Цели:
- в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4,
- научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить,
- воспитывать интерес к математике,
- развивать творческое воображение.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
- определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- работать в паре, оценивать товарища.
Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.
Раздаточный материал: “Математические кораблики”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Логическая разминка.
– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.
Загадки:
1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)
– Назовите их.
3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)
– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?
(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)
У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!
3. Сообщение темы
– Сегодня мы знакомимся с числом 4!
– Посмотрите на натуральный ряд чисел.
* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)
* Назовите числа, которые меньше ,чем число 4.
* Назовите числа, которые больше, чем число 4.
* Сосчитай от 3 до 8.
* Сосчитай от 10 до 4.
4. Практическая работа.
* Возьмите математические кораблики.
– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.
– Сколько кругов добавили?
– Как получили 4?
* Возьмите 2 красных круга. Добавьте столько синих, чтобы получилось 4?
– Сколько кругов добавили?
– Как получили число 4?
– За каким числом стоит число 4?
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)
5. Просмотр видеофильма
– А сейчас у нас встреча со Знайкой, который познакомит вас с числом 4.
(СД “Электронное приложение” к учебнику “Математика” 1 класс 2011 г.)
6. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками)
1, 2, 3, 4,
Полетели ,закружились.
(Взмахи руками, покружиться)
7. Составление числовых записей
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:
Как получили число 4?
Четыре зайца шли из школы.
Вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?
8. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
9. Работа по учебнику с. 30
* Откройте учебник на 30
– Найдите картинки.
– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?
* Сколько получится, если к 3+1?
– Сколько машин было в гараже? (4)
– Все ли машины исправны?
– Составь рассказ.
(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)
– Прочитай выражение , которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак “+” или “–”
(Было 3 машины, починили еще 1)
* Рассмотрите монеты на полях.
– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.
* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?
– Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
10. Знакомство с цифрой 4
– На что похожа цифра 4?
Цифра новая – четыре.*
Стол стоит у нас в квартире,
Сколько ножек у него –
У стола у твоего? (С.Маршак)
11. Работа в тетради на печатной основе
* Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки?
(Цифра пишется с отрывом)
– Обведи цифру в верхней строке и допиши самостоятельно строчку до конца.
– Какую закономерность вы заметили во второй строке?
(Цифры записаны в прямом порядке, 1 2 3 4 , а потом в обратном 4 3 2 1.)
– Допиши цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
* Прочитай первое задание.
– Сколько красных яблок нужно дорисовать, чтобы всего стало 4?
* Прочитай второе задание.
– Как меняется количество квадратов?
– Сколько надо дорисовать квадратов в последней клетке?
* Задание третье.
– Выбери для каждого рисунка свою запись и соедини рисунок и математическую запись.
12. Самопроверка
– Обменяйтесь тетрадками и проверьте записи.
13. Подведение итогов
– Что нового вы узнали?
– Что было трудно?
– Достаньте и оцените себя.