Цель урока: создать условия для:
- закрепления знаний, умения и навыков учащихся по теме "Четырехугольники";
- обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по теме "Площади";
- отработки навыков применения формул при вычислении площадей фигур;
- воспитания познавательной активности, культуры общения;
- развития логического мышления, развития речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- Плакат "Фигуры и их площади" (Приложение 1).
- Дидактический материал - Тест.
- Дидактический материал - Карточки с рисунками фигур (Приложение 2).
- Дидактический материал - Карточки с задачами.
Ход урока
Организационный момент.
Задача этапа: организовать условия для благоприятного протекания учебного процесса. Включает в себя приветствие, определение отсутствующих, организацию внимания.
Проверка домашнего задания.
Задача этапа: проверить сознательность выполнения домашнего задания.
Перечислить изученные четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат).
Дать определение и свойства каждой фигуры (класс поделен на 5 групп, группа готовит презентацию).
Ответить на вопросы:
- Диагонали четырехугольника пересекаются. Обязательно ли это параллелограмм?
- Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
- Две соседние стороны параллелограмма равны и образуют прямой угол. Какая это фигура?
- Точка пересечения диагоналей четырехугольника является серединой каждой из них. Как называется такой четырехугольник?
- Стороны угла пересечены двумя параллельными прямыми. Как называется получившийся при этом четырехугольник?
- Диагонали взаимно перпендикулярны. Какое свойство необходимо добавить, чтобы определить вид фигуры?
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
Поставить соответствие между формулой площади и фигурой (учащиеся рисуют на плакате "Фигуры и их площади" (Приложение 1) соединительные линии).
Выполнить тест.
Вариант 1
Выбери верные утверждения:
Площадь параллелограмма равна:
произведению его сторон;
произведению его высот;
произведению его стороны на высоту, проведенную к данной стороне.
Площадь квадрата со стороной 5 см равна:
10 см2;
20 см2;
25 см2.
Закончите предложение: "Площадь ромба равна:
произведению его сторон;
половине произведения его диагоналей;
произведению его стороны и высоты.
По формуле можно вычислить:
площадь треугольника;
площадь прямоугольника;
площадь параллелограмма.
Площадь трапеции АВСО с основаниями АВ и СО и высотой OК вычисляется по формуле:
Вариант 2.
Выберите верные утверждения:
Площадь квадрата равна:
произведению его сторон;
квадрату его стороны;
произведению его сторон на высоту.
Площадь параллелограмма равна:
произведению его смежных сторон;
произведению его высоты на сторону;
произведению его основания на высоту, проведенную к данному основанию.
По формуле можно вычислить площадь:
ромба;
треугольника;
параллелограмма.
Закончите предложение: "Площадь треугольника равна :
половине произведения оснований;
половине произведения основания на высоту, проведенную к данному основанию;
половине произведения его высот.
Площадь трапеции АВСД с основаниями ВС и АД и высотой CH равна
Учащиеся обводят верный ответ, проводят взаимоконтроль в парах по таблице ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
в-1 | в | в | б | а | б |
в-2 | б | в | а | б | в |
Физкультпауза.
Задача этапа: организовать физическую разминку.
Этап закрепления знаний.
Задача этапа: добиться повышения уровня осмысления изученного материала, отработать навыки применения формул при вычислении площадей фигур.
Практическая работа. Выполнить необходимые измерения и, округлив их до целых единиц, найти площадь каждой фигуры.
Карточки с рисунками фигур в Приложении 2.
Каждый ученик получает карточку-задание, решение оформляет в таблицу:
№ | Название фигуры | Формула площади | Измерения (округленные) | Вычисление площади |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Решение задач в тетрадях с последующей самопроверкой.
Первая группа учащихся получает карточку с задачами и выполняет задание на основе своего уровня подготовки.
Вторая группа (слабые) решают у доски по учебнику № 471(а), №480(а) с помощью учителя.
Карточки с задачами для первой группы.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Смежные стороны параллелограмма 8 см и 10 см, а один из его углов равен 1500. Найти площадь параллелограмма. | 1. Смежные стороны параллелограмма 18 см
и 6 см, а один из его углов равен 300. Найти площадь параллелограмма. |
2. В треугольнике АВД: Д = 900, В = 300, ДВ = 5 см, АВ = 12 см. Найти площадь треугольника |
2. В треугольнике ABК: К = 900, А = 450, АВ = 8 см, АК = 3 см. Найти площадь треугольника. |
3. В прямоугольной трапеции основания равны 8 см и 18 см, а угол при основании равен 450. Найти площадь трапеции | 3. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 15 см и 9 см, угол при основании равен 1350, а большее основание 20 см. Найти площадь трапеции. |
Ответы:
1 | 2 | 3 | |
в-1 | 40 см2 | 15 см2 | 130 см2 |
в-2 | 54 см2 | 4,5 см2 | 150 см2 |
Критерий оценки: "3" - №2
"4" - №1 и №2
"5" - №1 и №3
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.
Задача этапа: сообщить о домашнем задании, мотивировать необходимость его выполнения.
Учитель комментирует домашнее задание, дается обязательная часть задания и дополнительная, которую учащиеся выполняют по желанию с целью пропедевтики последующей темы.
№461, №471(б) - обязательная часть.
Дополнительная часть - №481, читать п.54 и приготовить доклад древнегреческий ученый Пифагор.
Итог урока.
Задача этапа: подвести итог урока, прокомментировать оценки.
Учитель вместе с учащимися еще раз повторяют цель, которую ставили на уроке и проводят рефлексию.