Метеолаборатория в детском саду

21.02.2012

Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия для непрерывного познания наших воспитанников. Согласно Концепции развития системы образования ОАО “РЖД” на повышения естественнонаучной грамотности у детей, коллективом детского сада № 198 ОАО “РЖД” была оборудована метеорологическая лаборатория в детском саду. Именно здесь ребята получают естественнонаучные знания не по картинкам и рассказам. А, практически общаясь с объектами неживой природы посредством приборов и специальных приспособлений, используют знания для отбора в реальных жизненных ситуациях, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, делают выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира.

Что такое погода? На этот вопрос любой взрослый ответит не сразу, а наши воспитанники легко:

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети, не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы дети увидели эти явления и заинтересовались ими, современный педагог должен сам иметь достаточный объем знаний, владеть разнообразными технологиями и использовать приемы активизации детского мышления.

С созданием метеолаборатории появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Оборудование метеорологической лаборатории.

Как и любая лаборатория наша метеорологическая имеет свое оборудование необходимое для предметов исследования. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. (Рисунок № 1)


Рис. 1

Традиционное оборудование:

  • Самым значимым стало появление метеобудки, изготовленной по всем требованиям с большим термометром, имеющим достаточно крупные деления для удобства детям, для снятия показаний температуры воздуха;
  • Метеорологический флюгер с анемометром – прибор, назначение которого не только показывать направление ветра, но и его силу, выраженную в условных единицах; (Рисунок № 2)
  • Барометр – прибор для определения атмосферного давления; (Рисунок № 3)
  • Компас – прибор для определения сторон света;
  • Микроскоп переносной – прибор для рассматривания в увеличенном виде;
  • Лупы – индивидуальные увеличительные приборы.


Рис. 2


Рис. 3

Самодельное оборудование:

Дождемер – прибор для измерения уровня осадков (снега и воды), изготавливается из любой подручной емкости, на которую наносятся деления (условные мерки). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии;

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается;

Карточки (с видами облаков, высотой солнца, последствий ураганов, смерчей и т.д.);

Макет термометра с движущимся “ртутным столбиком”, для сравнения температуры в разные часы суток;

Макет солнечных часов. Сделать их нетрудно, самое сложное -точно их установить на площадке. На квадратном куске фанеры размечают и выжигают круглый циферблат часов. Размеры могут быть любыми, но часовые деления должны равняться 15 градусам. Ночные часы не обозначаются. Точно в центре циферблата и строго перпендикулярно ему укрепляют металлический или деревянный стержень длиною немного больше радиуса окружности циферблата. Тень от стержня заменит часовую стрелку, и будет показывать время. Циферблат устанавливаю на какой-нибудь подставке или просто на земле наклонно, угол наклона зависит от географической широты местности. Циферблат надо установить так, чтобы стержень был направлен точно на север – на Полярную звезду.

Макет песочных часов на 3 минуты. При его изготовлении использовались 2 пластиковые бутылки и шаровой кран.

Методика работы.

В работе лаборатории как нигде лучше применим основной принцип дидактики – доступность, научность и постепенный переход от простого к сложному. (Рисунок № 4) На знаниях, полученных в ходе использования одного прибора, базируются знания для работы с дальнейшими приспособлениями.


Рис. 4

К работе в метеорологической лаборатории привлекаем детей старшего дошкольного возраста. Начинаем со знакомства с воздушным термометром, находящимся в метеорологической будке. У детей возникает масса вопросов: для чего этот “дом”? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Например: Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. (Рисунок  № 5)


Рис. 5

Через некоторое время в метеобудке мы “обнаруживаем” дополнительный термометр и задается вопросом для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подводим детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой выносим на улицу и вкапываем). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного). Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий.

В метеобудке мы постоянно с детьми обнаруживаем новые приборы: и компас, и барометр и другие интересные предметы. Как будто волшебник-невидимка подбрасывает их и побуждает применить, сделав свое маленькое “открытие”.

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей новыми знаниями и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы (Рисунок  № 6):

– подсчитать каких дней зимой было больше ясных, с осадками или ветреных;
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель? и т.д.


Рис. 6

Виды календарей, используемых в работе с детьми могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний в метеолаборатории.

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно даем детям знания о народных приметах, стараемся их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии. Дети удивлялись, многое сбывается. Так, понаблюдав поведение насекомых перед дождем и узнав о примете “Муравьи прячутся в муравейнике перед дождем”, детей привел в восторг прошедший дождь. И они сами старались спорить о том, какая будет погода – эти споры породили стремление детей составлять свои метеопрогнозы. Эти прогнозы поначалу были основаны на показаниях приборов, а затем по облакам и , конечно же с использованием народной мудрости – примет.

Полученные знания дети перенесли в игровую ситуацию и явились авторами игры “Прогноз погоды”.

Материал: бутафорский телевизор, карточки с разнообразными атмосферными явлениями.

Цель игры: использовать полученные естественнонаучные знания с показаниями погоды в игровой деятельности. Развивать коммуникативные функции и артистические способности.

Ход игры.

Дети договариваются и выбирают телеведущих по программам. Включают импровизированный телевизор и освещают свою рубрику “Прогноз погода на завтра”, используя в речи термины, а так же советы и рекомендации по одежде и возможным аксессуарам. Например: “По наблюдениям метеолаборатории нашего детского сада завтра ожидается погода без осадков, температура не изменится и составит 16–18 градусов, ветер южный, слабый. Поэтому зонтики можно оставить дома и резиновые сапоги не надевать”. Прогноз сопровождается иллюстрациями соответствующей погоды.

Примерный план работы метеолаборатории.

№ п/п Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения Используемое оборудование и материалы
1. Знакомство с метеобудкой и ее содержанием. Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Термометр, схема-график для фиксации результатов.
2. Знакомство с водным и почвенным термометром. Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода, почва) имеют свою температуру, как и человек. Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний. Термометры воздуха, почвы и воды, схема для фиксации результатов.
3. Чем измерить ветер? Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. Совместная работа по измерению скорости ветра. Анемометр, схема для фиксации результатов
4. Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч). Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости. Анемометр, султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.
5. Знакомство с компасом. Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса. Компас, анемометр.
6. Части света и солнце. Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу. Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером. Компас, графическое изображение.
7. Откуда дует ветер? Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи. Совместная практическая деятельность. Запись в дневниках наблюдений

ЮЗ-2

8. Что такое осадки и как их измерить? Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. Совместное изготовление дождемера из подручного материала. Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.
9. Рассматривание облаков. Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. Наблюдение за формой и движением облаков. Карточки с изображением разнообразных облаков.
10. Знакомство с песочными часами. Учить определять наличие ветра на высоте с использованием песочных часов. Проведение опыта: слежение за облаками по отсчету песочных часов. Песочные часы.

Принцип интеграции.

Работа, проводимая в лаборатории, согласно принципу интеграции охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей:

“Познание” – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, встречающихся и применяемых в повседневной жизни;

“Здоровье” – установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека;

“Безопасность” – при штормовом ветре не гулять по улицам и особенно под рекламными щитами, крышами и козырьками домов. При резком потеплении после отрицательных температур (проявление гололедных явлений) ходить осторожно и носить безопасную обувь;

“Социализация” – расширение кругозора детей и целостного представления о науке метеорологии. Организация и проведение с/ролевой игры “Прогноз погоды на завтра”;

“Коммуникация” – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать.

“Художественное творчество” – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов.

“Труд” – проведение непосредственных измерений показаний в неживой природе. Фиксация их в дневниках наблюдений.

Работа в метеолаборатории не является придатком к какому-либо виду деятельности, а выступает как самостоятельное направление деятельности образовательного учреждения в совокупности со всеми образовательными областями.

Благодаря организованной работе метеолаборатории, у наших воспитанников формируются такие понятия как “взаимодействие организма со средой”, “взаимодействие живой и неживой природы”, “роль человека в природе”. Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.


aid: 612289