“Три пути ведут к знанию:
путь размышления – этот
путь самый благородный, путь
подражания – этот путь самый
легкий и путь опыта – этот путь
самый горький”
Конфуций.
Цели и задачи:
- Образовательные: выработать умение исследовать квадратные уравнения с параметрами.
- Развивающие: развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь.
- Воспитательные: развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленности, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
Подготовительный этап:
Учитель дает ученикам подготовить справку об основных определениях:
- Задачи с параметром;
- Область допустимых значений параметра;
- Что значит решить задачу с параметром.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.
II. Изучение нового материала. Ребята, сегодня мы будем исследовать квадратные уравнения с параметрами. Уравнения с параметром стали I. привычной частью вариантов экзаменов. И хотя они широко представлены в многочисленных пособиях для абитуриентов (в частности, имеются пособия, посвященные исключительно методам решения таких задач), в школьной практике такие задачи встречаются редко. Решение задач с параметром часто вызывает затруднения – ведь каждая такая задача требует рассмотрения целого класса задач, для каждой из которых должно быть получено решение. Пусть, например, дано уравнение F(x;а) = 0. Если придать параметру а какое-либо фиксированное значение, то данное уравнение можно рассматривать как “обычное” уравнение с одной переменной. При выбранном значении параметра возможна одна из следующих ситуаций.
Уравнение:
- не имеет смысла;
- не имеет корней (решений);
- имеет одно, два, три... корня (решения);
- имеет бесконечное множество корней (решений).
(Для наглядного представления материала демонстрируется презентация.)
Таким образом, ответ в задаче с параметром существенно зависит от выбранного значения а.
Сформулируем некоторые определения. (Выступление учащихся.)
Задача с параметром – это множество задач, каждая из которых получается из условия подстановкой конкретного значения параметра.
Область допустимых значений параметра – это множество значений параметра, при подстановке которых получается задача, имеющая смысл.
Решить задачу с параметром – означает для любого допустимого значения параметра найти множество всех решений данной задачи.
Существуют задачи с параметром двух основных типов.
В задачах первого типа требуется для каждого значения параметра решить задачу. Понятно, что выписать и решить каждую задачу из бесконечного множества задач невозможно. Тем не менее, требуется решить все задачи. Для этого необходимо:
1) разбить область допустимых значений параметра на части, на каждой из
которых задачу можно решить одним и тем же способом
2) на каждой из полученных частей решить задачу.
В задачах второго типа требуется найти все значения параметра, при каждом из которых выполнены те или иные заданные условия.
Универсальных методов решения уравнений с параметрами не существует.
Задача 1. Решите уравнение: ax2 + 2x + 1 = 0 .
Решение. При а = 0 это уравнение линейное и имеет единственное решение .
При а≠0 это уравнение – квадратное и имеет действительные решения тогда и только тогда, когда D = 4 – 4a > 0, то есть при а ≤ 1.
При а=1 решение х = – 1 – единственно,
При а<1, а≠0 – решений два, и они даются формулами .
При а > 1 уравнение решении не имеет.
Полученный результат допускает простую графическую иллюстрацию. Для иллюстрации используют либо координатную плоскость Оху, либо координатную плоскость Оха.
В первом случае данное уравнение записывается в виде: 2x + 1 = – ax2
Во втором случае строится график уравнения на координатной плоскости Оха. Для этого удобно выразить из уравнения а через х: .
х | -8 | -4 | -2 | -1/4 | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
а | 15/64 | 7/16 | 3/4 | -8 | -8 | -3 | -5/4 | -9/16 | -17/64 |
Схематически график уравнения представлен на рисунке 1.
Рис. 1.
На этом рисунке вновь хорошо видно, что для а=1построенному графику принадлежит только одна точка. При а<1 и а≠0 – две, а при а=0 – вновь одна. Наконец, при а>1 – таких точек нет.
Задача 2. Решите уравнение |x2 – 2x – 3| = a в зависимости от параметра а.
Решение. Понятно, что при а≥0:
Но все ли корни подходят? Чтобы это выяснить, построим график функции a = |x2 – 2x – 3|
Количество корней можно усмотреть непосредственно на рисунке 2, мысленно проводя прямые линии, соответствующие значениям а. Получим:
если а<0, то корней нет;
если а=0 и а>4, то два корня.
Рис. 2.
Найдем эти корни.
При а=0 получим x2 – 2x – 3 = 0 , и х1= – 1, х2= 3; при а>4 это корни уравнения x2 – 2x – 3 – a = 0 .
Если 0 < a < 4 – все 4 корня подходят.
Если а = 4 – три корня:
Ответ:
- если а<0, то корней нет;
- если а=0, то х1= – 1, х2= 3;
- если 0 < a < 4, то ;
- если а = 4, то х= – 1, ;
- если а>4, то .
Задача 3. Решите уравнение x2 + x + a = 0 . Дайте геометрическую иллюстрацию полученных результатов.
Самостоятельно проведите аналитическое решение этого уравнения (заслушиваются ответы учащихся).
Рассматривая графическую иллюстрацию, перепишем уравнение в виде a = x2 – x . отсюда видно, что в этом примере рассмотренные способы иллюстрации совпадают. Выделяя в правой части уравнения полный квадрат, получим:
функция, состоящая в правой части, задает параболу с вершиной в точке , ветви которой направлены вниз. Уравнение у=а, стоящее в левой части, задает семейство прямых, параллельных оси Ох (рис. 3).
Рис. 3.
Дайте самостоятельно комментарий к этому чертежу.
III. Проверочная работа.
Вариант 1. При каких значениях параметра а уравнения x2 + 3x + 7a – 21 = 0 и x2 + 6x + 5a – 6 = 0 имеют общий корень?
Вариант 2. При каких значениях параметра а уравнения x2 – ax + 2 = 0 и 3x2 + (a – 9)x + 3 = 0 равносильны?
IV. Домашнее задание. № 2.23; № 2.25; № 2.26 (сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе).
V. Итог урока.