Урок русского языка в 4-м классе по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


(учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык”, 4 класс)

Цель урока: углубление знаний о функциях мягкого знака; показатель мягкости согласных; разделительный знак показатель женского рода имен существительных после шипящих.

Ход урока

I.Мобилизующий этап

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова:

В. р . б . и, м . двед ., с . л . в . и, п . л . то

Учитель: Что общего в этих словах?

Ученики: Все слова – имена существительные, это слова с непроверяемой безударной гласной и все слова пишутся с Ь знаком

Учитель: Для чего служит Ь знак в этих словах?

Ученик: Ь знак обозначает мягкость согласных в словах медведь и пальто. В словах воробьи и соловьи - это разделительный Ь знак. Он отделяет гласный от согласного.

Учитель: Опираясь на наши рассуждения, сформулируйте тему урока

Ученик: Тема урока Написание мягкого знака в именах существительных

Учитель: Отталкиваясь от темы поставьте цель урока. Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.

У доски выставлены карточки со словами:

повторить …

узнать …

Ученик: цель урока повторить сведения о Ь знаке и о разделительном Ь знаке; узнать о новой функции Ь знака

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняет Ь знак в именах существительных после шипящих.

На доске открывается тема “Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих”

II.Чистописание

Учитель: Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы найдете в именах существительных множественного числа. Эта буква гласная, она обозначает два звука. Какая это буква?

Ученик: Сегодня мы будем писать на минутке чистописания гласную букву и. В словах соловьи и воробьи она обозначает дву звука [ й и ], потому что стоит после разделительного Ь знака

Учитель: Сегодня мы будем писать заглавную и строчную буквы И и. На что надо обратить внимание при написании этих букв?

(учитель спрашивает одного – двух учеников)

Учитель: Напишите буквы в тетрадь. Составьте цепочку, чередуя строчную букву и с ь знаком. Запишите в тетрадь каждый свою цепочку.

(учитель на доске показывает образец: иьиь)

III.Работа по теме урока

Учитель: А теперь вернемся к словам, записанным на доске. Запишите слова, распределив их на группы в зависимости от роли Ь знака. Слова необходимо записать в два столбика

(проверяется выполнение задания учащимися)

Учитель: Прочитайте слова по группам, объяснив орфограммы.

Ученик: В первый столбик записал слово медведь. В этом слове непроверяемая безударная гласная буква е и на конце слова пишется Ь знак. Он служит для обозначения мягкости согласного звука [ д ]. В слове пальто – непроверяемая безударная гласная буква а и Ь знак в середине слова служит для обозначения мягкости согласного звука [ л ]

Учитель: Объясните, какие слова записали во второй столбик?

Ученик: В слове соловьи – непроверяемая безударная гласная буква о и разделительный Ь знак. Он разделяет согласный и гласный звуки. В слове воробьи – непроверяемая гласная буква о и разделительный Ь знак.

Учитель: Прочитайте слова на доске:

Тишь, лещ, дичь, чиж, рожь, ерш, вещь, грач

Слова какой части речи записаны?

Ученик: На доске записаны имена существительные.

Учитель: Назовите грамматические признаки имени существительного?

(учитель спрашивает несколько учащихся)

Учитель: Имена существительные какого рода записаны на доске ?

Ученик: На доске записаны имена существительные женского и мужского рода

Учитель: Запишите в тетрадь вначале имена существительные женского рода, а потом с новой строки – имена существительные мужского рода.

Учитель: Подчеркните буквы, написанные на конце существительных, обозначающие звуки.

Учитель: Какие буквы вы подчеркнули?

(учитель спрашивает несколько учащихся)

Учитель: Что объединяет эти буквы?

Ученик: Они обозначают шипящие звуки.

Учитель: Пронаблюдайте, на конце существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

Ученик: На имен существительных женского рода после шипящих пишется Ь знак.

Учитель: На конце имен существительных какого рода после шипящих Ь знак не пишется?

Ученик: На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь знак не пишется.

Учитель: Откройте учебник и прочитайте правило о написании Ь знака после шипящих в именах существительных мужского и женского рода.

Учитель: Что нового вы узнали, прочитав правило?

(учитель заслушивает ответы учеников)

IV.Физкультминутка

Учитель: Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода – вы приседаете, а если существительное мужского рода – подпрыгиваете.

Ёж, лещ, камыш, печь, мышь, кирпич, ночь, врач, молодежь

V.Первичное закрепление

Учитель: Продолжим работу по теме урока и откроем учебники на странице 119, № 1

Учитель: Прочитайте задание и назовите, в каких именах существительных после шипящих вы напишите Ь знак и почему?

Ученик: Я напишу Ь знак в именах существительных женского рода.

Учитель: Назовите имена существительные, на конце которых Ь знак не пишется?

(учитель заслушивает ответ учащегося)

Учитель: Запишите первое предложение из данного упражнения и определите главные члены и части речи.

(ученики выполняют задание самостоятельно)

VI.Итог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке? О какой функции Ь знака узнали?

Учитель: У каждого на парте есть определенные цветные значки, соответствующие вашему настроению. Покажите цвет, который соответствует вашему настроению на уроке.