Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия для непрерывного познания наших воспитанников. Согласно Концепции развития системы образования ОАО “РЖД” на повышения естественнонаучной грамотности у детей, коллективом детского сада № 198 ОАО “РЖД” была оборудована метеорологическая лаборатория в детском саду. Именно здесь ребята получают естественнонаучные знания не по картинкам и рассказам. А, практически общаясь с объектами неживой природы посредством приборов и специальных приспособлений, используют знания для отбора в реальных жизненных ситуациях, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, делают выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира.
Что такое погода? На этот вопрос любой взрослый ответит не сразу, а наши воспитанники легко:
- показания температуры воздуха
- сила и направление ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети, не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы дети увидели эти явления и заинтересовались ими, современный педагог должен сам иметь достаточный объем знаний, владеть разнообразными технологиями и использовать приемы активизации детского мышления.
С созданием метеолаборатории появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Оборудование метеорологической лаборатории.
Как и любая лаборатория наша метеорологическая имеет свое оборудование необходимое для предметов исследования. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. (Рисунок № 1)
Рис. 1
Традиционное оборудование:
- Самым значимым стало появление метеобудки, изготовленной по всем требованиям с большим термометром, имеющим достаточно крупные деления для удобства детям, для снятия показаний температуры воздуха;
- Метеорологический флюгер с анемометром – прибор, назначение которого не только показывать направление ветра, но и его силу, выраженную в условных единицах; (Рисунок № 2)
- Барометр – прибор для определения атмосферного давления; (Рисунок № 3)
- Компас – прибор для определения сторон света;
- Микроскоп переносной – прибор для рассматривания в увеличенном виде;
- Лупы – индивидуальные увеличительные приборы.
|
|
Самодельное оборудование:
Дождемер – прибор для измерения уровня осадков (снега и воды), изготавливается из любой подручной емкости, на которую наносятся деления (условные мерки). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии;
Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается;
Карточки (с видами облаков, высотой солнца, последствий ураганов, смерчей и т.д.);
Макет термометра с движущимся “ртутным столбиком”, для сравнения температуры в разные часы суток;
Макет солнечных часов. Сделать их нетрудно, самое сложное -точно их установить на площадке. На квадратном куске фанеры размечают и выжигают круглый циферблат часов. Размеры могут быть любыми, но часовые деления должны равняться 15 градусам. Ночные часы не обозначаются. Точно в центре циферблата и строго перпендикулярно ему укрепляют металлический или деревянный стержень длиною немного больше радиуса окружности циферблата. Тень от стержня заменит часовую стрелку, и будет показывать время. Циферблат устанавливаю на какой-нибудь подставке или просто на земле наклонно, угол наклона зависит от географической широты местности. Циферблат надо установить так, чтобы стержень был направлен точно на север – на Полярную звезду.
Макет песочных часов на 3 минуты. При его изготовлении использовались 2 пластиковые бутылки и шаровой кран.
Методика работы.
В работе лаборатории как нигде лучше применим основной принцип дидактики – доступность, научность и постепенный переход от простого к сложному. (Рисунок № 4) На знаниях, полученных в ходе использования одного прибора, базируются знания для работы с дальнейшими приспособлениями.
Рис. 4
К работе в метеорологической лаборатории привлекаем детей старшего дошкольного возраста. Начинаем со знакомства с воздушным термометром, находящимся в метеорологической будке. У детей возникает масса вопросов: для чего этот “дом”? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Например: Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. (Рисунок № 5)
Рис. 5
Через некоторое время в метеобудке мы “обнаруживаем” дополнительный термометр и задается вопросом для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подводим детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой выносим на улицу и вкапываем). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного). Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий.
В метеобудке мы постоянно с детьми обнаруживаем новые приборы: и компас, и барометр и другие интересные предметы. Как будто волшебник-невидимка подбрасывает их и побуждает применить, сделав свое маленькое “открытие”.
Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей новыми знаниями и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.
Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы (Рисунок № 6):
– подсчитать каких дней зимой было больше ясных, с осадками или ветреных;
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми
отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель? и т.д.
Рис. 6
Виды календарей, используемых в работе с детьми могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний в метеолаборатории.
Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно даем детям знания о народных приметах, стараемся их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии. Дети удивлялись, многое сбывается. Так, понаблюдав поведение насекомых перед дождем и узнав о примете “Муравьи прячутся в муравейнике перед дождем”, детей привел в восторг прошедший дождь. И они сами старались спорить о том, какая будет погода – эти споры породили стремление детей составлять свои метеопрогнозы. Эти прогнозы поначалу были основаны на показаниях приборов, а затем по облакам и , конечно же с использованием народной мудрости – примет.
Полученные знания дети перенесли в игровую ситуацию и явились авторами игры “Прогноз погоды”.
Материал: бутафорский телевизор, карточки с разнообразными атмосферными явлениями.
Цель игры: использовать полученные естественнонаучные знания с показаниями погоды в игровой деятельности. Развивать коммуникативные функции и артистические способности.
Ход игры.
Дети договариваются и выбирают телеведущих по программам. Включают импровизированный телевизор и освещают свою рубрику “Прогноз погода на завтра”, используя в речи термины, а так же советы и рекомендации по одежде и возможным аксессуарам. Например: “По наблюдениям метеолаборатории нашего детского сада завтра ожидается погода без осадков, температура не изменится и составит 16–18 градусов, ветер южный, слабый. Поэтому зонтики можно оставить дома и резиновые сапоги не надевать”. Прогноз сопровождается иллюстрациями соответствующей погоды.
Примерный план работы метеолаборатории.
№ п/п | Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | Используемое оборудование и материалы |
1. | Знакомство с метеобудкой и ее содержанием. | Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. | Совместное обследование метеобудки. Практическое снятие показаний термометра. |
Термометр, схема-график для фиксации результатов. |
2. | Знакомство с водным и почвенным термометром. | Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода, почва) имеют свою температуру, как и человек. | Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний. | Термометры воздуха, почвы и воды, схема для фиксации результатов. |
3. | Чем измерить ветер? | Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. | Совместная работа по измерению скорости ветра. | Анемометр, схема для фиксации результатов |
4. | Какой бывает ветер? | Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч). | Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости. | Анемометр, султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча. |
5. | Знакомство с компасом. | Познакомить детей со строением компаса, его магнитными
свойствами; Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра. |
Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса. | Компас, анемометр. |
6. | Части света и солнце. | Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу. | Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером. | Компас, графическое изображение. |
7. | Откуда дует ветер? | Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи. | Совместная практическая деятельность. | Запись в дневниках наблюдений ЮЗ-2 |
8. | Что такое осадки и как их измерить? | Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. | Совместное изготовление дождемера из подручного материала. | Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч. |
9. | Рассматривание облаков. | Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. | Наблюдение за формой и движением облаков. | Карточки с изображением разнообразных облаков. |
10. | Знакомство с песочными часами. | Учить определять наличие ветра на высоте с использованием песочных часов. | Проведение опыта: слежение за облаками по отсчету песочных часов. | Песочные часы. |
Принцип интеграции.
Работа, проводимая в лаборатории, согласно принципу интеграции охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей:
“Познание” – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, встречающихся и применяемых в повседневной жизни;
“Здоровье” – установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека;
“Безопасность” – при штормовом ветре не гулять по улицам и особенно под рекламными щитами, крышами и козырьками домов. При резком потеплении после отрицательных температур (проявление гололедных явлений) ходить осторожно и носить безопасную обувь;
“Социализация” – расширение кругозора детей и целостного представления о науке метеорологии. Организация и проведение с/ролевой игры “Прогноз погоды на завтра”;
“Коммуникация” – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать.
“Художественное творчество” – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов.
“Труд” – проведение непосредственных измерений показаний в неживой природе. Фиксация их в дневниках наблюдений.
Работа в метеолаборатории не является придатком к какому-либо виду деятельности, а выступает как самостоятельное направление деятельности образовательного учреждения в совокупности со всеми образовательными областями.
Благодаря организованной работе метеолаборатории, у наших воспитанников формируются такие понятия как “взаимодействие организма со средой”, “взаимодействие живой и неживой природы”, “роль человека в природе”. Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.