Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади фигур"

Разделы: Математика


Цель урока: создать условия для:

  • закрепления знаний, умения и навыков учащихся по теме "Четырехугольники";
  • обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по теме "Площади";
  • отработки навыков применения формул при вычислении площадей фигур;
  • воспитания познавательной активности, культуры общения;
  • развития логического мышления, развития речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • Плакат "Фигуры и их площади" (Приложение 1).
  • Дидактический материал - Тест.
  • Дидактический материал - Карточки с рисунками фигур (Приложение 2).
  • Дидактический материал - Карточки с задачами.

Ход урока

Организационный момент.

Задача этапа: организовать условия для благоприятного протекания учебного процесса. Включает в себя приветствие, определение отсутствующих, организацию внимания.

Проверка домашнего задания.

Задача этапа: проверить сознательность выполнения домашнего задания.

Перечислить изученные четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат).

Дать определение и свойства каждой фигуры (класс поделен на 5 групп, группа готовит презентацию).

Ответить на вопросы:

  1. Диагонали четырехугольника пересекаются. Обязательно ли это параллелограмм?
  2. Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
  3. Две соседние стороны параллелограмма равны и образуют прямой угол. Какая это фигура?
  4. Точка пересечения диагоналей четырехугольника является серединой каждой из них. Как называется такой четырехугольник?
  5. Стороны угла пересечены двумя параллельными прямыми. Как называется получившийся при этом четырехугольник?
  6. Диагонали взаимно перпендикулярны. Какое свойство необходимо добавить, чтобы определить вид фигуры?

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

Поставить соответствие между формулой площади и фигурой (учащиеся рисуют на плакате "Фигуры и их площади" (Приложение 1) соединительные линии).

Выполнить тест.

Вариант 1

Выбери верные утверждения:

Площадь параллелограмма равна:

произведению его сторон;

произведению его высот;

произведению его стороны на высоту, проведенную к данной стороне.

Площадь квадрата со стороной 5 см равна:

10 см2;

20 см2;

25 см2.

Закончите предложение: "Площадь ромба равна:

произведению его сторон;

половине произведения его диагоналей;

произведению его стороны и высоты.

По формуле можно вычислить:

площадь треугольника;

площадь прямоугольника;

площадь параллелограмма.

Площадь трапеции АВСО с основаниями АВ и СО и высотой OК вычисляется по формуле:

Вариант 2.

Выберите верные утверждения:

Площадь квадрата равна:

произведению его сторон;

квадрату его стороны;

произведению его сторон на высоту.

Площадь параллелограмма равна:

произведению его смежных сторон;

произведению его высоты на сторону;

произведению его основания на высоту, проведенную к данному основанию.

По формуле можно вычислить площадь:

ромба;

треугольника;

параллелограмма.

Закончите предложение: "Площадь треугольника равна :

половине произведения оснований;

половине произведения основания на высоту, проведенную к данному основанию;

половине произведения его высот.

Площадь трапеции АВСД с основаниями ВС и АД и высотой CH равна

Учащиеся обводят верный ответ, проводят взаимоконтроль в парах по таблице ответов:

  1 2 3 4 5
в-1 в в б а б
в-2 б в а б в

Физкультпауза.

Задача этапа: организовать физическую разминку.

Этап закрепления знаний.

Задача этапа: добиться повышения уровня осмысления изученного материала, отработать навыки применения формул при вычислении площадей фигур.

Практическая работа. Выполнить необходимые измерения и, округлив их до целых единиц, найти площадь каждой фигуры.

Карточки с рисунками фигур в Приложении 2.

Каждый ученик получает карточку-задание, решение оформляет в таблицу:

Название фигуры Формула площади Измерения (округленные) Вычисление площади
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        

Решение задач в тетрадях с последующей самопроверкой.

Первая группа учащихся получает карточку с задачами и выполняет задание на основе своего уровня подготовки.

Вторая группа (слабые) решают у доски по учебнику № 471(а), №480(а) с помощью учителя.

Карточки с задачами для первой группы.

Вариант 1 Вариант 2
1. Смежные стороны параллелограмма 8 см и 10 см, а один из его углов равен 1500. Найти площадь параллелограмма. 1. Смежные стороны параллелограмма 18 см и 6 см, а один из его углов равен 300.

Найти площадь параллелограмма.

2. В треугольнике АВД: Д = 900,

В = 300, ДВ = 5 см, АВ = 12 см.

Найти площадь треугольника

2. В треугольнике ABК: К = 900,

А = 450, АВ = 8 см, АК = 3 см.

Найти площадь треугольника.

3. В прямоугольной трапеции основания равны 8 см и 18 см, а угол при основании равен 450. Найти площадь трапеции 3. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 15 см и 9 см, угол при основании равен 1350, а большее основание 20 см. Найти площадь трапеции.

Ответы:

  1 2 3
в-1 40 см2 15 см2 130 см2
в-2 54 см2 4,5 см2 150 см2

Критерий оценки: "3" - №2

"4" - №1 и №2

"5" - №1 и №3

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.

Задача этапа: сообщить о домашнем задании, мотивировать необходимость его выполнения.

Учитель комментирует домашнее задание, дается обязательная часть задания и дополнительная, которую учащиеся выполняют по желанию с целью пропедевтики последующей темы.

№461, №471(б) - обязательная часть.

Дополнительная часть - №481, читать п.54 и приготовить доклад древнегреческий ученый Пифагор.

Итог урока.

Задача этапа: подвести итог урока, прокомментировать оценки.

Учитель вместе с учащимися еще раз повторяют цель, которую ставили на уроке и проводят рефлексию.