Метеолаборатория в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия для непрерывного познания наших воспитанников. Согласно Концепции развития системы образования ОАО “РЖД” на повышения естественнонаучной грамотности у детей, коллективом детского сада № 198 ОАО “РЖД” была оборудована метеорологическая лаборатория в детском саду. Именно здесь ребята получают естественнонаучные знания не по картинкам и рассказам. А, практически общаясь с объектами неживой природы посредством приборов и специальных приспособлений, используют знания для отбора в реальных жизненных ситуациях, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, делают выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира.

Что такое погода? На этот вопрос любой взрослый ответит не сразу, а наши воспитанники легко:

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети, не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы дети увидели эти явления и заинтересовались ими, современный педагог должен сам иметь достаточный объем знаний, владеть разнообразными технологиями и использовать приемы активизации детского мышления.

С созданием метеолаборатории появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Оборудование метеорологической лаборатории.

Как и любая лаборатория наша метеорологическая имеет свое оборудование необходимое для предметов исследования. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. (Рисунок № 1)


Рис. 1

Традиционное оборудование:

  • Самым значимым стало появление метеобудки, изготовленной по всем требованиям с большим термометром, имеющим достаточно крупные деления для удобства детям, для снятия показаний температуры воздуха;
  • Метеорологический флюгер с анемометром – прибор, назначение которого не только показывать направление ветра, но и его силу, выраженную в условных единицах; (Рисунок № 2)
  • Барометр – прибор для определения атмосферного давления; (Рисунок № 3)
  • Компас – прибор для определения сторон света;
  • Микроскоп переносной – прибор для рассматривания в увеличенном виде;
  • Лупы – индивидуальные увеличительные приборы.


Рис. 2


Рис. 3

Самодельное оборудование:

Дождемер – прибор для измерения уровня осадков (снега и воды), изготавливается из любой подручной емкости, на которую наносятся деления (условные мерки). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии;

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается;

Карточки (с видами облаков, высотой солнца, последствий ураганов, смерчей и т.д.);

Макет термометра с движущимся “ртутным столбиком”, для сравнения температуры в разные часы суток;

Макет солнечных часов. Сделать их нетрудно, самое сложное -точно их установить на площадке. На квадратном куске фанеры размечают и выжигают круглый циферблат часов. Размеры могут быть любыми, но часовые деления должны равняться 15 градусам. Ночные часы не обозначаются. Точно в центре циферблата и строго перпендикулярно ему укрепляют металлический или деревянный стержень длиною немного больше радиуса окружности циферблата. Тень от стержня заменит часовую стрелку, и будет показывать время. Циферблат устанавливаю на какой-нибудь подставке или просто на земле наклонно, угол наклона зависит от географической широты местности. Циферблат надо установить так, чтобы стержень был направлен точно на север – на Полярную звезду.

Макет песочных часов на 3 минуты. При его изготовлении использовались 2 пластиковые бутылки и шаровой кран.

Методика работы.

В работе лаборатории как нигде лучше применим основной принцип дидактики – доступность, научность и постепенный переход от простого к сложному. (Рисунок № 4) На знаниях, полученных в ходе использования одного прибора, базируются знания для работы с дальнейшими приспособлениями.


Рис. 4

К работе в метеорологической лаборатории привлекаем детей старшего дошкольного возраста. Начинаем со знакомства с воздушным термометром, находящимся в метеорологической будке. У детей возникает масса вопросов: для чего этот “дом”? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Например: Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. (Рисунок  № 5)


Рис. 5

Через некоторое время в метеобудке мы “обнаруживаем” дополнительный термометр и задается вопросом для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подводим детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой выносим на улицу и вкапываем). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного). Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий.

В метеобудке мы постоянно с детьми обнаруживаем новые приборы: и компас, и барометр и другие интересные предметы. Как будто волшебник-невидимка подбрасывает их и побуждает применить, сделав свое маленькое “открытие”.

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей новыми знаниями и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы (Рисунок  № 6):

– подсчитать каких дней зимой было больше ясных, с осадками или ветреных;
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель? и т.д.


Рис. 6

Виды календарей, используемых в работе с детьми могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний в метеолаборатории.

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно даем детям знания о народных приметах, стараемся их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии. Дети удивлялись, многое сбывается. Так, понаблюдав поведение насекомых перед дождем и узнав о примете “Муравьи прячутся в муравейнике перед дождем”, детей привел в восторг прошедший дождь. И они сами старались спорить о том, какая будет погода – эти споры породили стремление детей составлять свои метеопрогнозы. Эти прогнозы поначалу были основаны на показаниях приборов, а затем по облакам и , конечно же с использованием народной мудрости – примет.

Полученные знания дети перенесли в игровую ситуацию и явились авторами игры “Прогноз погоды”.

Материал: бутафорский телевизор, карточки с разнообразными атмосферными явлениями.

Цель игры: использовать полученные естественнонаучные знания с показаниями погоды в игровой деятельности. Развивать коммуникативные функции и артистические способности.

Ход игры.

Дети договариваются и выбирают телеведущих по программам. Включают импровизированный телевизор и освещают свою рубрику “Прогноз погода на завтра”, используя в речи термины, а так же советы и рекомендации по одежде и возможным аксессуарам. Например: “По наблюдениям метеолаборатории нашего детского сада завтра ожидается погода без осадков, температура не изменится и составит 16–18 градусов, ветер южный, слабый. Поэтому зонтики можно оставить дома и резиновые сапоги не надевать”. Прогноз сопровождается иллюстрациями соответствующей погоды.

Примерный план работы метеолаборатории.

№ п/п Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения Используемое оборудование и материалы
1. Знакомство с метеобудкой и ее содержанием. Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Термометр, схема-график для фиксации результатов.
2. Знакомство с водным и почвенным термометром. Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода, почва) имеют свою температуру, как и человек. Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний. Термометры воздуха, почвы и воды, схема для фиксации результатов.
3. Чем измерить ветер? Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. Совместная работа по измерению скорости ветра. Анемометр, схема для фиксации результатов
4. Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный , порывистый, ураган, смерч). Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости. Анемометр, султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.
5. Знакомство с компасом. Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса. Компас, анемометр.
6. Части света и солнце. Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу. Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером. Компас, графическое изображение.
7. Откуда дует ветер? Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи. Совместная практическая деятельность. Запись в дневниках наблюдений

ЮЗ-2

8. Что такое осадки и как их измерить? Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями. Совместное изготовление дождемера из подручного материала. Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.
9. Рассматривание облаков. Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. Наблюдение за формой и движением облаков. Карточки с изображением разнообразных облаков.
10. Знакомство с песочными часами. Учить определять наличие ветра на высоте с использованием песочных часов. Проведение опыта: слежение за облаками по отсчету песочных часов. Песочные часы.

Принцип интеграции.

Работа, проводимая в лаборатории, согласно принципу интеграции охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей:

“Познание” – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, встречающихся и применяемых в повседневной жизни;

“Здоровье” – установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека;

“Безопасность” – при штормовом ветре не гулять по улицам и особенно под рекламными щитами, крышами и козырьками домов. При резком потеплении после отрицательных температур (проявление гололедных явлений) ходить осторожно и носить безопасную обувь;

“Социализация” – расширение кругозора детей и целостного представления о науке метеорологии. Организация и проведение с/ролевой игры “Прогноз погоды на завтра”;

“Коммуникация” – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать.

“Художественное творчество” – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов.

“Труд” – проведение непосредственных измерений показаний в неживой природе. Фиксация их в дневниках наблюдений.

Работа в метеолаборатории не является придатком к какому-либо виду деятельности, а выступает как самостоятельное направление деятельности образовательного учреждения в совокупности со всеми образовательными областями.

Благодаря организованной работе метеолаборатории, у наших воспитанников формируются такие понятия как “взаимодействие организма со средой”, “взаимодействие живой и неживой природы”, “роль человека в природе”. Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.