Тема занятия: "Автоматизация звука [л] в словах"

Разделы: Логопедия


Задачи урока:

  • вызывать интерес к логопедическим занятиям;
  • развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
  • формировать и развивать речевую моторику;
  • учить не только правильной речи, но и вселять в детей уверенность в себе;
  • формировать умение отстаивать своё решение.

Цели занятия:

  • Закреплять правильное произношение звука Л в словах.
  • Учить слышать звук Л в словах, исправлять неправильное произношение.
  • Развивать слуховое и речевое внимание.
  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать интерес к речевой деятельности.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Лексический материал: слоги со звуком Л, стихотворения со звуком Л, загадки, речевые разминки, названия предметов, мебели и т. д.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, индивидуальные зеркала, рабочие тетради, логопедические дневники, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями, буква Л

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, всё ли готово у вас к занятию?

2. Артикуляционная гимнастика. (Презентация 2)

Название упражнения

Стихотворение

Техника выполнения упражнения

Лягушка и Слоник Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и толстый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он
На 1 – улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на 2 – сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения. Повторить 5-6 раз
Бегемотик Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем,
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем ротик.
Отдыхает бегемотик.
Открыть рот как можно шире, удерживая его в таком положении до счёта 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Лошадка Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться. Чтобы нижняя челюсть была неподвижна и “прыгал” только язык.
Расчёска С волосами я дружу,
Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска,
А зовут меня… (расчёска).
Улыбнуться, закусить язык зубами. “Протаскивать” язык между зубами вперёд-назад. Как бы “причёсывая” его.
Часики Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Футбол Во дворе народ толпится,
Там идёт футбольный матч,
И вратарь наш Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает,
За игрою из окна Катерина.
Всякий знает:
Генке нравится она.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну щёку. То в другую щёку, так, чтобы под щекой надувались мячики.
Качели Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1 – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт 2 – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Маляр Я сегодня утром встал
И посёлок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь быть как в сказке,
Позови на помощь краски
Улыбнуться, открыть рот. Язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять под счёт до 10.
Грибок Под берёзой у дорожки,
Гриб растёт на тонкой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Улыбнуться, открыть рот. Приклеить (присосать язык к нёбу).
Чашечка Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели,
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Удерживать язык в таком положении сод счёт до 10. Повторить 3-4 раза

3. Развитие фонематического восприятия.

1. Дать характеристику звуку Л: согласный, звонкий, непарный

2. Задание:

– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [Л]

В Л Т Л Н С Л Л Ф Л

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л]

МА – ЛА – РО – ЛО – КУ – ЛУ – СЫ – ЛЫ – ТУ

– Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Л]

заколка

стол

кактус

колобок

гора

слово

лошадка

мост

стул

4. Работа над звуком. (Презентация 1)

– Ребята, к нам в гости пришёл Кот Леопольд и принёс задания, которые мы должны с вами выполнить. Итак, смотрим на экран, задание первое.

Пальчиковая гимнастика.

Отгадайте загадку: (слайд 1)

Пять братьев:
Годами равные.
Ростом разные.
Кто такие? (пальцы)

– Упражнение “Заготавливаем капусту” (слайд 2)

– Упражнение “Замок” (слайд 3)

5. Следующее задание.

Помогите Коту Леопольду найти все буквы Л на картинке. ( Дети выходят по очереди и показывают на экране буквы Л).

(слайд 4) (Приложение 1)

6. Автоматизация звука Л

– Посмотрите на экран. Что написано на экране? (Слоги)

– Нам надо произнести слоги, правильно удерживая язычок.

– Где находиться язычок при произнесении звука Л? (между зубками)

– Но прежде, чем произнести слоги, давайте подумаем, как называются знаки, которые стоят около каждой строчки слогов.(Вопросительный, восклицательный, повествовательный)

– Произнесите слоги ЛА-ЛО-ЛУ с вопросительной интонацией.

– Произнесите слоги ЛЫ-ЛУ-ЛО с восклицательной интонацией.

– Произнесите слоги ЛО-ЛУ-ЛА с повествовательной интонацией.(слайд 5)

6.1. – Ребята, в следующем задании надо назвать картинки с правильным произношением нашего хитрого звука. (Слайд 6)

6.2. – Задание “Дополни чистоговорку

Например:

Ло-ло-ло – на улице светло. И т.д. (слайд 7)
Лу-Лу-Лу – стол стоит в углу.
Ул-Ул-Ул – У нас сломался стул.
Оль-Оль – Оль – мы купили соль.
Лы-Лы-Лы – забивали мы полы.

6.3. Ребята, но Кот Леопольд принёс не только задания, а ещё и игру, которая называется “ Какая буква затерялась?” Давайте подумаем, какая буква потерялась в словах? (слайд 8) Буква Л.

Лошадка, вокзал, малыш, тарелка, клубника. Локоть.

6.4. Подберите к данным словам картинки.

Я буду произносить слова, а вы подберете картинку по смыслу и произнесёте это слово правильно. (Слайд 9)

  • Злой волк
  • Вкусное яблоко.
  • Кислый лимон.
  • Удобное платье.
  • Новое кресло.
  • Нарядная ёлка.
  • Зелёная лягушка.
  • Ловкий футболист.

7. Гимнастика для глаз – Кот Леопольд (слайд 10)

А теперь пусть отдохнут наши глазки.

8. Немножко отдохнули. А теперь за дело. Следующее задание.

Повторите и дополните предложения. (Слайд 11)

Лола подарила красивый колокольчик.
В зоопарк привезли слона.
Лада купила сладкие яблоки

9. Отгадайте загадки. (Слайд 12)

10. Задания на карточках. Раскрасьте все картинки, в названиях которых есть звук Л. (Приложение 2)

11. Музыкальная физкультминутка.

Под музыку “ Обезьянки”, “Тук-тук” ребята выполняют движения для развития общей моторики. (Слайд 13)

12. Задание:

Назови предмет в единственном и множественном числе:

Лошадь-лошади, ложка-ложки, тарелка-тарелки.

13. Распределите картинки на группы. (Слайд 15)

Мебель – стол, стул.
Инструменты – молоток, пила.
Посуда – ложка, тарелки, половник.

14. Составьте предложения по картинкам. (Слайд 16)

15. Итог занятия.

– Чем мы занимались на занятии?

– Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

– Что пожелал на последок Кот Леопольд? (слайд 17)

– Молодцы!

Приложения