотрите, как красиво! Какой чудесный воздух! Давайте вдохнём лесной аромат.
Дыхательная гимнастика (вдох - выдох через нос)
Логопед. Оглянитесь. Кого вы видите? Где сидит жук? Что делает бабочка?
(Логопед добивается ответов полными предложениями, акцентируя внимание на предлогах). Как-то тихо в лесу?
Леший. Тихо (передразнивает). Спят все.
Логопед. Дети! Попробуем разбудить насекомых. Напомним, что они умеют делать.
Что умеет делать кузнечик?
Дети. Прыгать, летать, стрекотать. (Дети заводят руки за спину и прыгают под музыку, как кузнечики.)
Логопед. Что умеет делать жук?
Дети. Жук умеет летать, ползать, жужжать.
(Дети бегают по залу, расставив руки в стороны и жужжат.) :
Леший. Ну что, нажужжались? А лесные жители всё спят.
Логопед. Не проказничай, Леший.
Леший. Ладно. Больше не буду. Только выполните моё последнее задание. Соберите картинки и расскажите о насекомом.
Игра "Собери картинку"
Каждому ребёнку предлагается конверт с разрезными картинками, дети их собирают и по очереди составляют описательный рассказ.
Звучит запись лесного шума.
Логопед. Дети. Вы справились с заданием - лес проснулся от зимней спячки.
Леший. Ух, здорово! Я и забыл, как замечательно весной в лесу! Спасибо вам! А за то, что подарили мне весеннее настроение, я вас угощу из своих запасов.
Сюрпризный момент.
Логопед и дети. Спасибо, Леший. До, свидания.
Логопед. Дети! Наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Где вы побывали? Кого спасали?